РОЛЬ СЛОВЕСНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
В статье рассказывается о роли словесных игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; о том, как важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Именно на игре словом
ребёнок учиться тонкостям родного языка,
усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
М.Горький
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей ещё несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. В своей работе с детьми нами используются словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей интерес к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.
Взрослые, играя с дошкольником, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы; мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Игра «Чёрный ящик»
Ребенок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определенных свойствах предметов. «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать? И так далее. (в ящик можно положить мелкие игрушки, плоские геометрические фигуры)
Игра «Цепочка слов»
Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот - танк –корова –аист…
Игра» Поймай слог»
(развитие слухового внимания и его быстроты)
Воспитатель «бросает «детям слог, а они должны превратить его в слово. Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.
Русская народная игра «Гости, вы откуда»»
Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог:
Гости! Вы откуда?
-Из Рязани! (любой город)
-А что там делают?
-Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают (и. т. п.)
Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.
Речевые игры помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение обычно возникающее у детей во время занятий. У детей. увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.
Используемая литература:
- Ушакова О. С.«Придумай слово » Творческий центр» Сфера» 2014г.
- Ефименкова Л. Н.«Формирование речи у дошкольников » Сфера» 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...
«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему:«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...
Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Выступление на педсовете Тема: "Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Выступление...
Картотека словесных игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Словесные игры по развитию речи детей дошкольного возраста...