Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация (младшая группа)
Развитие педагогической компитенции родителей. Помочь найти ответы на интересующее вопросы по воспитанию детей. Привлечь родителей к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информация для родителей | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация – это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребенку выработать саморегулирующие механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но это время тяжело не только детям. Но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачи:
1. Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
2. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
3. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Л.В. Белкина (3) предлагает использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей:
- Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
- Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, - это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость. Искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
- Наглядно-информационные (папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами информационно-наглядной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.
Интересный и полезный опыт по адаптации детей 2-3 лет накоплен в нашем саду. В рамках дополнительного образования в первой половине дня проводятся занятия для малышей, где мамы становятся партнерами педагога и активно участвуют в работе с малышом. Большая часть занятия отводится совместным адаптационными играм для того, чтобы снизить напряжение, страх и тревогу. Переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, конечно, игра. В игре ребенок получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками. Знакомиться с нормами и правилами жизни и т.д. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней.
К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:
- Новую игру учат несколько занятий;
- При введении новой игры знакомые игры повторяются;
- Продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально по количеству повторений;
- При повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов:
Первый период: «Мы играем только вместе».
Второй период: «Я играю сам, но ты будь рядом».
Третий период: «Иди, я немножко поиграю один».
Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.
Памятка «Как помочь ребенку быстро привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой, а так же ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5. Разрешите ребенку брать с собой в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
9. Создайте спокойную бесконфликтную обстановку в семье.
10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
11. Будьте терпимее к его капризам.
12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
14. Не скупитесь на похвалу.
15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Литература:
- Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на осоение окружающей среды, совместные дидактические игры / авт.-сост. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 124 с.
- Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. – М.: Учпедгиз, 1948.
- Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.
- Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...
Формы работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Презентация. Адаптация. Консультация для воспитателей...
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...
Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями дошкольников раннего возраста в ДОО буде...
Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Тема моей презентации:Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям Дошкол...
Консультация "Сотрудничество с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение...
«Современные формы работы с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУАдаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процессприспособления организма, которые происходят на разных уров...