Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Идем в школу всей семьей»
методическая разработка на тему

Улатаева Людмила Николаевна
  •  
  • Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.
  • Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного образования.
  •  Познакомить родителей с навыками социальной компетентности старшего дошкольника, которыми должны владеть дети, поступающие в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Улатаева Людмила Николаевна, учитель-дефектолог

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 100 «Берегиня»

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников

«Идем в школу всей семьей»

Цели:

  1. Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.
  2. Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного образования.
  3.  Познакомить родителей с навыками социальной компетентности старшего дошкольника, которыми должны владеть дети, поступающие в школу.

Ход семинара:

Вступительная часть:

1 слайд

Высказывание Сухомлинского

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

2 слайд:

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

3 слайд:

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

4 слайд

Что важно сделать перед школой!

5 слайд Помните!

  • Характер формируется до 3-х лет.
  • До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

6 слайд:

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

7 слайд

1. Организуйте распорядок дня:

        • стабильный режим дня;

        • сбалансированное питание;

        • полноценный сон;

        • прогулки на воздухе.

 2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

  1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
  2. Выполняет утреннюю гимнастику.
  3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
  4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
  5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
  6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
  7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

3. Через самостоятельность к организованности!

4.  Формируйте у ребенка умения общаться:

        • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

5. Уделите особое внимание развитию произвольности:

        • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

6. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

        • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

        • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

        • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

        • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

        • составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

        • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

        • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

        • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

        • научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

        • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

7.  Тренируйте руку ребенка:

        • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой ребенка! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

        • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий  важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

8 слайд

На этапе подготовки:

        • избегайте чрезмерных требований к ребенку;

        • предоставляйте право на ошибку;

        • не думайте за ребёнка;

        • не перегружайте ребёнка;

        • не   пропустите   первые   трудности и обратитесь к узким специалистам        (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

        • устраивайте ребенку маленькие праздники

Работа родителей в группах. Ролевое проигрывание проблемных задач.

Учитель предлагает группам родителей проблемные задачи для ролевого проигрывания.

Уважаемые родители, давайте сейчас с вами попробуем окунуться на некоторое время в будущее. Вы родители первоклассников. Предлагаю решить вам несколько проблемных задач. Прочитайте их, обсудите и выступите со своим видением решения данной в задаче проблемы.

9 слайд

Проблемная задача 1

Таня (6 лет и 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама  усаживает её за стол и начинает спрашивать: 

- Как называется эта буква? Что здесь написано? – Девочка молчит. 

- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню. через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать! 

Вопрос: Как бы вы повели себя в этой ситуации? 

10 слайд

Проблемная задача 2

Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. 

Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ёе взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» 

С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу. 

Вопрос: Как бы вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?

 

11 слайд

Проблемная задача 3

Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребёнка и дают только отрицательную оценку его действиям. 

Вопрос: Правы ли родители? Как поступили бы вы в этой ситуации? 

12 слайд

Проблемная задача 4

Ученица второго класса с радостью бежит к ожидающей её у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку. 

Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что «троечницу» она встречать у школы не будет. 

Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации. 

В ходе обсуждения проблемных задач психолог высказывает своё мнение по данной ситуации.

13 слайд

Рекомендуется положительно настраивать на школу:

«В школе ты узнаешь много нового, интересного!»

«У тебя появится много новых друзей!»

«С 1 сентября ты начинаешь трудиться, как трудятся твои мама и папа, бабушка и дедушка!»

«Теперь и ты у нас стал взрослым, у тебя появятся новые трудовые обязанности».

14 слайд:

Итоги собрания

 

1.  Готовить детей к принятию новой социальной роли – ученика.

2.   Развивать в детях социальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

3.  Формировать навыки сознательной дисциплины, послушания, аккуратности.

4.  Развивать знания детей об окружающем их мире.

5.  Развивать речь детей.

6.  Следить за здоровьем будущего школьника, соблюдать профилактику заболеваний.

Рефлексия деятельности. Тестирование родителей.

Закончить свою часть выступления на нашей встрече мне бы хотелось тестированием «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?». Мы с вами сегодня о многом поговорили. Вы сделали соответствующие выводы о дальнейших путях в воспитании ваших детей и подготовке их к школе. А сами ли вы чувствуете уверенность в своих силах, сможете ли вы принять роль родителей первоклассника, сумеете ли принять переживания ребёнка? На бланках, которые лежат у вас на столах отметьте свои ответы. Если согласны с утверждениями, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

15 слайд

ТЕСТ

«Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребёнок спокойно учится только в том случае, если его мать – учительница.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
  8. Боюсь думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребёнок ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
  12. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»

Обработка результатов.

Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

16 слайд

  • До 5 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребёнка.

17 слайд

  • 6 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

18 слайд

  • 10 и более баллов – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом

19 слайд:

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 Итог занятия. Обратная связь

 Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

 • Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

  • Чем полезная именно для Вас была данная встреча?

 • Узнали ли Вы что - то новое о себе и своем ребенке?

 • Ваши пожелания педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Предлагаемые рекомендации для родителей детей, которые иногда испытывают затруднения в выборе основных направлений для подготовки ребенка  к школе.Данные советы имеют психолого-педагогическую нап...

Идем в школу всей семьей

Как помочь адаптироваться первокласснику к школе? Советы родителям...

Статья на тему"Идем в школу всей семьей"

Статья является методической рекомендацией для родителей первоклассников....

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител...

Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)

laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ - ИГРАЯ»

Просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития психических процессов....

Психологический тренинг для родителей будущих первоклассников «Идем в школу с радостью»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж» Психологический тренинг для родителей будущих первоклассни...