Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей.
консультация
Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые заботятся о здоровье малыша, о его физическом и эмоциональном благополучии, поддерживают хорошее настроение, воспитывают нравственные качества. Воспитание человека начинается с его рождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Невского района
Санкт-Петербурга
Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей.
Воспитатель М.Ю.Пазюк
Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые заботятся о здоровье малыша, о его физическом и эмоциональном благополучии, поддерживают хорошее настроение, воспитывают нравственные качества. Воспитание человека начинается с его рождения. Он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Такой опыт предшествует целенаправленному обучению. В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг другу, о человеческих ценностях. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т. д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов. Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом) общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка ― определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому. Воспитывая детей, педагогу полезно познакомиться и с их семьями, с условиями их развития дома. Беседуя с близкими ребенка, воспитатель составляет свое мнение о том, каково истинное положение ребенка в семье, как относятся к нему близкие: любят ли его, внимательны ли к его интересам, проявляют ли уважение и требовательность или идут у него на поводу; какие взаимоотношения характерны для взрослых данной семьи: какие настроения преобладают и выявляются при общении членов семьи друг с другом. Воспитатель интересуется также тем, кто уделяет малышу больше времени; какое содержание несет ребенку общение со взрослыми дома; к кому обращается он за сочувствием, если терпит неудачу, за советом и за помощью, если чем-то занят, с просьбой почитать, объяснить, рассказать, погулять. Знакомясь ближе с семьями своих воспитанников, особенно тактично и чутко следует обращать внимание родителей на некоторые физические недостатки тех малышей, у кого они обнаружены. Родителей нужно научить выправлять плохо развитые движения малыша, посоветовать обратиться к логопеду, если ребенок сильно картавит и его речь мало понятна окружающим людям. Такой дефект при определенных условиях затрудняет общение дошкольника со сверстниками и способствует развитию обособленного поведения. Большое внимание воспитателю приходится уделять особенностям нервно-психического развития детей и их эмоциональным индивидуальным особенностям. Эти особенности заслуживают пристального внимания родителей. Очень часто выявляется, что у ребенка разное положение в детском саду и в семье: в семье оно чрезмерно и не всегда заслуженно высокое, а в группе детского сада среди сверстников ― низкое. Такое положение возникает вследствие неправильного использования родителями такого мощного средства воздействия на ребенка, как оценка. Получив в саду более верную оценку своей деятельности, ребенок, захваленный дома, чувствует себя несправедливо обойденным и обиженным к нему воспитателей. Высоко оценивая и поощряя успехи своего ребенка, родители в то же время не всегда стараются исправить его недостатки, среди которых могут оказаться весьма существенные, например, такие физические недостатки, как косоглазие, неправильный прикус, плохая артикуляция и моторика. При этом ребенку с неразвитой моторикой, мелкой мускулатурой часто помогают размягчать пластилин, лишая тем самым его слабые, неловкие пальцы необходимой тренировки, а ребенка со значительными дефектами речи родители заставляют выступать с чтением стихов перед гостями, невольно привлекая внимание окружающих к этим дефектам. Такого рода недостатки невыгодно выделяют ребенка среди других детей, а его малопонятная речь мешает ему налаживать взаимоотношения со сверстниками. Налаживанию контактов мешает также отсутствие у ребенка в раннем детстве необходимых ему навыков общения со сверстниками, которое обнаруживается в тех семьях, где не слишком общительные родители предпочитают гулять со своим ребенком вдалеке от людных мест и от других детей. Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как полезно их ребенку общение со сверстниками, так как лишь в коллективе у него вырабатываются способы общения. Ребенок учится вступать в контакт, прислушиваться к тому, что говорит сверстник, поддерживает с ним деловые отношения, отстаивает свои интересы. При этом, в этих ситуациях не всегда можно избежать ссоры между детьми, зато они учатся уступать друг другу и мириться, и как правило, у них возникает хорошее настроение, приподнятое эмоциональное состояние от совместной прогулки или игры вместе. По известному выражению А. Сент-Экзюпери, единственная настоящая роскошь на свете ― это роскошь человеческого общения. Однако умение общаться не всем дается легко. Люди учатся этому искусству с раннего детства. Поэтому им и надо предоставить эту возможность. Обращая внимание родителей на то, как трудно складываются отношения их ребенка со сверстниками в детском саду, воспитатели нередко обнаруживают черты в разной степени выраженной замкнутости у самих родителей. Пребывая в замкнутом мире родственных отношений, они не проявляют интереса к «чужим» и, следовательно, не могут привить такого интереса своим детям. Дети из таких семей часто отличаются застенчивостью и некоторой эмоциональной холодностью, неумением выразить свои чувства к сверстникам и получить ответное чувство. В некоторых случаях, беседуя с родителями обособленных детей, воспитатель обнаруживает, что узкая избирательность в общении детей со сверстниками обусловлена отношением родителей к окружающим людям и способами выражения этого отношения. Такое отношение связано с односторонними оценками людей, делением их на «успешных» и «неуспешных» по службе, интеллектуальных и неинтеллектуальных и т. п. Односторонне оценивая окружающих людей и даже сверстников своего ребенка, эти родители незаслуженно принижают другие важные человеческие качества: доброту, справедливость, общительность, хорошо развитое чувство юмора и восприимчивость. Между тем ребенок, как бы впитывающий в себя эмоциональное отношение своих родителей, заражается им и начинает подражать. Он берет на вооружение их пренебрежительную манеру отзываться о людях, отрицательное отношение мешает ему понимать людей и препятствует развитию его социальных качеств. Если родители сосредоточивают внимание ребенка лишь на интеллектуальных задачах и у него не остается времени на игры, полноценное общение с другими детьми, то они оказывают своему ребенку плохую услугу. Воспитание не должно быть односторонним, это препятствует гармоничному развитию личности, приводит к низкому уровню социальной ориентировки, снижает уровень развития потребности в общении. Неспособность контактировать со сверстниками чрезвычайно обедняет жизненный опыт ребенка, делает его одиноким среди детей. Его внимание чаще фиксируется на отрицательных поступках других детей. Для такого ребенка характерна неразвитость эмоционально-нравственных основ социального поведения. Особенно плохо сказывается на детях непонимание взрослыми их возрастных и индивидуальных особенностей. Страстно желая видеть своего ребенка умным, развитым, некоторые родители необоснованно навязывают ребенку свои литературные вкусы, принуждают смотреть трудные для детского восприятия телепередачи, навязывают положительные оценки персонажей, непонятных малышу, и в то же время подчеркнуто отрицательно относятся к любимым персонажам своих детей, к их предпочтениям. Воспитатель в таких случаях в тактичной форме может напомнить родителям о возрастных рамках, выходить за которые не всегда полезно, особенно если у ребенка слабая нервная система, если он быстро утомляется, не переносит сильных раздражителей, пугается незнакомых людей и избегает новизны. Непонимание внутреннего мира своего ребенка часто наблюдается у тех родителей, которые руководствуются в воспитании детей исключительно соображениями долга. Будучи негибкими и педантичными, они создают излишне напряженную обстановку дома, не считаются с желаниями, интересами ребенка, недостаточно теплы к нему. Такие родители никогда не стараются создать положительного настроя даже на трудных этапах жизни ребенка (переход из семьи в детский сад, из детского сада в школу, при изменении структуры семьи). Они не считаются с переживаниями ребенка, а требуют лишь безоговорочного послушания. При этом, как правило, они делают ребенку замечания в резкой форме раздраженным тоном, особенно если ребенок сопротивляется их требованиям. Однако ответом на это у ребенка возникает ярко выраженный негативизм на непосильные требования и чрезмерные ограничения, которые в отдельных случаях могут привести к невротическим реакциям и к неврозам. Сопротивление ребенка требованиям родителей и его недоверие к их словам и действиям может закрепиться в связи с каким-либо случаем, являющимся как бы «последней каплей терпения». В одном таком случае негативизм ребенка был закреплен в связи с тем, что родители последовательно убирали из дома его любимые, но на вид непривлекательные игрушки, портившие интерьер, а затем и живого хомячка, поскольку он требовал ухода. Изгнание из дома любимых игрушек и животного обернулось невосполнимой потерей. Спустя год ребенок все еще вспоминал о хомячке, рассказывал о его привычках и поведении. Ребенок восстанавливал в воображении все события, имевшие место прежде, и приписывал любимому существу такие действия, каких и вовсе не было. Эта потеря привела к бесконечному и бесплодному фантазированию, и даже покупка нового животного по совету воспитателя уже не привлекла ребенка к практической заботе о нем.
Таким образом, незаметная для родителей грубая педагогическая ошибка привела к трудно исправимым последствиям, к нарушению гармонии между воображаемыми и практическими действиями (потребность содействовать, ухаживать за живым существом трансформировалась в бесплодные грезы, которые стали доминировать, нарушив психическое равновесие). У ребенка появились невротические реакции, а также изменились некоторые черты характера: к семи годам обнаружились жестокость, угрюмость, нетерпимый тон в общении с родителями. В работе с семьями воспитателю особенно важно вызвать и поддержать теплое, чуткое и эмоциональное отношение родителей к ребенку, пробудить интерес к внутреннему миру маленького человека, подчеркнуть его достоинства, убедить их в том, что каждый ребенок прежде всего нуждается в душевной теплоте, защите, содержательном общении. Работая с родителями, воспитатель должен учитывать, что отец и мать подчас субъективно и односторонне оценивают ребенка и свои взаимоотношения с ним. В таких случаях действенными оказываются беседы с другими членами семьи. Важно помочь родителям глубже понять своего ребенка, его индивидуальные особенности и в то же время уточнить причины скрытых конфликтов. Воспитатель должен помнить, что зачастую нежелание родителей делиться с ним своими переживаниями может быть вызвано нечутким отношением со стороны педагога к проблемам этих семей. Разговор с родителями «трудных» детей в детском саду не следует начинать с замечаний их ребенку, его лучше вести наедине. Но даже в этих условиях недопустимо делать замечания в грубой, нетактичной форме, как это можно наблюдать порой. Работая с родителями, нетрудно убедиться в том, что даже благополучные семьи (т. е. любящие, уделяющие много внимания детям) нуждаются в квалифицированных советах педагогов детского сада, в совместном неформальном размышлении о характере, привычках, поведении детей. Родителям нужно показать, что развитие чувств детей не должно идти стихийным путем. В большей степени оно должно определяться их воспитательными воздействиями, которые зависят от ценностных ориентаций семьи, от стиля взаимоотношений и отношений к окружающим. И хотя детские чувства изменчивы и ситуативны, им свойственно закрепляться. Таким образом, работая с семьей, воспитатель предлагает родителям: ― узнать своего ребенка ― его достоинства и слабости, к чему он стремится и чего избегает; ― развивать его всесторонне ― физически, нравственно, умственно, эстетически; ― помнить, что полноценное развитие невозможно без целенаправленного и систематического воспитания его эмоций и чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"
процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»
Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....

Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей
Лишь при совместной работе с семьей по – настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье заклад...

Выступление на педсовете "Особенности работы воспитателя по формированию взаимодействия семьи и ДОО"
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....

Работа с детьми из социально неблагополучных детей.
Проведение профилактической работы с семьями социального риска....

Научная статья на тему: «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»
Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундам...

«Особенности коррекционно – развивающей работы направленной на развитие эмоциональной сферы детей с РАС»
Взрослые, в первую очередь, стремятся научить ребенка с аутизмом читать, писать, сидеть спокойно какое – то время. Но, для обеспечения автономной, взрослой, качественной жизни важно и умение реш...