Семинар – практикум для родителей будущих первоклассников «Играя, готовимся к школе»
методическая разработка

Ковалева Елена Викторовна

Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать  и считать.
Быть готовым к школе –значит быть готовым всему этому научиться.

                                  Л.А.Венгер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx248.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колобок»

Красноярского края, Каратузского района, с.Каратузское

Семинар – практикум для родителей

будущих первоклассников

«Играя, готовимся к школе»

подготовила

воспитатель

Ковалева Елена Викторовна

с. Каратузское
2021

Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать  и считать.
Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться.
                                 Л.А.Венгер

Цель: Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы.

Задачи:

  • Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
  • Помочь родителям овладеть игровыми способами познавательного общения с ребенком для подготовки к школе.
  • Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь).
  • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
  • Оптимизация детско-родительских отношений.

Форма работы: групповая.

Длительность мероприятия: 20-25 минут.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ручки, карандаши, бумага, игрушки, цветы, бабочки, счетные палочки, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника.

Условия проведения семинара - практикума.

  • Данный практикум рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу, и их родителей.
  • Практикум должен проводиться в просторном помещении, где предусмотрена зона для практической работы за столами и место для двигательной деятельности.

Ход семинара-практикума:

  1. Вводная часть.

Настрой родителей на доверительные отношения и совместную работу.

Воспитатель:

Спасибо, что дела свои все отложили,
И в зал наш светлый поспешили.
Поговорить и поиграть,
Много нового узнать.

Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада видеть вас сегодня здесь на семинаре-практикуме «Играя, готовимся к школе».

Но прежде, чем начать наш семинар я предлагаю вам ответить на мои вопросы. “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

  • Скажите громко и хором, друзья
    Деток своих все вы любите? (да)
  • С работы пришли, сил совсем нет,
    Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
  • Я вас понимаю…Как быть, господа?
    Проблемы деток решать нужно нам? (да)
  • Дайте мне тогда ответ
    Помочь, откажитесь мне? (нет)
  • Последнее спрошу вас я,
    Активными все будем? (да)

Упражнение “Цветик-семицветик”

И на этой прекрасной ноте я предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет наших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство и чудо. Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”.

И сейчас  у вас в руках окажется этот сказочный волшебный цветок. Перед вами лежит тот самый цветик-семицветик из сказки. Возьмите его в руки. Эти волшебные цветы сделаны нашими детьми. Лепестки мы отрывать не будем, но я попрошу вас написать на обратной стороне на  каждом лепесточке желания. Подумайте, каким вы хотели бы видеть своего ребенка при поступлении в школу? (Родители выполняют задание).

Отложите пока в сторону свой волшебный цветок.

А сейчас я предлагаю вам отправить своего ребенка в школу, выберите по одной игрушке и поставьте ее на одну из дорожек, ведущих к школе. Перед вами три дорожки разного цвета: красная, синяя и черная.

(Родители выполняют задание)

C:\Users\Ольга\Desktop\всё с рабочего стола\Воспитатель года\2020 год\Семинар для родителей\Картинки\img551.jpg

Что обозначают дорожки, я объясню вам чуть позже.

  1. Основная часть.

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. И давно уже доказано практиками, что никакое, даже самое хорошее дошкольное учреждение не может заменить семейное воспитание.

Если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и старания, ребенок начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять свои ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника придает особое значение всем достижениям ребенка.

Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению?

Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование. Это мир, в котором он живет, учится строить взаимоотношения с другими людьми.

С помощью организованной игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы нашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Как правило, ребенок в старшем дошкольном возрасте уже имеет хороший запас слов, но по какой-либо причине (мало общается, стеснительный и т.д.) он не умеет им пользоваться и в повседневной жизни ограничивается небольшим набором слов. Как помочь перевести пассивный словарь ребенка в активный?

 И чтобы развивать эти качества, нам поможет игра, которая называется «Собери портфель»

Игра “Собери портфель” 

Нам нужно собрать портфель в школу, и положить в него все то, что необходимо ребенку на уроке, т.е. школьные принадлежности.  Но слова должны начинаться на букву “К”.

Начинаем по очереди (слева направо)

  • Карандаши цветные      
  • Карандаш простой
  • Калькулятор
  • Книги
  • Краски
  • Кисточка
  • Клей

У следующей игры, будет цель та же.

Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее написать по три слова, начинающихся с данной буквы.

Слово у нас - ШКОЛА.

Ш (ша) – шар, шуба, шкаф.

К (ка) – корова, клоун, кран.

О – облако, окно, овца.

Л (эл) – лук, лев, ландыш.

А – арбуз, ананас, астра.

Молодцы!

Вывод: Играя в такие игры, у детей расширяется словарный запас, развивается активный словарь ребенка.

На дворе у нас зима,

Снег и ветер, холода.

Вот бы в лето нам сейчас,

Окунуться хоть на час.

Хотите, окунуться в жаркое лето?

Тогда я прошу вас выйти ко мне.

Следующая игра «Бабочки на поляне»

Цель этой игры: обучение составлению слогов и чтению слов.

Перед вами две полянки. На одной поляне бабочки, на другой цветы. Вы должны на первой полянке поймать по две бабочки, одинаковых по цвету. И на обратной стороне бабочек написаны буквы: гласная и согласная. Вам необходимо составить и прочитать полученный слог.

Затем проходим ко второй полянке, где растут цветы. Здесь вам нужно посадить своих бабочек на цветок, который тоже таким же цветом. И сейчас вы должны уже прочитать полученное слово.

Р-А-К          К-И-Т         Ж-У-К      

С-О-К         Б-Е-Г          Д-У-Б

Вывод: Ребенок, играя в такие игры, учится составлять слоги и читать слова.

У меня к вам вопрос. А ваш ребенок с удовольствием заучивает стихотворение? И времени, наверное, на это у вас уходит немало. Конечно, тут зависит от того, на сколько у ребенка развита память. Но чтобы процесс заучивания развивался быстрее и интереснее, мы с детьми используем мнемотаблицы.

C:\Users\Ольга\Desktop\image006_130.gif

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

Вот на ветках, посмотри,C:\Users\Ольга\Desktop\снегири.jpg

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Вывод: Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники сокращает сроки запоминания, делает этот процесс увлекательным и непринужденным для ребенка

Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. Поэтому одна из задач и родителей и педагогов – выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

Дидактические игры по математике расширят кругозор ребенка именно в области математических знаний и представлений.

Первая игра – это игра со счетными палочками.

Возьмите по 6 счетных палочек и составьте домик.

Готово? Сложили?

А теперь переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

C:\Users\Ольга\Desktop\всё с рабочего стола\Воспитатель года\2020 год\Семинар для родителей\Картинки\img552.jpg

Перед вами пример на сложение? Равенство верное?

Вам необходимо переложить одну счетную палочку так, чтобы равенство получилось верным.

C:\Users\Ольга\Desktop\всё с рабочего стола\Воспитатель года\2020 год\Семинар для родителей\Картинки\GY5p7ijeRqc.jpg     C:\Users\Ольга\Desktop\всё с рабочего стола\Воспитатель года\2020 год\Семинар для родителей\Картинки\DhfZTjzwa58.jpg

Подсказка: У нас пример на сложение. А чтобы равенство получилось верным, необходимо преобразовать пример на вычитание.

Вывод: Играя в такие игры, у ребенка развивается воображение.

Засиделись? Выходите ко мне.

Игра «Сосчитай правильно»

Цель этой игры: упражнять в счете по осязанию.

Правила игры: Родители встают в круг. Педагог раздает им карточки , на которых пришиты пуговицы. Пуговиц на каждой карточке разное количество. Как только зазвучит музыка необходимо передавать друг другу эти карточки слева направо. По сигналу «Стоп!» - игра останавливается.

Затем педагог называет любое число, игроки  считают  пуговицы наощупь, держа карточки за спиной. И у кого карточка с таким же числом пуговиц, показывает ее.

Вывод: В этой игре у ребенка развиваются тактильные ощущения, закрепление чисел и цифр, закрепление счета по осязанию.

На важный вопрос – «Как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают, или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве.

Что можно использовать при подготовке руки к письму?

Самые простые упражнения – пальчиковая гимнастика с предметами (в нашем случае будем использовать карандаш)

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Родители должны помнить о том, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. К таким упражнениям относятся:

  • Рисование линий, фигурных дорожек;
  • Рисование по контуру;
  • Штриховка с различным направлением движения руки;
  • Соедини точки по цифрам;
  • Обводка шаблонов, трафаретов;
  • Графические диктанты;

Вывод: При выполнении таких заданий, у ребенка формируются графические навыки, готовность руки к письму и ребенок привыкает к карандашу и тетради.

Я надеюсь, что данные игры будут способствовать эффективному развитию детей. Помните, что правильно подобранная игра способствует дружескому общению родителей с детьми, налаживанию теплых и доверительных отношений. 

Безусловно, все  родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.

3. Заключительная часть.

А сейчас попрошу вас вернуться к нашему цветику-семицветику и  озвучить по одному желанию, которое написано у вас на обратной стороне цветка. Каким вы хотите видеть своего ребенка при поступлении в школу? Зачитайте, пожалуйста, по одному желанию. Но желание выберите такое, которое вы считаете самым важным и самым главным для вас.

(Родители зачитывают по одному желанию).

Здорово! Всё в ваших руках, уважаемые родители! Потому что каждый родитель – это первый и самый главный учитель своего ребенка. А еще самое главное правило – вы для них пример!

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.

Но, а сейчас давайте вернёмся к нашим детям, которых вы отправили в школу. Что же означают цвета дорожек? Черная дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением школьной жизни ребенка; синяя дорожка — умеренное; красная - нет особого беспокойства.

И после нашего такого игрового семинара, мне бы хотелось у вас спросить, может кто-то из вас захотел поменять цвет дорожки? Может, у кого-то больше появились беспокойства перед школой? А кто-то может наоборот понял, что занимаясь с детьми дома, можно дать ребенку все необходимые знания для поступления в школу. Не так уж это и сложно, было бы желание!

Никогда не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас, ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минутку досуга,
Рядом вместе побудьте!

На память о нашей сегодняшней встрече мне бы хотелось подарить вам памятки.

«Памятки родителям будущего первоклассника».

Желаю успехов вам и вашим детям!

И запомните самое главное правило, вы для своего ребенка – пример!

И мне хочется закончить наш семинар словами немецкого сатирика Себастьяна Бранта «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!»

Всего вам доброго!

И спасибо за активное участие!

Список использованной литературы

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: АРКТИ, 2006.
  2. Глушакова О.А., Дедова С.И. Веселые счетные палочки. - Мозырь: Содействие, 2011.

  1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://infourok.ru/seminarpraktikum-dlya-roditeley-buduschih-pervoklassnikov-igraya-gotovimsya-k-shkole-2663613.html

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/27/seminar-praktikum-dlya-roditeley-igraya-gotovimsya-k


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников совместно с детьми «Играем и развиваемся вместе»

Увлекательный семинар-практикум для родителей, где они могут побывать в роли экспертов....

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Идем в школу всей семьей»

Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного о...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «По дороге в школу».

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «По дороге в школу». Целью которого, стало знакомство родителей подготовительных групп с видами нарушений письменной речи и методами...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"

Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ - ИГРАЯ»

Просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития психических процессов....

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников "Играя - готовимся к школе"

Цель:  Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников.Задачи:-  Показать родителям важность психических...