План по самообразованию "Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников"
материал (старшая, подготовительная группа)
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
В контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной, т.к. на сегодняшний день одной из главных целей является овладение детьми способами когнитивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_ispolzovanie_triz.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа «Бугровский Центр Образования № 3» Дошкольное отделение № 2
План по самообразованию
воспитателя ДОУ
Котляровой Ирины Владимировны
Тема: «Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников»
2021-2022
(учебный год)
Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет.
(возрастная группа)
2021 г.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
В контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной, т.к. на сегодняшний день одной из главных целей является овладение детьми способами когнитивной деятельности.
Цели:
- Повысить свой профессиональный уровень.
- Повысить компетентность родителей (законных представителей) в сфере инновационных технологий.
- Развитие у детей 5-7 лет поисковой активности, стремления к новизне и творческого воображения.
Для достижения поставленных целей определены следующие
задачи:
- изучить и проанализировать литературу и методические печатные издания по теме самообразования;
- повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и компетентность путём ознакомления с методическими наработками коллег,
посещения занятий, семинаров и пр. по теме, изучение методик и технологий педагогов;
- познакомить родителей (законных представителей) с технологией ТРИЗ;
Задачи в работе с детьми:
Образовательные:
- Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее.
- Тренировать аналитическое мышление, научить детей выделять общие признаки путем сравнения.
- Побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.
- Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.
- Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.
- Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях.
- Обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».
- Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей.
- Обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях.
Развивающие:
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия.
- Развивать творческое воображение, логическое мышление.
- Способствовать развитию умения строить диалог.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения.
Этапы работы | Месяц | Содержание работы | Формы работы | Форма отчетного продукта | Отметка о вып-ии |
Аналитико-диагностический | 09 | Составление плана работы по теме. | Подбор интернет ресурсов и печатных изданий | План по самообразованию на 2021-2022 г.г. | |
10 | Изучение методической литературы по теме | Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. | Оформление картотеки игр для детей. | ||
организационный | 11 | Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Противоречия в размерах. Противоречия в количестве. Противоположные признаки. Диагностика. | Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Ознакомление с опытом работы ТРИЗ педагогов в сети Интернет (видео вебинары и пр.). Изготовление наглядного материала. | Дидактические игры, схемы. | |
12 | Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Системный оператор. Анализ сказки по «системному оператору». | Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Ознакомление с опытом работы ТРИЗ педагогов в сети Интернет (видео вебинары и пр.). Изготовление наглядного материала. | Дидактические игры, схемы. | ||
01 | Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Подсистемы человека. Подсистемы предметов: объект «чайник». | Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Изготовление наглядного материала. | Дидактические игры, схемы. | ||
02 | Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Прошлое. Будущее человека. Будущее предметов. | Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Изготовление наглядного материала. | Консультация для родителей «ТРИЗ – в повседневной жизни». | ||
03 | Подготовка и проведение занятий, бесед, игр: Маленькие человечки. ММЧ (моделирование маленькими человечками) | Анализ печатных изданий и интернет ресурсов. Изготовление наглядного материала. | Схемы ММЧ к занятиям по лексическим темам. | ||
Итогово-обобщающий | 04 | Подготовка и проведение занятий, бесед, игр. Обобщающее занятие по ММЧ. | Оформление папки передвижки. Составление и оформление картотеки игр для детей с использованием технологии ТРИЗ. | Папка передвижка «Игры ТРИЗ детском саду и дома». | |
05 | Подготовка и проведение обобщающего занятия за год. Диагностика. | Оформление папки передвижки. Оформление результатов диагностики. | Папка передвижка «ТРИЗ педагогика». Выставка ДИ для коллег. | ||
Июнь | Игры ТРИЗ на закрепление материала. | Составление плана по самообразованию на 2022-2023 учебный год. | |||
Июль | |||||
август |
Литература:
- Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 2005.
- Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
- Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
- Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.
- Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008.
- Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
- Пчелкина Е.Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие художественно-творческого потенциала дошкольников»
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений. С...
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...
МАСТЕР-КЛАСС «Внедрение элементов ТРИЗ как средства развития активного творческого мышления дошкольников в ДОУ»
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задач...
План по самообразованию "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ"
Актуальность темы и её обоснованность. Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциал...
Технология ТРИЗ как эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников.
Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе....
План по самообразованию на Тему: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258» План по самообразованию Тема: &laq...
ТРИЗ технология- как эффективное средство развития активного творческого мышления и речи у дошкольников
Отчет по рабете ТРИЗ с детьми среднего возраста...