Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»
консультация

Иванникова Светлана Алексеевна

Консультация для родителей на тему:  «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivannikova_konsultatsiya_i_obuchenie_gramote.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

 Воспитатель Иванникова С.А. 

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать педагога, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

Многие родители предъявляют большие требования к педагогам, желая, чтобы их ребенок с первых же занятий обучения чтению и грамоте уже читал. Часто приходится слышать от них реплики, типо: «мы уже долго занимаемся, а до сих пор не читаем», или «когда ребенок начнет читать?», или «я дома научила читать ребенка сама, а вы за год не научили». Родители выхватывают ключевое слово «обучение чтению», а остальное не берут во внимание. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).

Программа по обучению чтению в первом классе требует в подготовительный (добукварный) период учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.

За 10 учебных часов в первом классе научить этому сложно. Это одна из причин, почему в детском саду мы занимаемся подготовкой к обучению грамоте. Кроме того, к сожалению, без этих знаний и умений дети, довольно бегло читая, зачастую не понимают содержания текста, не могут пересказать прочитанное (так называемое неосознанное, механическое чтение), не слышат и не умеют выделять звуки, что, в конечном итоге, приводит к неграмотному письму.

В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.

Например: 

- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

- Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетикофонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердостимягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Давайте запомним! 

Звуки - звуки мы слышим и произносим.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо).

Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко).

Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза.

По итогам занятий дети учатся: 

Проводить фонетический разбор слова (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий глухой)

Не путать понятия «звук», «буква», «слово», «предложение», «текст».

Знать порядок букв и их названия.

Определять последовательность звука в слове, правильно делить слова на слоги.

Составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нем.

Правильно ставить предложения в знакомых словах.

Составлять простые предожения и интонационно правильно проговаривать их.

Правильно плавно читать по слогам с постепенным перходом к чтению целыми словами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Подготовка к обучению грамоте в системе профилактики дислексии и дисграфии занимает важное место.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющиеся в повторяющихся в ошибках стойкого характера.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение навыка письма. Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...

Консультация для воспитателей. «Структура образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста».

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лице...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста....

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...