Конспект мастер - класса "Использование мнемокарт как средства поддержки детской инициативы в танцевально- игровой деятельности детей"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Клочкова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 341 Дзержинского района Волгограда»

Конспект мастер-класса для воспитателей:

«Использование мнемокарт как средства поддержки детской инициативы в танцевально-игровой деятельности детей»

Конспект подготовила:

Клочкова Ольга Николаевна, воспитатель

Волгоград - 2017


Цель: трансляция опыта использования мнемокарт как инструмента развития инициативности детей-дошкольников в нерегламентированной деятельности, передача участникам мастер-класса инновационных продуктов, полученных в результате творческой деятельности.

Задачи:

- предоставить возможность участникам мастер-класса взглянуть на использование мнемотехники как на способ развития инициативности и проявления воспитанниками лидерских качеств, элемент здоровьесберегающей среды, инструмент обеспечения эмоционального и физического комфорта дошкольников;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса;

Использованная литература:

1.Козаренко Владимир Мнемотехника шаг

зашагом Издательство: Интернет-издание: 2013.

2.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных

рассказов / Дошкольное воспитание.1990. No10. С.16

3.Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

4. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста», 2009.

Оснащение:

ТСО: ноутбук, проектор с экраном, магнитная доска или коврограф, указка.

Раздаточные материалы:

- на каждую группу: 10 предметных картинок

- напечатанные фразы для рефлексии

План проведения мастер-класса.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога. Вхождение в тему.

II этап. Обоснование основных идей использования мнемокарт в нерегламентированной деятельности детей-дошкольников.

III этап. Практическая демонстрация способов использования мнемокарт. Комментарии педагога.

IV этап. Подведение итогов, определение перспектив в работе. Рефлексия.

V этап. Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и слушателей.

VI этап. Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.


I этап. Приветствие. Вводное слово педагога. Вхождение в тему. 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Клочкова Ольга Николаевна, я работаю воспитателем старшей группы в детском саду №341 Дзержинского района Волгограда.

Не для кого не секрет, что мы, воспитатели, прикладываем множество усилий для того, чтобы наши воспитанники росли здоровыми, умными и счастливыми.

В условиях работы по ФГОС дошкольного образования мы с Вами снова и снова переосмысливаем роль воспитателя в жизни группы. Стараемся создавать такие ситуации, в которых ребенок сам овладевает какими-то способами и приемами деятельности. Повсеместно педагоги стремятся к интеграции образовательных областей, для того, чтобы одновременно можно было решить несколько педагогических задач для достижения целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

В рамках мастер-класса мне бы хотелось рассказать Вам об идее использования мнемотехники в свободной деятельности детей.

Мы с детьми очень любим играть в различные музыкальные игры с движениями. Это отличное средство для снятия мышечного напряжения детей, повышения эмоционального настроя группы, развития общей моторики, профилактики гиподинамии.

Посмотрите, пожалуйста, как мы это делаем. (Демонстрация видеофрагмента музыкальной игры)

Все это, конечно замечательно. Но музыкальные игры – это моя инициатива, в данной ситуации именно я выбираю музыкальную игру, а дети выполняют движения по моему показу,  что не до конца соответствует одному из целевых ориентиров ФГОС ДО: «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности …; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;»

Наша задача — помочь ребёнку осуществить выбор той деятельности, в которой, он удовлетворит свои игровые и личностные интересы, проявит инициативу и самостоятельность, в то же время мы сможем ввести в пространство группы дополнительный элемент профилактики гиподинамии. Этого мы добились, когда пополнили центр двигательной активности группы специальными мнемокартами.

II этап. Обоснование основных идей использования мнемотехники в нерегламентированной деятельности детей-дошкольников.

Я попрошу поднять руки тех, кто использует в своей работе приемы мнемотехники.

Если не все подняли руки

Если все подняли руки

Я смотрю, что не все подняли руки. Давайте вспомним: это и алгоритмы одевания-раздевания для наших деток, схема мытья рук, схема описания предметов и явлений, схемы для запоминания стихотворений и многое другое. Т.О. мнемотехника вошла в нашу жизнь настолько, что мы её уже не замечаем

Безусловно,  мы все используем эти приемы постоянно: это и алгоритмы одевания-раздевания для наших деток, схема мытья рук, схема описания предметов и явлений, схемы для запоминания стихотворений и многое другое.

А теперь вопрос посложнее. Давайте постараемся вспомнить, в чем эффективность данной методики?

Обсуждение с присутствующими. 

Давайте подытожим:

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации  за счет образования дополнительных ассоциативных связей.

Мнемотехника задействует оба полушария головного мозга, запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочней механического запоминания, лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.

Мнемокарты пригодились нам для решения следующей проблемы.

Мы часто включаем музыку по просьбе детей, ведь музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение, активизирует все виды восприятия. Но когда дети слышат музыку в свободной деятельности, не многие из них используют те танцевальные движения, которые они разучивают на занятиях по музыке и в играх с воспитателями. Дети зачастую начинают бегать, прыгать, что-то вытворять, но на танец это мало похоже.

Было решено использовать мнемокарты с обозначением движений.

III этап. Практическая демонстрация способов использования мнемокарт. Комментарии педагога.

Мы вместе с детьми нашли картинки, которыми обозначили те или иные танцевальные движения и стали пробовать танцевать под ритмичную музыку. Я показывала картинку, а дети вспоминали и выполняли движение, которое обозначала эта картинка.

C:\Users\Admin\Desktop\Лена нужно\МК\09-11-2017_20-14-43\buratino.jpg

Например, картинкой «Буратино» мы обозначили вот такое движение.

(Показ движения педагогом)

https://thetomatos.com/wp-content/uploads/2017/04/wood-boats-clipart.jpg

Картинкой «Лодочка» обозначили покачивание из стороны в сторону, с ноги на ногу.

(Показ движения педагогом)

Несложно догадаться, что танцевальные движения так или иначе ассоциируются с этими картинками.

Когда ребята стали легко ориентироваться в картинках, стало возможным использование мнемодорожки из картинок с последовательностью движений. Мы договорились, что каждое движение они выполняют на одну строчку песни.

В результате дети стали использовать мнемокарты в свободной деятельности. Они договариваются, кто будет участвовать в музыкальной игре, кто будет ведущим, который выбирает картинки и выкладывает  мнемодорожку, обозначающую танцевальные движения.

А сейчас мы с вами попробуем этот прием на практике.

Мы  поделимся на 2 команды. На столах приготовлены предметные картинки.

Вот, что мы  будем делать: вы в своей команде выберете 4 картинки и придумаете простые танцевальные движения, которые эти картинки будут обозначать. Потом -  выложите  мнемодорожку. Когда я включу музыку, вы воспроизведете  свои придуманные движения по мнемодорожкам. Это будет необходимо сделать несколько раз. Все понятно?

А сейчас я прошу вас рассчитаться  на «яблоко» и «банан». Команда «яблоко», пожалуйста, подойдите к столу № 1, команда «банан» к столу № 2.

Всем все понятно, тогда можете начинать.

Итак, команды готовы?

Немного послушайте проигрыш, чтобы поймать ритм и начинайте выполнять движения по моей команде.

Музыка для 1 команды. Музыка для 2 команды.

(Команды педагогов танцуют по очереди)

Спасибо нашим коллегам. Мы надеемся, что Вам понравилось Ваше выступление. Вы немного подвигались, размялись, заставили мозг работать, получили положительные эмоции..

IV этап. Подведение итогов, определение перспектив в работе. Рефлексия.

А теперь, давайте подведем итоги:

Таким образом, дети:

  1. Могут танцевать, когда захотят
  2. Выбирать, как им танцевать
  3. Выбирать, с кем им танцевать
  4. Договариваться, кто будет ведущим: выбирать картинки и выкладывать двигательную мнемодорожку.

А мы решаем следующие задачи:

-развитие инициативности (дети выбирают во что им играть, какие движения использовать в музыкальной игре)

-развитие коммуникативных способностей детей (детям приходится договариваться между собой)

-развитие лидерских качеств (дети обосновывают свою позицию, защищают свой выбор)

-умение работать в команде

-развитие способности испытывать чувство удовлетворения от коллективного творчества

-развитие общей моторики

-профилактика гиподинамии

-развитие всех психических процессов

Каковы же перспективы развития данного приема? В дельнейшем планируется использовать элементы усложнения, такие как:

  1. увеличение длины мнемодоророжки
  2. увеличение количества картинок с закрепленными движениями
  3. использование двухрядной мнемодорожки, где верхний ряд обозначает движения верхней части тела, а нижний ряд соответственно нижней части тела

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы: (педагог раздает листы бумаги с напечатанными фразами для рефлексии)

- Было интересно то, что...

- Было трудно, но...

- Я поняла, что...

- Теперь я могу...

- Я почувствовала, что...

- Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Уважаемые коллеги, с удовольствием выслушаю все ваши замечания и предложения.

V этап. Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и слушателей.

VI этап. Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.Задачи:...

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы"

Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы....

Моделирование предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы в театрально-игровой деятельности

Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности , оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.Данная презентация предназначена в помощь при организации  пр...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...

Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей

Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...

Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...