Методическая разработка Приобщение детей раннего возраста к экологической культуре через фольклор и народное творчество «Во саду ли, в огороде»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной культуры, хранящей и передающей нам социальный опыт предыдущих поколений. Характерные черты народной культуры сложились еще в далеком прошлом, а сейчас мы наблюдаем их в самых разных проявлениях, в том числе и в произведениях народной культуры.

Художественные произведения народной культуры представляют собой тот источник мудрости и духа народа, который питает в наши дни самосознание общества и его культурную идентичность, утверждает культуролог Софья Гердер (6).

Народное творчество отражает идеалы, мировоззрение, традиции, нормы поведения, мораль, верования, представления об окружающем мире того или иного народа. Это воплощение ценностей конкретного народа в словах, изображениях, композициях, орнаментах, звуках, формах, стилях, мотивах и пр. Народное творчество самобытно и современно, уникально и разнохарактерно, близко каждому и всем.

Народное творчество многогранно и включает в себя самые разные художественные произведения, отражающие все аспекты осмысления окружающего мира. Это результат коллективной художественной деятельности, поэтому у произведений народной культуры нет конкретного автора. Народное творчество многообразно по стилистике, мотивам, сюжетам. Оно имеет повседневный характер и с помощью художественного языка отражает и закрепляет в произведениях разнообразные способы осмысления ежедневного жизненного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrobotka.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Приобщение детей раннего возраста к экологической культуре

через фольклор и народное творчество

«Во саду ли, в огороде»

Разработала:

Захарко Наталья Викторовна

воспитатель ГБДОУ № 96 Петроградского района

Санкт Петербурга

Санкт-Петербург

2022


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

  1. ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ        5
  2. Формирование экологической культуры в ДОУ        5

1.3. Виды и формы русского народного творчества        6

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»        9

2.1. Использование фольклора и образцов русского народного творчества в работе с детьми раннего возраста        9

2.2. Практический этап проекта        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        18


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена переходом дошкольных образовательных учреждений на работу по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), введенному в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. В Стандарте говорится, что дошкольное образование должно носить личностно-развивающий и гуманистический характер.

Стандарт направлен на решение задач, в том числе, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных задач. Что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

На наш взгляд все эти ключевые положения возможно удачно реализовывать в работе даже с самыми маленькими ребятами, если найти оптимальную форму подачи, соответствующею возрастным особенностям.

Гипотеза:

Использование фольклора и образцов русского народного творчества в работе с детьми раннего возраста создает благоприятную атмосферу для формирования предпосылок экологической культуры у дошкольников.

Цель:

Формировать экологическую культуру у воспитанников, выражаемую в эмоционально-положительном и ответственном отношении к природе, окружающему миру, способствовать творческому отображению в игровой и продуктивной художественной деятельности полученных представлений.

Задачи:

  • Образовательная: расширять и обобщать знания воспитанников о мире природы, знакомить с различным природным материалом, видами народного прикладного искусства, техниками художественного творчества.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес, речь и память, произвольное внимание.
  • Воспитательная: формировать экологическую культуру. Воспитать гуманное отношение к людям, развивать эмоционально-доброжелательное отношение и любовь к животным и растениям.

Проект проводился на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 96 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга в группе раннего развития «Малыши-крепыши», возраст детей от 2 до 3 лет.

        Практическая значимость заключается в возможности использования педагогами методических рекомендаций и практического опыта проекта «Во саду ли, в огороде» в своей работе в дошкольных учреждениях для приобщения детей раннего возраста к экологической культуре.


ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

  1. Формирование экологической культуры в ДОУ

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения экологической грамотности и культуры населения, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», Федерального образовательного стандарта дошкольного образования созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению учёных, оно должно быть непрерывным и всеобщим.

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и смежными науками (биологией, географией, гидрологией, геологией, геоморфологией, медициной, палеонтологией, метеорологией, почвоведением, химией, физикой и рядом других естественных наук).

Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определённого отношения ко всему, что окружает ребёнка. Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, любознательности, целостном мировосприятии. Всё это создаёт базу для обучения и воспитания дошкольников в духе экологической ответственности.

Огромное любопытство и интерес детей неиссякаем. Им интересно абсолютно всё, особенно то, что касается природы и окружающего мира. Воспользовавшись этими естественными процессами развития личности, мы можем формировать экологическую культуру через развитие познавательной активности:

1. Дать детям начальные знания по экологии: о природе, объектах и явлениях живой и неживой природе, связях и взаимодействиях в ней.

2. Развить и поддерживать интерес у детей к получению знаний.

3. Формировать нормы и правила нравственной культуры поведения в природе и городе, заботливого отношения к растениям и животным.

4. Воспитывать эстетическое восприятие действительности, развивать фантазию.


1.2. Виды и формы русского народного творчества

Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной культуры, хранящей и передающей нам социальный опыт предыдущих поколений. Характерные черты народной культуры сложились еще в далеком прошлом, а сейчас мы наблюдаем их в самых разных проявлениях, в том числе и в произведениях народной культуры.

Художественные произведения народной культуры представляют собой тот источник мудрости и духа народа, который питает в наши дни самосознание общества и его культурную идентичность, утверждает культуролог Софья Гердер (6). 

Народное творчество отражает идеалы, мировоззрение, традиции, нормы поведения, мораль, верования, представления об окружающем мире того или иного народа. Это воплощение ценностей конкретного народа в словах, изображениях, композициях, орнаментах, звуках, формах, стилях, мотивах и пр. Народное творчество самобытно и современно, уникально и разнохарактерно, близко каждому и всем.

Народное творчество многогранно и включает в себя самые разные художественные произведения, отражающие все аспекты осмысления окружающего мира. Это результат коллективной художественной деятельности, поэтому у произведений народной культуры нет конкретного автора. Народное творчество многообразно по стилистике, мотивам, сюжетам. Оно имеет повседневный характер и с помощью художественного языка отражает и закрепляет в произведениях разнообразные способы осмысления ежедневного жизненного опыта.

Виды народного творчества – это устойчивые формы творческой активности народа. Различают:

  • Визуальные виды народного творчества - это выражение художественного мастерства народа через видимые изображения (народная изба, дымковская игрушка, вышитое полотенце и пр.);
  • Аудиальные виды народного творчества, где акцент сделан на звуке, с помощью которого мы слышим, усваиваем и понимаем художественную информацию (речь, например, народная песня, былина, пословица и пр.; инструментальная мелодия);
  • Синтетические виды народного творчества -  синтез визуальных изобразительных форм и художественных звуков (народный театр или танец).

Жанры народного творчества:

  • Литературное творчество народа 

Передаваемые из уст в уста, когда книгопечатание стало доступным тексты народной культуры стали записываться и представляют собой уникальный кладезь народной мудрости (прибаутка, считалка, скороговорка, потешка, пестушка, пословица и поговорка, сказка, загадка).

  • Музыкальное творчество народа 

Музыкальное творчество народа делится на две большие группы художественного мастерства – песенное творчество и инструментальное творчество. К формам музыкального творчества народа относятся, прежде всего, народные песни (в том числе колыбельные, лирические, военные), частушки (юмористические музыкальные четверостишия), инструментальные наигрыши и мелодии, танцевальная музыка и т.д.

  • Народный танец

Народный танец – есть пластическое выражение народной музыки с помощью движения тела. Он обязательно сопровождается характерным костюмом и традиционным исполнением музыки, определенным набором движений и ритмом. Для России особую роль на протяжении многих веков играет хоровод как истинно русский танец, отражающий характер русской народной культуры.

  • Театральное творчество народа 

Возникло из этнических обрядов, которые затем приобрели характер зрелищного искусства. Народный театр впитал в себя образы народных героев и народные мотивы, мораль и нравы народа. Из русской театральной культуры народа вышли такие герои, как Скоморох и Петрушка.

  • Декоративно-прикладное творчество (народные промыслы)

Особенно тонко и в то же время индивидуально передает характерные черты народной культуры декоративно-прикладное искусство, в котором проявилось все разнообразие народного воображения и мастерства. К декоративно-прикладному искусству народа относится все разновидности художественных промыслов народа: искусство ткачества (например, искусное изготовление полотенец, половиков, ковров), вышивка (например, с ленточным или розеточным орнаментом), кружевоплетение (например, вологодское кружево), изделия из бересты (например, шкатулки и украшения) или керамики (например, кухонная утварь) и глины (например, дымковская игрушка), резьба по камню и дереву (например, изготовление бытовых изделий), искусство плетения из прута (например, плетение корзин) и многое другие. Народное искусство обработки материалов проявилось в ювелирном мастерстве, чеканке и литье. Художественное мастерство народа дошло до сегодняшнего дня в удивительном по уровню мастерства искусстве росписи декоративных изделий и природных материалов (например, роспись в стиле «гжель» или «хохлома»). Изобразительное искусство народа получило свое выражение в такой разновидности народного декоративного творчества как лубок (незамысловатые изображения с образами и сюжетами народной культуры, которые сопровождались подписью, комментирующей картинку).

Все вышеперечисленные виды, жанры и формы русского народного творчества открывают широкий спектр возможностей для использования их в дидактических целях в непосредственной и непрерывной образовательной деятельности в ДОУ.


ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»

2.1. Использование фольклора и образцов русского народного творчества в работе с детьми раннего возраста

Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Познавательный интерес как избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка, проявляющееся в предпочтении познавательной активности другим видам деятельности, в стремлении получать больше знаний и использовать их в самостоятельной деятельности.

На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Атмосфера единения и взаимоуважения, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми создают комфортные условия для усвоения материала.

Именно поэтому, в рамках реализации проекта «Во саду ли, в огороде», нами в работе с детьми раннего возраста была выбрана форма подачи информации по средствам фольклора и образцов русского народного творчества.

Жизнь человека всегда была тесно связана с окружающей его средой, особенно в те далекие времена, когда не была столь развита наука и техника. С малых лет наши предки познавали через игру, элементы устного и декоративно-прикладного народного творчества мудрость, наблюдения предыдущих поколений и любовь к родному краю.

Чуткость к природе, внимание к естественным процессам (будь то дождь или заморозки, половодье) имели огромное значение в жизни русского народа и выражались в художественных промыслах, в формировании примет, загадок, поверий, поговорок и пословиц, сказок. Наблюдения эти передавались последующим поколениям.

Термин Экология дословно переводится с греческого как наука о доме. В русских народных сказках часто героями выступают привычные для наших лесов звери и птицы (медведь, лиса, волк и т.д.) – соседи человека по общему дому. В игрушках (глиняных, соломенных, деревянных и т.д.), в узоре одежды и утвари доминируют изображения животных и растений, все то, с чем так тесно связана была жизнь наших предков. В потешках, пестушках, загадках подчеркиваются характерные особенности животных, их повадки. Загадки, приметы в иносказательной форме учат замечать закономерности природных явлений, пробуждая интерес и фантазию. Все это не только развлекало дитя, но и обогащало в доступной, даже для самых маленьких, форме его знания об окружающем мире. Так прививалась с малолетства экологическая культура.

В целях реализации проекта «Во саду ли, в огороде» нами были выделены этапы приведенные ниже в таб. 1.

Таблица 1

Этапы проекта

Этапы

Содержание деятельности

1

Подготовительный

Анализ имеющихся данных, условий и факторов, постановка цели, установка сроков, изучение необходимых материалов (нормативных документов, научно-методической литературы и т.д.), сопоставление с содержанием основной образовательной программой дошкольного учреждения, разработка дидактических материалов, создание картотек.

2

Организационный

Проведение методических консультаций, распределение обязанностей между педагогами.

3

Диагностический

Сбор информации: наблюдение, беседа, самоанализ, моделирование и т.д.

4

Практический

Практическая деятельность: проведение НОД, СОД, реализация содержания проекта в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, работе с родителями.

5

Аналитический

Систематизация, обработка и анализ полученной информации, сопоставление результатов, формулирование выводов.

6

Итоговый

Составление прогнозов, выработка предложений и рекомендаций.

В ходе Подготовительного этапа нами были определены сроки осуществления проекта – 8 месяцев (с октября по май). Была изучена нормативная база, научная и методическая литература, опыт практического применения в работе других педагогов фольклора и образцов русского народного творчества, описанная в периодической литературе и опубликованная в сети Интернет. Деятельность в рамках проекта, цель и задачи были соотнесены с основной образовательной программой дошкольного учреждения. Созданы тематические картотеки на базе русского народного устного творчества (загадок, потешек, народных игр и примет о животных, растениях, природных явлениях), дидактические материалы на базе русского народного декоративно-прикладного творчества, список обязательных к прочтению, театрализации и обсуждению сказок.

Организационный этап реализации проекта включил в себя консультации со специалистами ДОУ: методистом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, коллегами из других групп. По итогам этих консультаций было решено стараться использовать в работе с детьми элементы народного творчества, приобщая воспитанников к разным его формам. Педагоги группы так же запланировали использование фольклора и народного творчества в проведение НОД, СОД, в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями.

На диагностическом этапе был проведен сбор информации методами: наблюдение, беседа, самоанализ, моделирование. Что привело педагогов к выводам: общение между детьми, их взаимодействие в игре затрудняется низким уровнем речевого развития, игровая деятельность сводится к транслированию предыдущего опыта (небольшого и скудного), сюжет в игре отсутствует, эмпатия слабо выражена. Художественное слово дети воспринимают безэмоционально. Однако, интерес ко всему новому проявляют, любят сюрпризные моменты в деятельности педагога.

Практический этап проекта будет приведен ниже в пункте 2.2.

Аналитический этап позволит систематизировать, обработать и проанализировать результаты деятельности в рамках проекта «Во саду ли, в огороде». Полученная информация позволит сопоставить результаты с поставленной целью и обозначенными задачами по приобщению детей раннего возраста к экологической культуре через фольклор и народное творчество. Будут сформулированы выводы.

Итоговый этап проекта предполагает составление прогнозов, выработку предложений и рекомендаций по внедрению данного опыта в работу с детьми.

Поэтапное проведение проекта позволяет достичь поставленной цели путем последоватеьного решения задач.

2.2. Практический этап проекта

Проект проводился на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 96 комбинированного вида Петроградского района Санкт-Петербурга в группе раннего развития «Малыши-крепыши», возраст детей от 2 до 3 лет.

Мы предположили, что использование фольклора и образцов русского народного творчества в работе с детьми раннего возраста создает благоприятную атмосферу для формирования предпосылок экологической культуры у дошкольников. Связи с этим на подготовительном этапе нами были отобраны образцы русского народного устного творчества: загадки, потешки, народные игр и приметы; составлены дидактический материал на базе русского народного декоративно-прикладного творчества, список обязательных к прочтению и обсуждению сказок. Ключевым критерием отбора было отражение в этих элементах представлений о животных, растениях, природных явлениях, образность подачи и достоверность фактов (соответствие современным научным знаниям).

Нами было составлено календарное планирование (см таб. 2), включающее в себя работу по ознакомлению с элементами фольклора и 3народного творчества, направленное на расширение и обобщение знаний воспитанников о мире природы, знакомство с различным природным материалом, видами народного прикладного искусства, техниками художественного творчества; на развитие познавательного интереса, речи и памяти, произвольного внимания; формирование экологической культуры, способствующей гуманному отношению к людям, развитию эмоционально-доброжелательного отношения и любови к животным и растениям, природе в целом.

Таблица 2

Календарное планирование

Элемент народного творчества

Взаимодействие с детьми

Октябрь. «Дождик, дождик, поливай»

  • Потешки:

«Дождик, дождик, поливай»,

«Дождик, дождик, веселей!»

  • Загадки про дождь
  • «Солнышко и дождик»
  • Рисуем дождь

Чтение, пояснение незнакомых слов, заучивание, пальчиковая гимнастика.

Развитие образного мышления, памяти, совершенствование речи.

Подвижна игра. Выполнение действий по устной инструкции.

Продуктивная изобразительная деятельность.

Ноябрь. «Ложки расписные, вот они какие»

  • Потешки:

«Сорока-ворона кашу варила»,

«Ладушки, ладушки!  

Где были? У бабушки.»

  • Игра «У медведя во бору»
  • Загадка про ложки
  • Хохломская роспись (ложка)

Чтение, пояснение незнакомых слов, заучивание, пальчиковая гимнастика.

Подвижна игра. Выполнение действий по устной инструкции.

Рассматриваем, обсуждаем основные мотивы (ягоды, листья), цвета характерные для хохломы, материал (дерево), предназначение.

Декабрь. «Баю-бай»

  • Колыбельные:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят»

  • Загадки про день, ночь, небесные светила
  • Лепим котика
  • Хороводная игра «Каравай»

Развитие чувства ритма, мелодии. Знакомство с традиционным русским напевом.

Развитие образного мышления, памяти, совершенствование речи, представлений о времени, природных явлениях.

Продуктивная деятельность.

Знакомство с культурой русского хоровода, развитие чувства ритма, мелодии. Выполнение действий по устной инструкции.

Январь. «Одеяло бело

весь свет одело»

  • Потешки:

«Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос!», «Падай, падай, Белый снег!»

  • Загадки про осадки, ветер
  • Игры: «Два Мороза», «По ровненькой дорожке»
  • Рисуем снег

Чтение, пояснение незнакомых слов, заучивание, пальчиковая гимнастика.

Развитие образного мышления, памяти, совершенствование речи.

Подвижные игры. Выполнение действий по устной инструкции.

Продуктивная изобразительная деятельность.

Февраль. «Петушок, Курочка

да Гусь красные лапки»

  • Загадки про домашних животных
  • Потешки:

 «Курочка-ряба, куда пошла?», «Петушок, золотой гребешок», «Гуси вы, гуси, Красные лапки!»

  • Рассматриваем

традиционную глиняную игрушку (Дымковскую, Каргопольскую)

  • Знакомимся со свистулькой

  • Игры: «Гуси-лебеди»,

«Игра с «петушком»

Развитие образного мышления, памяти, совершенствование речи.

Чтение, пояснение незнакомых слов, заучивание, пальчиковая гимнастика.

Знакомство с традиционным русским видом декоративно-прикладного творчества. Рассматриваем, обсуждаем основные мотивы (птицы, животные, люди), характерные цвета росписи, материал (глина), предназначение.

Знакомство с традиционным русским музыкальным инструментом. Развитие чувства ритма, мелодии.

Подвижные игры. Выполнение действий по устной инструкции.

Март. «Зайчик-побегайчик»

  • Загадки про лесных животных
  • Потешки: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Заинька, походи, Серенький, походи»
  • Лепим зайца
  • Игра «Зайцы и волк»
  • Рассматриваем

традиционную деревянную игрушку (Птица счастья, динамическая игрушка, матрешка)

Развитие образного мышления, памяти, совершенствование речи.

Чтение, пояснение незнакомых слов, заучивание, пальчиковая гимнастика. Узнаем когда зайчик меняет шубку и почему.  

Продуктивная деятельность.

Подвижная игра. Выполнение действий по устной инструкции.

Знакомство с традиционными русскими видами деревянной игрушки. Рассматриваем, обсуждаем основные мотивы (птицы, животные, люди), характерные способы обработки дерева, цвета росписи, предназначение.

Апрель. «Расцвели цветы на блюде»

  • Загадки про растения, цветы
  • Потешки:

«Ласточка, ласточка, милая касатка», «Божья коровка, улети вверх ловко», «Божья коровка, чёрная головка, улети на небо»

  • Цветы на Жостовском подносе

  • Хороводная игра «Дубок»

Развитие образного мышления, памяти, совершенствование речи.

Чтение, пояснение незнакомых слов, заучивание, пальчиковая гимнастика.

Знакомство с традиционным русским видом декоративно-прикладного творчества. Рассматриваем, обсуждаем основные мотивы (цветы, листья), характерные цвета росписи, материал (металл), предназначение.

Продолжаем знакомство с культурой русского хоровода, развитие чувства ритма, мелодии. Выполнение действий по устной инструкции.

Май. Солнышко-ведрышко

  • Загадки про части тела человека
  • Потешки: «Свети, свети,

солнышко, на зеленое полюшко», «Солнышко-ведрышко, прогляни, просвети!» «Солнышко-ядрышко, высвети, выгляни!»

  • Игры: «Ручеек», «Золотые ворота»
  • Рисуем Солнышко

Развитие образного мышления, памяти, совершенствование речи.

Чтение, пояснение незнакомых слов, заучивание, пальчиковая гимнастика.

Подвижные игры с элементами хоровода. Выполнение действий по устной инструкции.

Продуктивная изобразительная деятельность.

        

Дети с удовольствие слушали русские народные сказки, где зачастую главными героями выступают привычные для наших лесов звери и птицы (медведь, лиса, дрозд и т.д.), отмечали привычки, повадки, образ жизни зверей, характер. Также неизменный восторг вызывала театрализация этих сказок (пальчиковый, бумажный театр, би-ба-бо). Этот опыт положительно отразился на поведении детей и эмоциональной атмосфере в группе.

В рамка проекта «Во саду ли, в огороде» и при его реализации мы постарались обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватить направления развития и образования, обозначенные ФГОС ДО как образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью проекта «Во саду ли, в огороде» было формировать экологическую культуру у воспитанников, выражаемую в эмоционально-положительном и ответственном отношении к природе, окружающему миру, способствовать творческому отображению в игровой и продуктивной художественной деятельности полученных представлений. На наш взгляд, разумное планирование, оптимальная форма подачи материала, соответствующая возрастным особенностям детей раннего возраста и поэтапное проведение проекта позволили нам достичь поставленной цели путем последовательного решения задач.

Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза: использование фольклора и образцов русского народного творчества в работе с детьми раннего возраста создает благоприятную атмосферу для формирования предпосылок экологической культуры у дошкольников. Действительно, дети расширили круг своих познаний и интересов, стали чаще рассказывать о своих наблюдениях за животными на улице и дома, перестали рвать траву и листья с деревьев (почти все), стали уделять больше внимания своим одногруппникам (общение остается ситуативным), сопереживать сюжету и героям художественных произведений. Сравнивали плохие и хорошие поступки с характерами животных из русских народных сказок: «кусается как волк», «обманывает как лиса», «спрячусь под дерево, я заяц» и т.д. Обогатился активный и пассивный словарный запас, в самостоятельных играх востребованы герои и сюжеты игр и сказок, предложенных вниманию детей в ходе проекта.

        Практическая значимость заключается в возможности использования педагогами методических рекомендаций и практического опыта проекта «Во саду ли, в огороде» в своей работе в дошкольных учреждениях для приобщения детей раннего возраста к экологической культуре через фольклор и народное творчество.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...

Презентация " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор"

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор...

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...