Методическая разработка «Приобщение дошкольников к малой Родине, как условие воспитания в народных традициях»
методическая разработка (старшая группа)
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков.
Как уже отмечалось выше, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родному городу и краю, Родине.
Задача педагогов и родителей – знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края, воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Современный подход к воспитанию в народных традициях предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками (ФГОС ДО), насыщение их посвседневной жизни яркими впечатлениями среды. Взаимодействие и сотрудничество с детьми формируют уверенность в себе в процессе познания ближайшего культурно-исторического окружения.
Выделим основные условия организации содержательной деятельности и общения детей и взрослых, детей друг с другом:
1) максимальное использование окружения округа, города, региона;
2) организация краеведческой среды в ДОО (создание уголка родного края, города);
3) создание уголка боевой славы, краеведческого мини-музея, природных зон в группе и на участке, центра полезной деятельности, тематических выставок, включение детского творчества в оформление помещения;
4) подготовка детей к восприятию краеведческих сведений: обогащение эмоциональной сферы (умение удивляться, восторгаться) и различных форм образной речи; развитие патриотического видения (эмоционального восприятия среды, умения выделять характерное в окружающем);
5) организация развивающего обучения (расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом);
6) отбор познавательного материала с выделеним значимого для края, разнообразных форм обучения и воспитания (интегрированные и вариантивные НОД, исторические беседы, акции и прочее) [Пантелеева 2016: 11-12].
Историю и культуру родного края, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому основным направлением работы по воспитанию дошкольников в национальных традициях можно выделить ознакомление с:
- ближайшим окружением – семьей, детским садом, миром природы, деятельность людей: бытом и трудом жителей, промыслами и традициями края;
- культурой края: архитектурой, художественной средой, знаменитыми земляками;
- историей края: прошлым и настоящим региона – возникновением города, заповедными и памятными местами, памятными местами военных событий, сведениями о подвигах земляков на фронте и в тылу [Барылкина 2014: 18-19].
Эти направления работы тесно взаимосвязаны. Краеведческий материал должен тщательно отбираться, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей, перерабатываться в соответствии с возрастом дошкольников в форме познавательных рассказов, историй. Каждое направление работы можно сократить или расширить, все зависит от творческого подхода педагога и условий ДОО. Важно многократно повторять материал с усложнением и установлением связи с предыдущей образовательной работой.
Основными принципами педагогической работы по воспитанию дошкольников в народных традициях являются:
- взаимосвязь обучения, воспитания и творчества детей;
- взаимодействие семьи, ДОО и социума в условиях организованной среды;
- учет возрастных особенностей дошкольников;
- использование опыта прошлых поколений, традиций региона;
- последовательность в воспитании и обучении (система работы) [Ветохина 2015: 66-67].
Комплексно-тематический принцип построения образовательной среды позволяет легко вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОО, сотрудничая с социумом и родителями; эффективным является организация усвоения краеведческого материала детьми. Необходимо тщательно продумать, что показать и рассказать детям.
Представим в виде таблицы формы педагогической работы по введению регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiskaya_razrabotka.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Приобщения дошкольников к малой Родине, как условие воспитания в народных традициях»
Выполнила:
воспитатель
Яковлева Т.С.
Санкт - Петербург
2021 г.
Методическая разработка
«Приобщения дошкольников к малой Родине, как условие воспитания в народных традициях»
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков.
Как уже отмечалось выше, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родному городу и краю, Родине.
Задача педагогов и родителей – знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края, воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Современный подход к воспитанию в народных традициях предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками (ФГОС ДО), насыщение их посвседневной жизни яркими впечатлениями среды. Взаимодействие и сотрудничество с детьми формируют уверенность в себе в процессе познания ближайшего культурно-исторического окружения.
Выделим основные условия организации содержательной деятельности и общения детей и взрослых, детей друг с другом:
1) максимальное использование окружения округа, города, региона;
2) организация краеведческой среды в ДОО (создание уголка родного края, города);
3) создание уголка боевой славы, краеведческого мини-музея, природных зон в группе и на участке, центра полезной деятельности, тематических выставок, включение детского творчества в оформление помещения;
4) подготовка детей к восприятию краеведческих сведений: обогащение эмоциональной сферы (умение удивляться, восторгаться) и различных форм образной речи; развитие патриотического видения (эмоционального восприятия среды, умения выделять характерное в окружающем);
5) организация развивающего обучения (расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом);
6) отбор познавательного материала с выделеним значимого для края, разнообразных форм обучения и воспитания (интегрированные и вариантивные НОД, исторические беседы, акции и прочее) [Пантелеева 2016: 11-12].
Историю и культуру родного края, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому основным направлением работы по воспитанию дошкольников в национальных традициях можно выделить ознакомление с:
- ближайшим окружением – семьей, детским садом, миром природы, деятельность людей: бытом и трудом жителей, промыслами и традициями края;
- культурой края: архитектурой, художественной средой, знаменитыми земляками;
- историей края: прошлым и настоящим региона – возникновением города, заповедными и памятными местами, памятными местами военных событий, сведениями о подвигах земляков на фронте и в тылу [Барылкина 2014: 18-19].
Эти направления работы тесно взаимосвязаны. Краеведческий материал должен тщательно отбираться, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей, перерабатываться в соответствии с возрастом дошкольников в форме познавательных рассказов, историй. Каждое направление работы можно сократить или расширить, все зависит от творческого подхода педагога и условий ДОО. Важно многократно повторять материал с усложнением и установлением связи с предыдущей образовательной работой.
Основными принципами педагогической работы по воспитанию дошкольников в народных традициях являются:
- взаимосвязь обучения, воспитания и творчества детей;
- взаимодействие семьи, ДОО и социума в условиях организованной среды;
- учет возрастных особенностей дошкольников;
- использование опыта прошлых поколений, традиций региона;
- последовательность в воспитании и обучении (система работы) [Ветохина 2015: 66-67].
Комплексно-тематический принцип построения образовательной среды позволяет легко вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОО, сотрудничая с социумом и родителями; эффективным является организация усвоения краеведческого материала детьми. Необходимо тщательно продумать, что показать и рассказать детям.
Представим в виде таблицы формы педагогической работы по введению регионального компонента.
Таблица 1 – Развивающее взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками в привлекательных видах деятельности
Вид деятельности | Содержание |
Выездные мероприятия | Тематические экскурсии, целевые прогулки, поездки по краю с включением эмоциональных рассказов педагога и исторических бесед |
Непосредственно образовательная деятельность | Занятия, посвящанные истории и культуре края или города. Это могут быть интегрированные, комплексные, вариативные, занимательные занятия, объединенные близким по содержанию сюжетом |
Окончание таблицы 1
Вид деятельности | Содержание |
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей | Сбор информации о крае, подбор видеоматериалов, домашние задания, акции |
Самостоятельная деятельность детей | Деятельность в уголке родного края, продуктивная, конструктивная деятельность и развивающие игры |
Активные формы обучения | Культурно-досуговая деятельность патриотического содержания |
Деятельные формы обучения | Создание образовательных ситуаций для общения, формирование отношений, творческие задания |
Среди разнообразных форм педагогической работы с детьми наиболее значимы экскурсии и прогулки, знакомящие с жизнью города и деятельностью земляков. Тематика их может быть разнообразной, к примеру, «Будни города», «Город строится», «По старым улицам», «Красивые места нашего города» и прочие. Каждая прогулка или экскурсия – средство формирования чувств и отношений, совместное наблюдение и обсуждение, выражение чувств детей в разнообразной деятельности. Эмоциональные рассказы педагога, организация и использование образовательных ситуаций, бесед-ситуаций важны в работе; всегда найдется возможность зародить в душе ребенка гордость, уважение к землякам и любовь к родным местам [Савченко 2013: 26].
Познавательные рассказы для детей должны составляться на основе краеведческого материала региона, который необходимо переработать в соответствии с их возрастом и донести исторические факты в привлекательной форме. В этом вопросе рекомендуется использование таких тем, как: возникновение города, храмы города, улицы, архитектура, памятники и достопримечательности, окрестности и усадьбы.
Организация встреч с интересными людьми, героями создает конкретные образы, события становятся ближе. Ознакомление с народными ремеслами, творчеством жителей города и края, посещение выставок региональных художников, интеллектуальные игры, вечера могут созлавать атмосферу творческого познания и важны для воспитания позитивно-ценностного отношения к окружающему.
Методика приобщения детей к малой Родине основана на обогащении знаний детей, эмоциональном общении и организации разнообразной деятельности – познавательной, коммуникативной, игровой и др., то есть на создании условий для активности, самостоятельности и инициативности детей [Князева 2015: 11].
Итак, можно выделить основные формы и методы работы с детьми по воспитанию их в национальных традициях в процессе приобщения к малой Родине. Среди них:
- работа с картами, схемами города;
- проблемыне ситуации;
- составление маршрутов экскурсий;
- воображаемые путешествия (поисковая деятельность);
- моделирование ситуаций;
- игры-путешествия, состоящие из проблемых заданий;
- ситуации-предположения, самостоятельный поиск ответов;
- занимательные задания;
- семейные экскурсии по городу;
- коллективное создание фотовыставок и видеофильмов;
- чтение художественной литературы, показ репродукций и иллюстраций, заучивание произведений устного народного творчества, слушание музыки.
Эффективным методом воспитания дошкольников в национальных традициях являетмя метод проектов, который связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному, воспитывая любовь к родной земле и труду людей. Проектная деятельность развивает познавательную активность, основана на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, вариативности, формирует навыки сотрудничества и воздействует на все стороны личности ребенка, охватывая образовательную среду, нерегламентированную деятельность, режимные процессы, игры и досуг [Тимофеева 2016: 19].
Базой для проведения проектов в ДОО может стать:
- создание фонда краеведческой информации для педагогов, родителей и детей; составление рассказов для детей о малой Родине, исторических фактах с переработкой их в соответствии с возрастом;
- организация развивающей предметно-пространственной среды с включением музейного пространства: комнаты истории города, уголка боевой славы, мини-музея по краеведению, центра полезной деятельности – фона к поисковой деятельности;
- разработка игровых занимательных технологий на основе краеведческого материала края, города [Суворова 2015].
Итак, содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие – усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и свертсниками);
- познавательное развитие – формирование представлений о малой Родине и Отечестве, региональных традициях и культуре);
- речевое развитие – приобщение к художественной литературе;
- художественно-эстетическое развитие – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность);
- физическое развитие – экскурсии, прогулки, игровая деятельность.
Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления дошкольников с родной культурой являются следующие: взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования; определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребенка предметами национального характера; использование фольклора во всех его проявлениях, народные праздники и традиции; ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством; совместная деятельность родителей и педагогов; использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств.
Выводы по первому разделу. Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный образовательный процесс, являются народные традиции, т.к. именно традиции выражают сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; они и в настоящее время несут те же воспитательные и развивающие функции.
Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, является одной из главных задач дошкольных образовательных организаций на современном этапе.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы воспитания дошкольников в народных традициях, перейдем к практическому обоснованию темы в следующем разделе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Барылкина, Л.П., Фалькович, Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2014. 160 с.
2 Бережнова, Л.Н., Набок, И.Л., Щеглов, В.И. Этнопедагогика. 4-е изд. М.: Академия, 2014. 240 с.
3 Бойчук, И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 432 с.
4 Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. А. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
5 Ветохина, А.Я., Дмитренко, З.С., Жигналь, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 192 с.
6 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Л.Н. Малова, Л.М. Штутина. М.: АСТ, 2012. 678 с.
7 Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание: учебное пособие. 3-е изд. М.: Сфера, 2013. 224 с.
8 Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Терентьевой. М.: Перспектива, 2016. 248 с.
9 Ельцова, О.М., Антонова, Г.А., Николаева, Н.Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традицонной праздничной культуре. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 336 с.
10 Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 144 с.
11 Железнова, Е.Р. Серия интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...
Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
Целью этой работы является развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»
В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...
Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"
Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"...
Мастер-класс с педагогами на районном методическом объединении "Патриотическое воспитание дошкольников: моя малая Родина" "Амулет "Берегиня".
Создание амулета "берегиня" - аппликация из фетра в виде броши, образ "Девушки"....
Методическая разработка Приобщение детей раннего возраста к экологической культуре через фольклор и народное творчество «Во саду ли, в огороде»
Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной культуры, хранящей и передающей нам социальный опыт предыдущих поколений. Характерные черты народной культуры сложились еще...
Методическая разработка: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Живи в веках моя Россия!»
Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,познанием человека и Отечества.Чтобы в детский ум и сердце входилакрасота настоящего человека,величие и ни с че...