Консультация для родителей подготовительной группы "Подготовка к обучению грамоте"
консультация (подготовительная группа)
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_podgotovitelnoy_gruppy_dou.docx | 137.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей подготовительной группы ДОУ
на тему: «Подготовка к обучению грамоте»
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
Во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику.
Во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра.
В-третьих, если у ребенка нарушено правильное произношение звуков и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения. Обучение чтению должно строиться на материале правильно произносимых звуков.
Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры. Такие игры по выкладыванию фигур проводите ежедневно.
Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.
Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех). Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.
Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.
2. Развитие слухового восприятия и внимания.
Упражняйте сначала ребенка в различении неречевых звуков. Предложите отгадать звук шуршания бумаги, погремушки, барабана и молоточка и т.п.
Затем упражнения в различении речевых звуков.Обратите внимание ребенка к своим губам, как рот широко открыт, когда произносите звук [а]; как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у]; как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и]. Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.
Развиваем у дошкольника умение правильно слышать и выделять звуки речи.
Задания:
- Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине или в конце). (Например: где в слове ДОМ ты слышишь звук М: в начале, в середине или в конце слова?).
- Определи, с какого звука начинается слово, заканчивается слово. (Игра «Цепочка»).
- Найди слова, в которых нет заданного звука ( в каких словах нет звука С? Самолет, автобус, шарик, и т. д.)
- Учите детей делить слово на слоги (можно использовать хлопок на каждый слог или подставляем ладошку к подбородку).
- Различать гласные и согласные звуки. (а, у, и, и др. гласные, с, п, б, и др. согласные)
- Различать твердые и мягкие согласные ( твердый звук н,р,м-большой братец; мягкий звук –маленький братец).
- Устанавливать последовательность звуков в слове ( какой первый звук, второй, третий в слове БОР, каждый звук спрашивать последовательно).
3. Развитие связной речи.
Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду.
Упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».
- Учите:
- Определять количество и последовательность слов в предложении ( сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? И т. д.)
- Составлять рассказы, предложения по сюжетным картинкам.
- Пересказывать тексты.
- Рассказывать сказки ( предлагаете начало, пусть ребенок закончит).
- Чтение детям и беседа по прочитанному. ( О чем прочитали? Что понравилось? Почему? Как бы вы поступили на месте героя?)
- Ребенок должен знать: имя, фамилию, адрес ( город, улица, дом); имена, отчества родителей, где и кем работают родители; знать последовательность времен года; название месяцев по порядку, дни недели (каждый день обсуждать- какой день недели, число, месяц).
4.Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
В первом классе ребенку нужно будет осваивать письмо.
Чтобы ему было легче, нужно развивать мелкую моторику: месить тесто, лепить из пластилина, игры с бусинками, мелкой мозаикой (под присмотром родителей), завязывать узелки, бантики, шнурки, заводить будильник, заводные игрушки, штриховать, рисовать, использовать дошкольные прописи, резать ножницами, проводить пальчиковые гимнастики, рисовать узоры по клеточкам, и др.
Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?
Нет, ни в коем случае. У ребёнка ещё слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Лучше помогите ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совсем не обязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает перебирать крупу, вышивает, вяжет - это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум клеточкам вправо, потом по двум клеточкам вниз, затем две клеточки вправо, две клеточки вверх» и т. д. Это полезно не только для рук, но и для умения точно выполнять задание взрослого.
Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя поле, можно значительно раньше. Но не давайте ребёнку сразу большую картинку. Начните с раскрашивания, например, воздушного шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.
Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука, она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребёнок письмом в 1 классе.
Используемые источники:
http://ds10.educrub.ru/?q=node/670
материалы для консультации подготовила Спасенникова И.П.
воспитатель МКДОУ детский сад «Ёлочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной группы "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"
Вполне понятно, что родители дошкольников озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу. И я считаю необходимым затронуть основные моменты речевого развития, которые...
Консультация для родителей подготовительной группы: Подготовка к обучению грамоте
Дидактические игры для подготовки к обучению грамоте...
Перспективное планирование в подготовительной группе: «Подготовка к обучению грамоте»
Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе: «Подготовка к обучению грамоте».
Закрепление звука и и буквы И...
Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"
Оптимизация процесса обучения грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....
ООД по развитию речи в подготовительной группе "Подготовка к обучению грамоте"
Подготовка к обучения грамоте, развитие речи в подготовительной группе....
Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...