Методическая разработка: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Живи в веках моя Россия!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества.
Чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека,
величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
В.А. Сухомлинский
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstvennosti.docx | 75.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №6 комбинированного вида"
города Пикалево
Методическая разработка: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
«Живи в веках моя Россия!»,
подготовительная группа «Фиалка» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Разработали и провели:
музыкальный руководитель: Федотова Инна Валериевна
учитель - логопед: Дедова Ольга Ивановна
воспитатель: Бирюкова Е.Е
г. Пикалево 2019г
Введение
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества.
Чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека,
величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
В.А. Сухомлинский
Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Тип проекта: практико-ориентированный, творчески-игровой.
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, систематичность работы.
Участники проекта:
- воспитатель
- дети
- родители
- специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, учитель-логопед).
Продолжительность проекта: краткосрочный (12апреля – 22апреля 2019г).
Актуальность темы:
- Детство - время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. На ценностях родной культуры у детей следует формировать духовный мир ребенка, отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. По мнению Д.С. Лихачева, именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, чтобы в дальнейшем ребёнок смог освоить, сохранить, развить и передать дальше своё культурное наследие, не утратив своей исторической самобытности. Именно поэтому приобщение новых поколений к традициям национальной культуры является актуальным педагогическим вопросом современности.
- Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома.
- Вековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живём.
Цель проекта: Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
- Пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России и родного края.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
- Сформировать чувство национального достоинства.
- Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству.
Гипотеза. Соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ. Приобщение к участию в народных играх, развлечениях и обрядах дает детям возможность на практике познать культурно-исторический опыт своего народа. Реализация проекта позволит объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и формировании устойчивого интереса к народной культуре, её ценностям.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии:
Личностно - ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире, при всё нарастающем потоке информации, не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным страной и краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создать и пополнить «Уголок патриотического воспитания». Изготовить фотовыставку.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, ДДТ и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями родного края.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность;
- тематические беседы;
- презентации;
- развлечения, досуги;
- экскурсии;
- пополнение развивающей среды;
- выставки детских работ
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
- обогащение знаний детей о музейной культуре;
- сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания;
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-уголка в группе «Я, ты, он, она - вместе целая страна» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
- создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Итоговые мероприятия:
- Праздник «С пылу с жару – к самовару!».
- Выставки совместных творческих работ: рисование объёмными красками «Ватрушки», декоративное рисование «Ложки для матрёшки», обрывная аппликация «Белая берёза под моим окном…»
Реализация проекта:
Формы организации | Задачи | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание». | Изучение проблемной ситуации через проведение опроса родителей. | 12 апреля | Воспитатели |
Привлечение родителей к предстоящим мероприятиям; индивидуальные консультации. | Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. | Воспитатели | |
Мониторинг по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. | Выявление уровня знаний по патриотическому воспитанию у старших дошкольников. | Воспитатели Учитель-логопед | |
Составление плана и сценария итогового мероприятия «С пылу с жару – к самовару!» | Максимальное сближение педагогов по формированию развитой личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. | Воспитатели Учитель-логопед Муз. рук-ль | |
Чтение и просмотр русских народных сказок. | Приобщить к овладению общечеловеческими ценностями через знакомство со сказками. | Воспитатели Учитель-логопед | |
Основной этап | |||
Рассматривание репродукции В.М.Васнецова «Алёнушка» | Развитие умений детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи. | 15 апреля | Бирюкова Е.Е. |
Консультация «Музыка, как одно из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников» и рекомендация «Как воспитать маленького патриота». | Информирование родителей по теме проекта. Помочь семье воспитать ребёнка, обеспечить благоприятную социализацию. | в течение недели | Воспитатели |
ННОД «Путешествие по сказкам» (просмотр для молодых специалистов). | Уточнить и обогатить знания детей о народном творчестве. Формирование и воспитание у молодых педагогов непрерывного самообразования. | 15 апреля | Бирюкова Е.Е. |
ОО «Речевое развитие» - «Пословица недаром молвится». | Приобщать к поэтическому слову. Упражнять детей в правильном произношении звуков. Работать над артикуляцией, дикцией, выразительностью чтения. | 15 апреля | Дедова О.И. |
ННОД «Человек без Родины, что соловей без песни». | Развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей стране, родному краю, семье и своему детскому саду. | 16 апреля | Дедова О.И. |
Мастер-класс «Кукла – мотанка» (оберег из ткани) | Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей. Способствование творческому развитию личности. Формирование уважительных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения. | 16 апреля | Колосова Е. (педагог дополнительного дошкольного образования) |
ОО «Художественно-эстетическое развитие». «В гостях у деревянной ложки» (использование ИКТ – презентация и танец с ложками). | Прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке. Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, потребность в общении с ней. | 16 апреля | Федотова И.В. – муз.рук-ль |
Дидактические игры «Разноцветные домики», «Цветовая гамма» (разноцветная палитра Матрёшки). | Развивать цветовосприятие. Закрепить знания о «холодной» и «тёплой» цветовой гамме. | 16 апреля – вторая половина дня | Бирюкова Е.Е. |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - «Ложки для матрёшки». | Обобщить представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек). Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы. | 16 апреля – вторая половина дня | Бирюкова Е.Е. |
ННОД «Берёза – символ России!» (обрывная аппликация «Белая берёза под моим окном…») | Формирование представлений у детей о русской березе — как символе России. Учить использовать различные нетрадиционные техники для передачи характерных особенностей кроны и стройного белоснежного ствола берёзы. Совершенствовать технические умения. | 17 апреля | Бирюкова Е.Е. |
Экспериментальная деятельность – рассматривание бересты под лупой. | Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки. | 17 апреля | Воспитатели |
Развлечение «Народные игры у русской печки». | Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Повышение двигательной и эмоциональной активности. | 17 апреля – вторая половина дня | Учитель-логопед Муз. Рук-ль |
Просмотр русско-народной сказки «Жихарка» (краткая беседа и обсуждение просмотренного). | Расширить знания детей о русской избе, деревянной мебели и посуде. Познакомить детей со сказкой «Жихарка», вызвать эмоциональный отклик на сказку, интерес к образам этой сказки. | 18 апреля | Федотова И.В. - Муз. рук-ль |
Беседа «Предметы русской старины». | Приобщение детей к народным традициям и культуре, продолжить знакомство детей с предметами русского быта, с русской печью. | 18 апреля | Федотова И.В. - Муз. рук-ль |
Игра по обучению грамоте «Раздели на слоги» (символы России: матрёшка, ромашка, балалайка, берёза и т.д.). | Актуализация словаря. Совершенствование навыка слогового анализа слов. | 18 апреля | Дедова О.И. |
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?» | Учить узнавать достопримечательности родного города на фотографиях. | в течение недели | Воспитатели |
ОО «Речевое развитие» - «Родной город – это частица России». |
| 19 апреля | Учитель-логопед |
Экскурсия в Пикалёвский краеведческий музей. «Красота родного края» (фотографии Загарского). | Показать детям красоту своего родного края. | 19 апреля | Бирюкова Е.Е. Учитель-логопед |
«Край родной, навек любимый» (русские подвижные игры на открытом воздухе). | Привитие духовно – нравственного воспитания через знакомство с русскими народными подвижными играми и историей и культурой России. | 19 апреля | Бирюкова Е.Е. |
Пазлы «Русские народные сказки». | Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. | в течение недели | Воспитатели |
Итоговое мероприятие с чаепитием «С пылу с жару – к самовару!» | Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. Развивать эмоциональную сферу, артистизм детей. | 22 апреля | Воспитатели Учитель-логопед Муз. рук-ль |
Заключительный этап | |||
Заключительный мониторинг. | Анализ и оценка заключительных результатов усвоения знаний по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. | Воспитатели Муз.рук-ль Учитель-логопед | |
Отзывы родителей. Анализ анкетирования в конце проекта. | Выявить уровень удовлетворённости родителей работой МБДОУ, а также потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. | Воспитатели | |
Размещение информации на сайте ДОУ. | В конце проекта | Педагоги группы |
Приложение 1.
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое - _______________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение
- в общественных местах.
Приложение 3.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РОДИНЕ, РОССИИ.
Пословица – мудрость народов.
Пословица ввек не сломится.
Стара пословица, да про новое молвится.
- Русские пословицы
- Родной край – сердцу рай.
- Нет в мире краше Родины нашей
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Одна у человека мать, одна у него и родина.
- У народа один дом – Родина.
- Нет сына без отчизны.
- Родина – всем матерям мать.
- Родина – мать, чужбина – мачеха.
- Береги Родину, как зеницу ока.
- Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
- Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
- Родная земля и в горсти мила.
- Всякому мила своя сторона.
- В своём доме и стены помогают.
- Дома и стены помогают.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- И пылинка родной земли – золото.
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
- Дым отечества светлее чужого огня.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
- Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
- На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
- На чужой стороне и весна не красна.
- Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с
- Родиной – всю жизнь.
- Жить – Родине служить.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Если народ един, он непобедим.
- Народы нашей страны дружбой сильны.
- Народное братство дороже всякого богатства.
- Родину-мать учись защищать.
- Герой – за Родину горой.
- Главное в жизни – служить отчизне.
- В бою за отчизну и смерть красна.
- С родной земли умри, но не сходи.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Напоролись враги на русские штыки.
- Если по-русски скроен, и один в поле воин.
- Русский солдат не знает преград.
- Слава русского штыка не померкнет никогда.
- Знает весь свет – твёрже русских нет.
- Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
- Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Приложение 4.
Стихи о Родине.
Наше отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому,
что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Константин Ушинский
Необъятная страна!
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
В. Степанов
Россия
Летают самолёты
Над нашими полями…
А я кричу пилотам:
«Меня возьмите с вами!
Чтоб над родной землёю
Пронёсся я стрелою,
Увидел реки, горы,
Долины и озёра,
И зыбь на Чёрном море,
И лодки на просторе,
Равнины в буйном цвете
И всех детей на свете!»
Р. Босилек
Русские берёзки
Берёзки кудрявые на опушке стоят.
Берёзки кудрявые на небо глядят.
Берёзки танцуют, берёзки поют.
Берёзкам веселье и счастье грядут.
Берёзки зелёные, берёзки кудрявые.
Листья шелковые, полоски чернявые.
Юля Смайлик
Русский лес (отрывок)
Что за чудо – русский лес!
Сказка, быль и дар небес!
Рай, который все так ищут –
В общем – чудо из чудес!
В этом разноцветном храме
Дружною живут семьёй
Дерева, кусты и травы,
Ягоды, грибы, пчел рой!
Всё в красивейших нарядах
Воздух здесь и свеж и чист!
Все за это благодарны
Вам – синьор зеленый лист!..
Наша Родина.
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
Здравствуй, Родина моя.
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Россия
Россия -танец-хоровод
Березок на полях,
Россия – синий небосвод
В плывущих облаках.
Россия – вьюга – завитки
Серебряной реки.
Россия – нежные цветки –
Ромашки, васильки.
Россия – солнца аромат
И скошенной травы.
Россия – горько-терпкий вкус
Рябины и ирги.
Россия – пенье-ручеёк:
От ласточки привет.
Россия – милый уголок,
Что вечно дарит свет.
Т. Янтарная
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
Итог реализации проекта.
По окончанию проекта по приобщению дошкольников к русским народным традициям цель достигнута, задачи выполнены. У детей пополнились знания о народных семейных традициях, о культуре и быте русского народа. Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.
Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры и родительская помощь в организации этапов проведения проекта (создании уголка «Патриотического воспитания», участие в мастер-классе «Кукла-мотанка», проведение досугов).
В дальнейшем, я убеждена, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к русским - народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.
Вывод: Гипотеза о том, что соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ, подтвердилась.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №6 комбинированного вида"
города Пикалево
Развлечение
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
"С пылу с жару - к самовару!"
Подготовили и провели:
музыкальный руководитель: Федотова Инна Валериевна
учитель - логопед: Дедова Ольга Ивановна
воспитатель: Бирюкова Е.Е
г. Пикалево 2019г
Цель: приобщение родителей и детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Создать радостное настроение у детей и взрослых
- Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и раскрытию творческих способностей
-Воспитывать интерес к истории своей Родины
-Расширять представление о национальной культуре русского народа.
Итоговое развлечение для детей подготовительной группы.
Действующие лица: Емеля. Варвара, Баба Яга.
Ведущий: Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –
Это русское раздолье, это русская земля!
Вижу горы-исполины, вижу реки и моря –
Это русские картины, это Родина моя!
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья –
Это русская сторонка, это Родина моя!
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. Матерью зовем потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили свою Родине русские люди. Сложили о ней пословицы.
Пословицы о Родине
Родина любимая – это мать родимая.
Человек без родины – что соловей без песни.
На чужой стороне и весна красна.
Жить – Родине служить.
Ведущий: Любили русские люди свою родину, берегли родную землю, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой, березе белой.
Береза моя, березонька, береза моя белая,
Береза моя кудрявая, стоишь ты, березонька, посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
Близ тебя, березонька, красные девицы венки вьют, плетут.
Хоровод «Во поле береза стояла»
Ведущий: Так уж повелось в русской сторонке, что удалого парня называли соколом, молодцом.
Вдоль по улице во конец шел удалый молодец.
Соколом пролетал, соловьем просвистал.
Под музыку «Ах вы. сени» появляется ЕМЕЛЯ.
Емеля: К вам приехал на веселье русский парень я, Емеля.
Прозываюсь простаком иль Емелей-дураком.
Но не верьте, все не так, никакой я не дурак!
Просто парень смелый, бравый, развеселый и удалый.
А теперь, ребятки, про меня загадки!
Все, от мала до велика меня знают на Руси.
Вот ей-богу, не вру, поди-ка у кого хошь спроси.
И уж точно каждый знает: как скажу одне слова,
Ведра сами зашагают, печь везет меня сама.
Что за сказка, угадате? И слова какие в ней,
Поскорее вспоминайте, отвечайте хором мне! (Ответ детей)
Верно, верно говорите, вижу, грамотный народ.
А играть-то вы хотите? Так вставайте в хоровод!
Игра «Шёл Козёл по лесу»
Емеля:
Задорные вы будете, а музыку-то любите?
И играть умеете? Так что же вы робеете?
Вставайте в круг скорее, заиграем веселее!
Раздает музыкальные инструменты.
Исполняют танец с ложками «Пышные оладушки»
Как у нашего соседа весела была беседа
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки, чайки в балалайки.
Свиристели в свирели, кукушки в свистушки,
Скворцы в бубенцы. Играют, играют, всех потешают.
Садятся
Ведущий: Если удалого парня называли соколом, то девушку – красной лебедушкой.
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает, на цветы водицу стряхивает
Появляется ВАРВАРА-краса.
Варвара: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои! Поклон вам низкий до земли!
Я – девица-краса, русая коса,
В подводном царстве проживала, от батюшки убежала.
Жить там плохо, скучно, право. Как зовут меня? Варвара!
Волшебство одно я знаю, дивным чудом обладаю:
Стоит только захотеть, стоит лишь мне посмотреть,
Вмиг появится узор – я сотку любой ковер.
Из какой я сказки, дети, кто же мне из вас ответит? (Ответ детей)
Верно, дети, угадали. Ну что ж, давайте поиграем!
Вот беру я свой платочек, собираю всех в кружочек.
Говорю я: раз, два, три – получился круг, смотри!
Игра «Заря- заряница»
Песня «Весееннее настроение»
Солнышко лучистое светит в нашу комнату ,
Деток наших сладеньких в польку приглашает.
Исполняют дети «Польку солнышко»
Появляется БАБА ЯГА
Б. Яга: Чую, чую носом, ухом пахнет здесь русским духом.
Кто шуметь, плясать посмел, рассердить меня хотел,
Меня, Бабу Ягу, я понять не могу?
Это ты, дурак Емеля, ты устроил здесь веселье?
Ты с Варварой здесь шумишь? Говори, чего молчишь?
Что у вас за праздник, говори, проказник?
А не то, как засвищу, вмиг Кощею сообщу.
Емеля: Постой, Бабушка Ягуся, не один я веселюся.
Ты глаза свои протри – сколько здесь ребят, смотри!
Праздник, верно угадала, только зря всех напугала.
Б.Яга: Напугать сильней могу, знайте Бабушку Ягу!
Емеля: Ты не порти нам веселье, я тебя прошу, Емеля.
Варвара: Да и все ребята просят, ты, бабуля, успокойся!
Б.Яга: Что у вас тут за веселье али шоу-представленье?
Это праздник колдовства и в злодействе мастерства?
Так в прошлом годе, в фестивале, я первый приз завоевала.
Я не вру, я не шучу, колдовать вас научу.
Вот щас подую, засвищу – всех в злодеев превращу!
Варвара: Стой, бабуля, угомонись и на нас ты не сердись.
Здесь с детьми играем, песни распеваем
Русские, народные и водим хороводы мы.
Лучше с нами попляши, повеселимся от души!
Б.Яга: Так и быть, повеселюсь, я никуда не тороплюсь.
Знайте. Бабушку Ягу, я и доброй быть могу.
Но сначала пускай дети поскорее мне ответят.
Отвечайте без подсказки, из каких я сказок? (Ответы детей)
Угадали! Образованы, видать, да и как меня не знать!
Я ведь, между прочим, популярна очень
К тому же хороша собой, в любой сказке я герой!
А теперь плясать давайте. Маэстро, музыку включайте!
Школьная Полька.
Ведущий: Все старались, все плясали, песни пели и играли.
Бабка Ежка, поколдуй немножко,
Ты же мастер в этом деле, мы угощенья захотели.
Б.Яга: Фу. Фу, фу, чи-чи-чи, в моей ступе калачи
Поколдую, засвищу, калачами угощу.
Емеля заглядывает в ступу.
Емеля: Ха-ха-ха! Ничего не получилось! Колдовать ты разучилась!
Вот те на те, калачи! Поглядите – кирпичи!
Б.Яга: Ох, дурак же ты, Емелька, лоботряс и неумейка!
Емеля: Никакой я не дурак! А скажу сейчас вот так:
По щучьему веленью, по моему хотенью,
Ступайте, ведра, сами, угощайтесь пирогами!
Ничего не происходит.
Б.Яга: Ха-ха-ха! Да ты, Емеля, пус-то-ме-ля!
Б.Яга и Емеля спорят, Варвара обрывает их спор.
Варвара: Ах, друзья мои, постойте, и, пожалуйста, не спорьте!
Оттого-то все случилось, волшебство не получилось,
Потому что нужно жить всем вместе дружно!
Игра «Плетень»
Емеля: Ты, Варвара, краса-девица, на все руки мастерица,
Я хочу тебя просить: сотвори ты чудо,
Нам ребят всех угостить было бы не худо.
Варвара: Ладно, ладно, попытаюсь, для детей я постараюсь.
Подходит к ведрам.
Стоит только захотеть, стоит лишь мне посмотреть,
Прошептать словцо одно – и угощенье – вот оно!
Прянички русские, сладкие, вкусные!
Емеля: Что ж, славно здесь повеселились!
Б.Яга: Славно здесь мы порезвились!
Варвара: А теперь пора прощаться…
Все вместе: В свои сказки возвращаться. До свиданья! (Уходят)
Ведущий: Ребята! сегдня мы с вами вели разговор о нашей Родине – России. Пели песни, читали пословицы, водили хороводы, играли, встретились с героями русских народных сказок.
Ничего нет милей и красивей
Нашей Родины славной – России!
Глубоки у нас моря, широки у нас поля,
Изобильная, родная, славься, Русская земля!
Песня «Моя Россия»
1-й Скоморох: Собирайся к нам ,народ, праздник радостный зовет !
2-й Скоморох: Было праздников немало, но такого не бывало!
входит хозяйка
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие,
Взрослы да малые.
Давно вас поджидаю
Да стол здесь накрываю!
Речь сказать хочу вам я
Про русский самовар. друзья!
Самовару 300 лет, даже чайнику он дед.
Привезли его к Петру из Китая поутру.
Это чайный генерал всем чаёчек разливал.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку!
1-й Скоморох: Всех гостей мы привечаем
Чаем, чаем, чаем, чаем!
2-й Скоморох: Первым делом угощаем
Чаем, чаем, чаем, чаем!
Игра с родителями
Мамы, папы не зевайте, на вопросы отвечайте.
- В каком веке завезли чай в Россию?
( в XVII, в 1638 году)
- Какие бывают чаи?
-Из какой травы можно заварить чай?
Игра с детьми
1.Сколько стоит самовар, который купила Муха-Цокотуха на базаре?
2. В какой сказке самовар испугался грязного неумытого мальчика?
3.Сколько чашек чая может выпить за один раз одна букашка?
Хозяйка: А как вы думаете, где был изобретен самовар?
Итак, слушайте. Первый самовар появился на Руси во второй половине 18 века. Производство самоваров было налажено в Ярославле, Москве,Спб, Архангельске. Но столицей самоваров стала Тула, где была основана фабрика. Изготавливали самовары разной формы. Украшали чеканкой, резьбой, литьем и металлическими украшениями. Все самовары очень берегли и передавали как наследство из поколения в поколение. И сейчас нет дороже в мире сувенира, чем русский самовар. Наш знатный самовар собирает вокруг себя много друзей.
Ну, вот, гости желанные, и самовар готов! Пора и чайку ароматного испить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» продолжение долгосрочного проекта МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Данный материал предназначен для детей младшего, старшего и подготовительного дошкольного возраста, а так же детей младшего школьного возраста. Это продолжение раскрытия проекта «Моя Родина -Рос...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
Методическая разработка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Методическая разработка по художественному-эстетическому направлению "Приобщение детей к истокам русской культуры". с целью ознакомление и приобщение детей к духовно-нравственным ...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...
- Мне нравится (2)