консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
консультация для родителей
Сенсорное развитие младших дошкольников Младший дошкольный возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Сенсорное развитие является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности и имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Количество Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один - много». В сказке «Теремок» и «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Операции с множествами ведут к развитию логического мышления Величина Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. Детям раннего возраста вначале нужно помочь осуществить дифференциацию представлений о «большом» - «маленьком» по размерностям: длина, ширина, высота, толщина. Эти размерности ребенок обнаруживает в процессе экспериментирования с величинами средствами сказки. Например, в сказке «Три медведя». Медведи – высота, кровати – длина и ширина, деревья – толщина. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка сравнивать предметы по величине и посредством наложения или приложения их друг к другу. Форма Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (рамки Монтессори, «почтовый ящик» - коробка с отверстиями разной формы и др.) Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится». Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прочтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Цвет Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. Знакомство детей с цветом можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду). Развитие пространственных представлений Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.) Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В игре с условным (сказочным) пространством он становится в позицию наблюдателя тех изменений, которые происходят в это условном пространстве, одновременно являясь участником драматизируемого действия. В качестве такого условного пространства может выступать поверхность стола, пола, фланелеграф и т.д. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно - развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д. Дидактические игры и упражнения: 1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы Цель. Фиксировать внимание ребенка на величине предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить понимать слова такой, нетакой, большой, Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники, треугольники больших и маленьких размеров (по 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета). Показать ребенку 5 больших и 5 маленьких кругов и пояснить, что здесь много разных кружков. Показать, что это предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объяснить, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой – маленькие предметы. Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке других фигур. В ходе игры оказывать ребенку помощь, если он испытывает затруднения. 2. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые. Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Показать детям перемешанные фигурки ( 5 кругов и 5 квадратов). Обратить внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объяснить, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы – в другую. «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Далее раскладывает ребенок. Далее предлагать другие формы. Аналогично: 3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету) 4. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.) 5. Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.) 6. Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.) 7.Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. Ход игры. Взрослый приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает. Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины). 8. Игра «Строим дом». Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете. Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке. Ход игры. Взрослый приносит собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара». Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке. Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут. Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих. 9.Игра «Большие и маленькие мячики». Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Правильно подобрать мячи по цвету и величине. Ход игры: Взрослый дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык. Выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает ребенку подобрать куклам мячи. Большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч. Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Взрослый предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи. Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. подготовила воспитатель Аширова М.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"
Данная консультация предназначена для родителей младшей группы. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех ее аспектах, является русский...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему ...
Консультация для родителей «Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников»
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на с...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Подготовила и провела консультацию на тему: " Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников" для педагогов - воспитателей в своём коллективе 9 человек....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...
Консультация для педагогов на тему: "Роль театрализованой деятельности в социально - эмоциональном развитии младших дошкольников"
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.
Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....