Активные методы музыкального воспитания дошкольников.
статья по музыке по теме
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_muzykalnogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 19.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Активные методы музыкального воспитания дошкольников.
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно — из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно. Методы музыкального воспитания предполагают систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.
Этому способствует умелое использование разнообразных методов и приёмов музыкального воспитания детей, которые помогают нам, педагогам направлять детей в процессе ознакомления их с музыкой, активизируют деятельность детей, развивают их творческие предпосылки. В своей профессиональной деятельности в нашем детском саду широко используются методы ведущих специалистов: Татьяны Иосифовны Суворовой, Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, Марии Алексеевны Трубниковой , Екатерины Железновой.
Среди большого разнообразия видов деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально-ритмическая деятельность. Она же является одной из самых органичных и любимых для детей, ведь еще не начав говорить, ребенок чувствует ритм, эмоционально откликается на звучание веселой мелодии. Научить ребёнка согласовывать свои движения с музыкой, выражать игровой образ, передавать в движениях темп и динамику музыки – важная задача педагога. Первостепенную роль играет репертуар для музыкально-ритмических движений. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения движений должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Татьяна Иосифовна Суворова, автор «Танцевальной ритмики для детей» своим творчеством стремится подарить радость детям, приобщив их к самому замечательному, самому приятному занятию – танцам. Безусловно, не у каждого ребенка проявляются к этому склонности. Однако, если исходить из того, что все дети способны к музыке и движению, у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят практически сразу и с радостью? Именно в таком репертуаре и скрыт секрет успеха Татьяны Иосифовны, которая уже в течение нескольких десятилетий с успехом использует веселые парные, образные танцы, игры, ритмические композиции в работе с детьми дошкольного возраста, которые способствуют развитию чувства ритма, умению слышать музыкальные фразы, части музыки и т.д. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения и яркостью музыкального сопровождения. ( http//www.deti-ritmika.ru )
Екатерина Железнова, автор программы «Музыка с мамой», предлагает возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу, используемую в ДОУ. Все песенки-игры, представленные на дисках, сопровождаются показом игрушек и несложными жестами. Ребенок легко запомнит веселые тексты, и с удовольствием будет повторять игровые задания. Такая методика подачи материала активизирует внимание малышей и способствует комплексному развитию их музыкальных способностей. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу на занятии.
Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам, развить внимание и терпение,
подготовить руку к письму. (http://www.m-w-m.ru/, http://www.vest-tda.ru/)
По результатам опросов воспитателей и родителей игра на музыкальных инструментах является самым любимым видом музыкальной деятельности детей. Для более эффективного развития и последующей тренировке чувства метроритма, чувства ансамбля, формированию навыков коллективной игры на детских музыкальных инструментах я использую методы Т.Э.Тютюнниковой, автора программы «Элементарное музицирование», которая адаптировала методику Карла Орфа к работе с детьми дошкольного возраста. Орф - подход – это практический способ воспитания и обучения, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Музыкальные инструменты вводятся как обязательное условие педагогического успеха. Орфовские, шумовые и самодельные инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Программа «Элементарное музицирование» также даёт возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу, используемую в ДОУ. (http://www.orff.ru/)
Мария Алексеевна Трубникова, для того чтобы ребёнок почувствовал, что может создавать музыку предлагает метод игрового четырёхручия. Это игра со взрослым на фортепиано или синтезаторе в четыре руки, когда ребёнок играет только один-два звука, а взрослый – всё произведение. При этом ребёнок слышит всю музыку и, несмотря на скромность своей партии, чувствует себя полноправным участником музицирования, что приносит ему огромную радость, вызывает желание заниматься музыкой. В процессе такой деятельности развиваются чувство музыкального ритма и музыкальный слух, появляется умение играть в ансамбле. Игра в ансамбле приучает ребёнка вслушиваться в общее звучание, вовремя вступать, не ускорять и не замедлять темп, точно воспроизводить ритмический рисунок, согласовывать звучность своей партии с партией педагога. ( М.А.Трубникова «Малыш и взрослый за роялем»/ Музыкальный руководитель №4/2010)
Комплект наглядных пособий «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю.Картушиной – «живые картины» с движущимися деталями. Используются для работы над точностью интонирования определённых звуков, интервалов, мелодических оборотов. Движущиеся детали показывают изменения высоты звука. Пособия, способствующие развитию ладового чувства, в которых с помощью движущихся персонажей показываются ступени лада. Пособие по фонопедическому пению (метод В.Емельянова) с использованием звуков.
Использование разнообразных методов музыкально- эстетического воспитания способствует более полному и глубокому развитию музыкальных способностей детей, помогает реализации музыкально-эстетического воспитания в целом, прививает любовь к прекрасному, учит творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвещена использованию метода наглядного моделирования в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов....
Современные методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей....
Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников
1.Характеристика метода как способа взаимодействия2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов3. ...
Консультация для воспитателей "Методы музыкального воспитания дошкольников"
•Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения. •Специфика методов и приемов музыкального воспитания и обучения детей. Нарастание проблемности в обучении ...
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Вопросы:1.Характеристика метода как способа взаимодействия2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обуч...
Педагогические формы и методы музыкального воспитания дошкольников. Авторы: Зотова М.В., Сиркина А.И.
Обозначив задачи, педагог всегда ищет способы их решения. Чем выше качество профессионально-педагогической деятельности, тем менее стереотипным получается поисковый процесс, а конкретные способы решен...
Педагогические формы и методы музыкального воспитания дошкольников. Авторы: Зотова М.В., Сиркина А.И.
Обозначив задачи, педагог всегда ищет способы их решения. Чем выше качество профессионально-педагогической деятельности, тем менее стереотипным получается поисковый процесс, а конкретные способы решен...