Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников "Играя - готовимся к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Чуксина Екатерина Анатольевна

Цель:  Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников.

Задачи:

-  Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

- Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, математические способности) в  домашних условиях.

- Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

- Развивать у родителей навыки рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_shkola.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«ИГРАЯ – ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»

Автор: Чуксина Екатерина Анатольевна воспитатель МБДОУ«Детский сад» №48, город Камышин.  

Цель:  Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников.

Задачи:

-  Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

- Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, математические способности) в  домашних условиях.

- Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

- Развивать у родителей навыки рефлексии.

Предварительная работа:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Подбор игр и игровых  упражнений.
  • Оформление стендовой информации «Готовимся к школе».
  • Анкетирование родителей
  • Опрос детей

Демонстрационный материал:

- Презентация «Наши размышлялки о школе»

- Детские игрушки

- Мешочек с набором различных предметов (газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, колпачок от дезодоранта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.)

Раздаточный материал:

- Листы для рисования.

- Ручки

- Салфетки.

Материально-техническое обеспечение:

·  Проектор, экран, ноутбук;

·  стулья по количеству участников;

·  письменные столы; 

Ход семинара-практикума:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. А пригласили мы вас, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Игра “Да – нет”

Сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я,
Активными все будем? (да)

 

Упражнение «Снежинка»

Воспитатель

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).

 Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1.Сложите салфетку пополам.

2.Оторвите правый верхний уголок.

3.Опять сложите пополам.

4.Снова оторвите правый верхний уголок.

5.Сложите салфетку пополам.

6.Оторвите правый верхний уголок.

Воспитатель:

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

 

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам отправить своего ребенка в школу, выберите по одной игрушке и поставьте ее на одну из дорожек, ведущих к школе.

Что обозначают дорожки, я объясню чуть позже

 

Упражнение “Цветик-семицветик”

Воспитатель: Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”. Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце учебного года? Запишите свои желания на разноцветных лепестках цветика-семицветика. (Выполняют задание).

  • Кто из вас хочет озвучить свои желания?
  • Кто хочет что-то дополнить?

Воспитатель: Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.  Уже доказано практиками, что никакое, даже самое хорошее дошкольное учреждение не может заменить семейное воспитание. Если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и прилежания, ребенок начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка.

Игра-ассоциация “Школа”

Воспитатель: Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?

Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”?
Например, учеба.
Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
(Высказывания родителей, обсуждение).

Воспитатель: Посмотрите, что говорят ваши дети о школе  (презентация «Размышлялки о школе»).

«Наши размышлялки о школе» (вопросы, которые задавались детям)

— Что такое школа?

— Зачем нужно ходить в школу?

— Что нужно сделать взрослым, чтобы тебе было интересно в школе?

— Каким ты представляешь себе учителя?

— Нужны ли тебе в школе друзья?

— Надо ли проявлять особое старание, чтобы быть во всем лучшим?

 

Воспитатель: Какое первое впечатление после просмотра презентации у вас возникло?

Вернёмся к нашим детям, которых вы отправили в школу. Что же означают цвета дорожек?

Черная дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением школьной жизни ребенка; синяя дорожка — умеренное; красная — нет особого беспокойства.

 Безусловно, все  родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.

 

Воспитатель: А сейчас попрошу вас озвучить по одному желанию, которое написано у вас на обратной стороне лепестка. - Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто хочет что-то дополнить?

 Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.

Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению

Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.

Послушайте, пожалуйста, что же думают дети по этому поводу.

Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку,
Никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем –
Сегодня новый век.
Без знаний и учебы,
Нет шансов на успех!

***        

Нам тесты предлагают,
И все хотят понять:
Чего нам не хватает,
Ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь
Спокойно поиграть,
В семью, в солдаты, в шашки,
Вприпрыжку поскакать.

***

И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей –
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!


Воспитатель: Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми.

В свободной игровой деятельности, развиваются - самостоятельность, активность, саморегуляция, которые имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

С помощью организованной игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

Воспитатель: И сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Упражнение  “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а только потом выполняйте.

Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Игра «ЧЕРЕПАХИ» постройтесь в шеренгу около колон, я встану напротив вас.. По моей команде вам необходимо двигаться в мою сторону. Ваша задача - идти как можно медленнее. Победит тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

·  Дети выполняя это упражнение, учатся контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.

Перемена (звенит звонок)

Воспитатель: А сейчас перемена. Дети покажут сценку.

Сценка «Хвастунишка» У детей шапочки с изображением зверят: мишка, белка, ёжик и мышка.

Ведущая: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверята, показывают, что им родители к школе приготовили.

Ёжик: Мне мама ранец купила.

Мышка: А мне краски разноцветные.

 Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками.

Ведущая: Все ребята и зверята в школу хотят.

Медвежонок: Эка невидаль, школа, я и без шкоффлы всё умею!

Ёжик: И рисовать умеешь?

Мышка: И писать умеешь?

 Белочка: И буквы знаешь?

 Медвежонок: Я всё знаю, всё умею.

Белочка: Тогда прочитай, что здесь написано.

Ведущая: Взял Медвежонок букварь («звери» улыбаются). А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись? (Мишка держал букварь вверх ногами.)

Игра “Загружаем баржу”

Нам нужно загрузить баржу одеждой, начинающуюся на букву “К”.

Чему дети учатся в этой игре?

Заключительная часть.

Воспитатель: Я знаю, что многие родители играют со своими детьми, и уделяют этому должное внимание. Ведь мы с вами порой даже не задумываемся, что игра не только сближает нас с детьми, она помогает детям развиваться. Конечно, сейчас в наше время существует множество игр, которые можно легко купить в магазине, существует  множество различных приставок, компьютерных игр. Но это все не то… хотя играя в эти игры, ребенок развивается, а общения то нет. Получается, что ребенок играет один. Взрослые только могут прочитать задание и все… ушли по своим делам. У ребенка идет  виртуальное общение. От этого дети в будущем не могут свободно общаться со сверстниками, не могут высказываться.

В игре к ребенку вместе с удовольствием приходит ощущение эмоционального  комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности,  в которых заключен мощный импульс детского развития. Игра для растущего ребенка – необходимый механизм «запуска» самых разных сторон его личности, является наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного «прорастания» как личностных качеств, так и опыта социальной компетентности в общении с окружающими людьми.

Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются  с жизненными проблемами. Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря игре он ощущает настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и отношений становятся доступными.

Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть (Ф. Роджерс).

Игра – естественный язык ребенка.

Рефлексия “Все у меня в руках”

Воспитатель: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги обведите свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы, которые я вам задам.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал (а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Готовы ли вы сейчас поменять цвет дорожки?

Никогда не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши: внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Упражнение «Аплодисменты»

Воспитатель: Мы с вами сегодня хорошо поработали.

И в завершении я предлагаю посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ

И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»...

Деловая игра с родителями будущих первоклассников "Готовимся к школе" - презентация

Цель: определить наиболее важные психологические характеристики ребенка....

Консультация для родителей, будущих первоклассников: "Готовимся к школе"

Многие родители спешат отдать своего ребенка в школу 6,5 лет, но готов ли он к школе? Данный тест поможет ответить на этот вопрос....

Семинар- практикум для родителей подготовительной группы "Готовимся к школе -играя"

Семинар-практикум рекомендован педагогам подготовительных групп .В ходе семинара-практикума родители знакомятся с простыми , интересными и познавательными играми , которые необходимы при подготовке...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Идем в школу всей семьей»

Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного о...

Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)

laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...

Семинар-практикум «Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»

Семинар-практикум«Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»...