Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
консультация
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rebenka_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
Направленное обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней своё место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. Причём дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребёнка, как в физическом, так и в умственном отношении.
Очень важно уделять внимание в течение жизни ребёнка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учётом специфики имеющегося дефекта).
Первые годы жизни ребёнка наиболее драгоценны для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребёнка с окружающей средой.
Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребёнку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Родители должны знать, что каждый ребёнок развивается в трёх областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).
Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребёнка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.
Области развития, в которых ребёнку можно помочь путём раннего стимулирования и обучающих занятий:
- движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребёнку передвигаться, выполнять различные действия, играть и работать
- пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребёнку овладеть многими навыками
- органы чувств, особенно зрение, слух и осязание. Они помогут ребёнку познавать окружающий мир и реагировать на него
- общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения
- общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими
- основные повседневные занятия: еда, питье, одевание, отправление естественных нужд (туалет), умывание. Эти навыки помогут ребёнку стать более независимым и самостоятельным.
Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями
- Внимательно понаблюдайте за ребёнком, чтобы оценить, что может и чего он не может в каждой области развития.
- Отметьте, какие вещи ребёнок только начинает делать или пока делает с трудом.
- Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются (пусть об этом будут знать все члены вашей семьи).
- Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребёнок может освоить за несколько дней, и только после освоения данного навыка переходите к следующей ступени.
- Не ожидайте слишком многого сразу.
Общие рекомендации по оказанию помощи ребёнку с особыми потребностями в развитии
- Чаще хвалите ребёнка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
- Больше разговаривайте с ребёнком. Объясняйте всё, что вы делаете. Ребёнок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
- Помогая ребёнку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
- Используйте зеркало, чтобы помочь ребёнку узнать своё тело, научиться владеть руками.
- Используйте подражание, чтобы научить ребёнка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребёнка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
- Побуждайте ребёнка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
- Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
- Пусть старшие братья и сёстры показывают ребёнку новые приспособления, игрушки и т.д.
- Ребёнок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребёнка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
- Пусть ребёнок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
Консультация для родителей имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии...
Рекомендации для родителей занимающихся дома с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
Консультация раскроет родителям несколько правил для занятий с ребёнком ОВЗ в домашних условиях...
Коррекционное индивидуальное занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
Тема: "Животные"...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья...
Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье»
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется.Проживание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья ...
- Мне нравится (1)