Консультация для родителей «Игра для младших дошкольников — способ познания окружающего».
консультация (младшая группа) на тему

Баркалова Тамара Львовна
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни — действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. А как дома малыш реализует свою игровую деятельность? Кто будет его партнером? К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партнерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра для младших дошкольников — способ познания окружающего».

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком — могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

   Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни — действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка.  А как дома малыш реализует свою игровую деятельность? Кто будет его партнером? К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партнерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость.

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид- игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно что-то разбить. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. Этот предмет дети любят еще и потому, что «созвучен» им- такой же кричащий, «заводной», забавный и каждый раз новых в своих проявлениях.

Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр.

Сенсомоторная активность- основа жизни и развития ребенка. Это значит, что он с момента рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Известно, первые целенаправленные двигательные акты ребенка связаны с активизацией движений головы (удержание, повороты). Двигательная активность ребенка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное- «от конечностей к голове».

Например: новорожденный котенок, зайчонок и другие детеныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть и слышать. У ребенка же сначала активизируются сенсоры сферы: зрение, слух, осязание и др. И только к году ребенок делает свои первые шаги. Организация целенаправленной двигательной активности ребенка в семье играет важную роль в его развитии. В первые годы жизни ребенка мячи,  шары в показах взрослого используются как развитие, забава, он с интересом наблюдает за действиями мамы. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.

Знакомясь со свойствами мяча, ребенок выполняет разнообразные действия с ним-бросает, катает и т.д. и тем самым получает нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, руки и ноги). Даже простое подбрасывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямиться, что положительно влияет на осанку. Игры с мячом- это комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега, в прыжке. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска: нормализируют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу легких, сердца.

Как же научить ребенка ловкости в играх с мячом?

Надо сочетать показ образца с одновременным объяснением и выполнением действий. Например: «Я сейчас брошу мяч далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру мяч двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А теперь я спрячу его за голову и брошу, брошу сильно, вперед!» Благодаря многократным повторением образуются более прочные двигательные навыки. Малыш начинает выполнять движения свободнее-, без лишнего напряжения, у него появляется своеобразное чувства мяча.  Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с гори, забрасывать в корзину или ящик.

Как же организовать игры с мячом в семье?

1.   игры должны быть организованы взрослыми

2.   взрослые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша

3.   игре с мячом на улице уделить особое внимание, не следует играть вблизи

проходящего транспорта, избегать опасных канав или скрытых ям

Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства. Умная игрушка достойна умного подхода к ее использованию.

Игры е мячом.

1. «Поиграем с солнышком»-ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама с мячом располагается напротив на расстоянии около 1метра. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия.

«солнышко желтое»-прокатывание мяча от руке к руке

«солнышко теплое»-вокруг себя по полу

«по небу катилось, катилось»-прокатывает мяч к ребенку

«к Даше(имя ребенка) в гости прикатилось»- ребенок ловит и затем прокатывает его к

маме

2.   «Мяч в кругу»- все сидят по кругу на корточках, взрослый дает мяч ребенку и читает стихотворение

« Колобок, колобок У тебя румяный бок Ты по полу покатись

И Танюше улыбнись»-ребенок получает мяч и прокатывает его другому в сопровождении взрослого

3.   «Сбей кегли»(кеглями могут быть различные бутылки «Растишка», «Имунеле»). Сначала показывает взрослый- двумя руками оттолкнуть мяч от себя, стараясь сбить

кегли,

Посмотри, какие кегли Ровно-ровно в ряд стоят

К ним направим мяч умело(прокатывает мяч по полу в прямом направлении)

И они уже лежат! (Добиваться, чтобы ребенок прокатывал мяч, а не бросал вперед-вверх, и смотрел вперед)

4.   «Мяч с горки» (взять доску, или гладильная доска, чуть наклонить) Мама скатывает мяч с горки, ребенок ловит внизу его или самому скатить с горки, сопровождая словами: «Мячик в руки ты возьми, смело к горки подойди. Оттолкни его руками А теперь беги, лови»

(ребенок должен скатывать мяч двумя руками, если его положить и не оттолкнуть, то он упадет на пол)

5.  «Мяч в туннеле»-сдвинуть в один ряд стулья и показать как катить мяч через «туннель»

6.   «Колобок»- поставить стул, кресло и предложить ребенку прокатывать мяч вокруг этих предметов, а мама стоит в стороне и держит наволочку.

« Колобок, колобок, не ленись, не ленись Вокруг пенечка прокатись. Подтолкнем тебя руками, Поиграй немножко с нами.»

«Зайчик идет»-ребенок поднимает мяч вверх и т.д.

«Лисичка идет»-ребенок бежит и забрасывает мяч в наволочку (Колобок спрятался от

лисички).

Советы родителям.

  • Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения.
  • Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока не удастся выполнить его правильно.
  • Не упрекайте на рассеянность, невнимание, неумение и т.д.
  • Не превращайте обучение в скучную повинность.
  • Играйте, когда малыш будет в прекрасном настроении.
  • Будьте выдержанными, мягкими, добрыми, ласковыми.

 Хорошо, если вы ободрите своего ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи, это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.

Литература:

Э.Я.Степанненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» М..: Издательский центр «Академия», 2001.

Н.В.Полтавцева «Физическая культура в дошкольном детстве»

В.А.Доскин «Как сохранить и укрепить здоровье детей»

М.Н.Дедулевич «Играй- не зевай»

И.Куркина «Здоровье-стиль жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для младших дошкольников - способ познания окружающего

«Для ребят дошкольного возраста,- писала Н.К.Крупская,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. ...

Консультация для родителей. Игра для дошкольников - способ познания окружающего.

Консультация для родителей:Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания ок...

Игра для дошкольников – способ познания окружающего.Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт....

семинар-практикум для родителей «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности...

игра - для дошкольников способ познания окружающего

игра - для дошкольников способ познания окружающего...