Задачи и методы музыкального воспитания
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Задачи и методы музыкального воспитания
Консультация для родителей
1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкального воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста.
Методы музыкального воспитания осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в процессе их активной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уровень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую общую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:
- быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
- быть художественными, эмоционально насыщенными;
- содержательными и занимательными по сюжету;
мелодичными;
- простыми по форме и доступными по содержанию.
Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в музыкально-эстетическом воспитании. Однако восприятие музыкальных образов всегда связано с художественно-образным мышлением, конкретно-чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Мысль, слово – это вторая ступень познания. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержание музыкального произведения, убеждает в верности его восприятия. Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.
В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием художественного музыкального образа, сила которого вызывает к нему соответствующее эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий - художественно-практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности. Наглядно-слуховой, словесный и художественно-практический методы в педагогическом процессе взаимосвязаны. Применение каждого из указанных методов и их сочетание в каждом отдельном случае зависит от конкретных педагогических задач, содержания и сложности музыкального произведения, учета возраста, уровня общего и музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального материала, проявления интереса, индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать и возникающее у детей в процессе занятий настроение, общую и индивидуальную активность, качество исполнения песни, танца. Все это требует от педагога гибкости, знания психофизиологических, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, педагогического мастерства.
В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоятельности. В связи с этим на музыкальных занятиях, в процессе практической деятельности педагог использует и другие методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень овладения ими материалом.
Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастающую активность, большие возможности, педагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выполнения (пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод опосредованного педагогического воздействия на самостоятельную деятельность детей.
В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант пользуется методом проблемного воспитания и обучения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка развиваются познавательные способности, проявляется интерес к выполняемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стремление к правдивому воспроизведению его в движении.
При выборе методов и приемов руководства учитывается уровень общего и художественного развития детей данной возрастной группы, их индивидуальных и возрастных особенностей (группы в целом и отдельного ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего художественного музыкального развития.
В процессе музыкально-художественного обучения детей целесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педагогического процесса.
Каждый основной метод – наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический – заключает в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные методы и приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи, способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно - образовательной работы с детьми.
Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее, помогает творчески работать.
Музыкальный руководитель:
Фёдорова Виктория Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы музыкального воспитания дошкольников.
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка....
Задачи и организация музыкального воспитания в дошкольном учреждении.
Задачи,организация и планирование музыкального воспитания в ДОУ....
Понятие, сущность, задачи и средства музыкального воспитания.
Понятие, сущность, задачи и средства музыкального воспитания....
«Задачи и организация музыкального воспитания в ДОУ». Консультация для родителей
Рассказать родителям о главных направлениях музыкального воспитания детей....
Консультация "Задачи и методы музыкального воспитания"
Задачи музыкального воспитания:1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствов...
Консультация для родителей Задачи и методы музыкального воспитания
Консультация для родителейЗадачи и методы музыкального воспитания...
задачи и методы нравственного воспитания дошкольников
консультация для воспитателей...