Семинар – практикум для родителей будущих первоклассников «Играя, готовимся к школе»
методическая разработка
Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А.Венгер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 248.96 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок»
Красноярского края, Каратузского района, с.Каратузское
Семинар – практикум для родителей
будущих первоклассников
«Играя, готовимся к школе»
подготовила
воспитатель
Ковалева Елена Викторовна
с. Каратузское
2021
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А.Венгер
Цель: Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы.
Задачи:
- Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
- Помочь родителям овладеть игровыми способами познавательного общения с ребенком для подготовки к школе.
- Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь).
- Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
Форма работы: групповая.
Длительность мероприятия: 20-25 минут.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ручки, карандаши, бумага, игрушки, цветы, бабочки, счетные палочки, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника.
Условия проведения семинара - практикума.
- Данный практикум рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу, и их родителей.
- Практикум должен проводиться в просторном помещении, где предусмотрена зона для практической работы за столами и место для двигательной деятельности.
Ход семинара-практикума:
- Вводная часть.
Настрой родителей на доверительные отношения и совместную работу.
Воспитатель:
Спасибо, что дела свои все отложили,
И в зал наш светлый поспешили.
Поговорить и поиграть,
Много нового узнать.
Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада видеть вас сегодня здесь на семинаре-практикуме «Играя, готовимся к школе».
Но прежде, чем начать наш семинар я предлагаю вам ответить на мои вопросы. “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
- Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да) - С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) - Я вас понимаю…Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да) - Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь мне? (нет) - Последнее спрошу вас я,
Активными все будем? (да)
Упражнение “Цветик-семицветик”
И на этой прекрасной ноте я предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет наших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство и чудо. Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”.
И сейчас у вас в руках окажется этот сказочный волшебный цветок. Перед вами лежит тот самый цветик-семицветик из сказки. Возьмите его в руки. Эти волшебные цветы сделаны нашими детьми. Лепестки мы отрывать не будем, но я попрошу вас написать на обратной стороне на каждом лепесточке желания. Подумайте, каким вы хотели бы видеть своего ребенка при поступлении в школу? (Родители выполняют задание).
Отложите пока в сторону свой волшебный цветок.
А сейчас я предлагаю вам отправить своего ребенка в школу, выберите по одной игрушке и поставьте ее на одну из дорожек, ведущих к школе. Перед вами три дорожки разного цвета: красная, синяя и черная.
(Родители выполняют задание)
Что обозначают дорожки, я объясню вам чуть позже.
- Основная часть.
Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. И давно уже доказано практиками, что никакое, даже самое хорошее дошкольное учреждение не может заменить семейное воспитание.
Если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и старания, ребенок начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять свои ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника придает особое значение всем достижениям ребенка.
Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению?
Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование. Это мир, в котором он живет, учится строить взаимоотношения с другими людьми.
С помощью организованной игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы нашим детям, чтобы подготовиться к школе.
Как правило, ребенок в старшем дошкольном возрасте уже имеет хороший запас слов, но по какой-либо причине (мало общается, стеснительный и т.д.) он не умеет им пользоваться и в повседневной жизни ограничивается небольшим набором слов. Как помочь перевести пассивный словарь ребенка в активный?
И чтобы развивать эти качества, нам поможет игра, которая называется «Собери портфель»
Игра “Собери портфель”
Нам нужно собрать портфель в школу, и положить в него все то, что необходимо ребенку на уроке, т.е. школьные принадлежности. Но слова должны начинаться на букву “К”.
Начинаем по очереди (слева направо)
- Карандаши цветные
- Карандаш простой
- Калькулятор
- Книги
- Краски
- Кисточка
- Клей
У следующей игры, будет цель та же.
Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее написать по три слова, начинающихся с данной буквы.
Слово у нас - ШКОЛА.
Ш (ша) – шар, шуба, шкаф.
К (ка) – корова, клоун, кран.
О – облако, окно, овца.
Л (эл) – лук, лев, ландыш.
А – арбуз, ананас, астра.
Молодцы!
Вывод: Играя в такие игры, у детей расширяется словарный запас, развивается активный словарь ребенка.
На дворе у нас зима,
Снег и ветер, холода.
Вот бы в лето нам сейчас,
Окунуться хоть на час.
Хотите, окунуться в жаркое лето?
Тогда я прошу вас выйти ко мне.
Следующая игра «Бабочки на поляне»
Цель этой игры: обучение составлению слогов и чтению слов.
Перед вами две полянки. На одной поляне бабочки, на другой цветы. Вы должны на первой полянке поймать по две бабочки, одинаковых по цвету. И на обратной стороне бабочек написаны буквы: гласная и согласная. Вам необходимо составить и прочитать полученный слог.
Затем проходим ко второй полянке, где растут цветы. Здесь вам нужно посадить своих бабочек на цветок, который тоже таким же цветом. И сейчас вы должны уже прочитать полученное слово.
Р-А-К К-И-Т Ж-У-К
С-О-К Б-Е-Г Д-У-Б
Вывод: Ребенок, играя в такие игры, учится составлять слоги и читать слова.
У меня к вам вопрос. А ваш ребенок с удовольствием заучивает стихотворение? И времени, наверное, на это у вас уходит немало. Конечно, тут зависит от того, на сколько у ребенка развита память. Но чтобы процесс заучивания развивался быстрее и интереснее, мы с детьми используем мнемотаблицы.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Вывод: Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники сокращает сроки запоминания, делает этот процесс увлекательным и непринужденным для ребенка
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. Поэтому одна из задач и родителей и педагогов – выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.
Дидактические игры по математике расширят кругозор ребенка именно в области математических знаний и представлений.
Первая игра – это игра со счетными палочками.
Возьмите по 6 счетных палочек и составьте домик.
Готово? Сложили?
А теперь переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Перед вами пример на сложение? Равенство верное?
Вам необходимо переложить одну счетную палочку так, чтобы равенство получилось верным.
Подсказка: У нас пример на сложение. А чтобы равенство получилось верным, необходимо преобразовать пример на вычитание.
Вывод: Играя в такие игры, у ребенка развивается воображение.
Засиделись? Выходите ко мне.
Игра «Сосчитай правильно»
Цель этой игры: упражнять в счете по осязанию.
Правила игры: Родители встают в круг. Педагог раздает им карточки , на которых пришиты пуговицы. Пуговиц на каждой карточке разное количество. Как только зазвучит музыка необходимо передавать друг другу эти карточки слева направо. По сигналу «Стоп!» - игра останавливается.
Затем педагог называет любое число, игроки считают пуговицы наощупь, держа карточки за спиной. И у кого карточка с таким же числом пуговиц, показывает ее.
Вывод: В этой игре у ребенка развиваются тактильные ощущения, закрепление чисел и цифр, закрепление счета по осязанию.
На важный вопрос – «Как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают, или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве.
Что можно использовать при подготовке руки к письму?
Самые простые упражнения – пальчиковая гимнастика с предметами (в нашем случае будем использовать карандаш)
Карандаш, в руках катаем
И ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем,
Никогда не замерзаем.
Пальчики не отдыхают,
Карандаш перебирают,
Как на дудочке играют.
Родители должны помнить о том, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. К таким упражнениям относятся:
- Рисование линий, фигурных дорожек;
- Рисование по контуру;
- Штриховка с различным направлением движения руки;
- Соедини точки по цифрам;
- Обводка шаблонов, трафаретов;
- Графические диктанты;
Вывод: При выполнении таких заданий, у ребенка формируются графические навыки, готовность руки к письму и ребенок привыкает к карандашу и тетради.
Я надеюсь, что данные игры будут способствовать эффективному развитию детей. Помните, что правильно подобранная игра способствует дружескому общению родителей с детьми, налаживанию теплых и доверительных отношений.
Безусловно, все родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.
3. Заключительная часть.
А сейчас попрошу вас вернуться к нашему цветику-семицветику и озвучить по одному желанию, которое написано у вас на обратной стороне цветка. Каким вы хотите видеть своего ребенка при поступлении в школу? Зачитайте, пожалуйста, по одному желанию. Но желание выберите такое, которое вы считаете самым важным и самым главным для вас.
(Родители зачитывают по одному желанию).
Здорово! Всё в ваших руках, уважаемые родители! Потому что каждый родитель – это первый и самый главный учитель своего ребенка. А еще самое главное правило – вы для них пример!
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.
Но, а сейчас давайте вернёмся к нашим детям, которых вы отправили в школу. Что же означают цвета дорожек? Черная дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением школьной жизни ребенка; синяя дорожка — умеренное; красная - нет особого беспокойства.
И после нашего такого игрового семинара, мне бы хотелось у вас спросить, может кто-то из вас захотел поменять цвет дорожки? Может, у кого-то больше появились беспокойства перед школой? А кто-то может наоборот понял, что занимаясь с детьми дома, можно дать ребенку все необходимые знания для поступления в школу. Не так уж это и сложно, было бы желание!
Никогда не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас, ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минутку досуга,
Рядом вместе побудьте!
На память о нашей сегодняшней встрече мне бы хотелось подарить вам памятки.
«Памятки родителям будущего первоклассника».
Желаю успехов вам и вашим детям!
И запомните самое главное правило, вы для своего ребенка – пример!
И мне хочется закончить наш семинар словами немецкого сатирика Себастьяна Бранта «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!»
Всего вам доброго!
И спасибо за активное участие!
Список использованной литературы
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: АРКТИ, 2006.
- Глушакова О.А., Дедова С.И. Веселые счетные палочки. - Мозырь: Содействие, 2011.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников
Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников...
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников совместно с детьми «Играем и развиваемся вместе»
Увлекательный семинар-практикум для родителей, где они могут побывать в роли экспертов....
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Идем в школу всей семьей»
Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного о...
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «По дороге в школу».
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «По дороге в школу». Целью которого, стало знакомство родителей подготовительных групп с видами нарушений письменной речи и методами...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"
Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ - ИГРАЯ»
Просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития психических процессов....
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников "Играя - готовимся к школе"
Цель: Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.Задачи:- Показать родителям важность психических...