Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Для формирования данных качеств нами был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу мы решали посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 40.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Введение
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Для формирования данных качеств нами был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу мы решали посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Цель: актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе со старшими дошкольниками.
Задачи:
1. Приобщать детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
2. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).
3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.
Ожидаемые результаты:
Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.
Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
1.1 Приобщение дошкольников к русской народной культуре.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в таких официальных документах по образованию, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»». Это отражается также в таких документах, как «Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании обновленного Совета по науке, технологиям и образованию» в 2005 году, основными направлениями которого стали приоритетные национальные проекты в образовании, конкретизируемые в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»; в докладе председателя правительства РФ М. Е. Фрадкова «О мерах по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования» 2006 года. В этих документах, в частности, ставятся задачи повышения уровня приоритета национального российского образования, повышения уровня национального самосознания у подрастающего поколения будущих граждан России.
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний".
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
1.2 Специфика и жанровое своеобразие детского фольклора
Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Знакомя детей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька – мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения 3. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках», О. Высотской и «Больная кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле. В качестве дополнительных средств воспитания народная педагогика использует и другие компоненты народной культуры: песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, онираскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
В процессе своей работы используем песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки.
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.
Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.
В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.
Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».
Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”.
Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.
Прибаутка про курочку-рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизнилюдей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки — отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора — старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках. Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.
Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.
Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий поэт А.С.Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.
Таким образом, произведения народного творчества – это школа развития чувств детей.
Глава 2. Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
2.1 Театрализованная деятельность как вид детского творчества.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровожцения, афиш, программок.
Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная деятельность станет средством приобщения детей к народной культуре.
2.2 Методические основы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через театрализованную деятельность
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времён, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости.
При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию художественно-эстетических и художественно-творческих способностей детей.
Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется театрализованная деятельность, так как она является одним из ведущих видов детского творчества.
Система работы включает в себя:
- Диагностику по театрализованной деятельности;
- Создание предметно-пространственной среды;
- Взаимодействие с семьёй с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;
- Создание перспективного плана, в который включены занятия, упражнения по театрализованной деятельности, а также произведения малых фольклорных форм.
Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.
Глава 3. Разработка театрализованного развлечения в старшей группе «поверья русского народа»
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи: 1. Познакомить детей с древнерусскими народными верования в духов природной стихии и жилищ.
2. Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.
3. Вызвать интерес к культуре русского народа.
Оборудование: Репродукции с изображением духов низшей русской мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз).
Предварительная работа.
1. Изготовление парика.
2. Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.
3. Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля «бадья», «домовой», «хохлома».
ХОД.
Звучит музыка.
Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле).
Ведущий (в образе хозяюшки): Милости прошу, гости дорогие. Вставайте поудобнее. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете как называется этот угол?
Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.
Ведущий: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами». А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывают её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите – вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки: смородинка, малинка или цветы – маки, ромашки, колокольчики. А как вы думаете, что же ели из этой посуды?
Дети: (варианты ответов).
Ведущий: Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища.
А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – домовой, водяной, леший, кикимора, баба-Яга. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думают, что каждый из этих существ живет в своей стихии. Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей. Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод. Домовой – порядком и миром в доме. (Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями).
Вдруг раздается стук в дверь. Входит Баба-Яга.
Баба-Яга: Охти-ох! Что-то слышала, про меня говорят, да про моих братьев и сестер.
Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам пожаловал? Здравствуй бабушка Яга. Зачем же ты пожаловала?
Баба-Яга: Да ищу своего братишку названного, домовенка Кузю. Не пробегал сие?
Ведущий: Да Кузя у нас уже давно живет в своем домике в уголке. А зачем он тебе?
Баба-Яга: Хотела, чтобы он у меня похозяйничал в избушке на курьих ножках, а то мыши меня совсем одолели, да и порядка нет никакого ох-ох-ох! Пусть он у меня поживет немножко, пока его друг Нафаня не вернётся из стран далеких. Можно?
Ведущий: Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо!
Баба-Яга: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».
Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!
На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.
Баба-Яга: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?
1. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружка,
А всего одна игрушка.
2. На голове у толстяка
Блестящая корона,
Но только не имеет он
Ни царства и ни трона.
3. Это платье на Руси
Женщины носили,
И еще его всегда
Безрукавным шили.
4. Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Это русский инструмент.
5. Обувь делали крестьяне
Для себя конечно сами.
Как назвать её нам, дети
Поскорее нам ответьте.
Баба-Яга: Ох, и развеселили вы меня! Поиграю с вами за это в свою любимую игру: «Гори-гори, ясно».
Дети идут хороводным шагом, проговаривая слова: Выбирается «горелка»
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят
Колокольчики звенят,
Раз, два, три, беги
«Горелка», пробегая в кругу , останавливается у двух игроков, которые оббежав круг, должны успеть перехватить у «горелки» ленточку).
Баба-Яга: Вот так, детушки! Молодцы! Ребятушки! Весело мне с вами было. Да пора домой. Дома порядок наводить. А за то. Что вы такие добрые, да смышленые , вот вам мой подарочек (Корзина с угощениями).
Баба-Яга прощается и уходит. Дети садятся за столы.
Используемая литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. С. 28-35.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003.
3. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. – С. 20-24.
4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород.: Изд-во Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.
7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998
8. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Приобщение младших школьников к истокам национальной культуры на уроках литературного чтения»
Методическая разработка«Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»...
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»
В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...
Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не тол...
Статья «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Презентация «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Материал направлен на ознакомление детей с образцами народноого фольклора...
Среднесрочный проект "Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры"
Презентация для родителей,для ознакомления с народными играми....
Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Проект«Музыкальные народные игры,как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»...