Роль сказкотерапии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.
Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль сказкотерапии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила: воспитатель старшей группы 32
ГБДОУ детского сада № 32
Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
Лавренова Елена Владимировна
Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.
Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
- активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
- при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
- развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
- активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
- самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
- творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
- эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
- произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
- связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.
Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная игра.)
Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.
К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)
Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Сказка – эффективное развивающее и психотерапевтическое средство в работе с детьми по развитию связной речи и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере. Она укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации, а также улучшает фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, звукопроизношение, слоговую структуру слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-467719-1584979625.jpg)
Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...
Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Добрый день, уважаемые коллеги! СЛАЙД №1. Меня зову...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-680623-1575742416.jpg)
РОЛЬ СЛОВЕСНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассказывается о роли словесных игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; о том, как важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/29/picture-1071838-1567076513.png)
Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"
Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/29/picture-1071838-1567076513.png)
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
Отчет по теме самообразования«Развитие связной речи детейстаршего дошкольного возраста через сказкотерапию»...
Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка....