Научная статья на тему: «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федорова Инесса Валерьевна

Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые заботятся о здоровье малыша, о его физическом и эмоциональном благополучии, поддерживают хорошее настроение, воспитывают нравственные качества. Воспитание человека начинается с его рождения. Он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Такой опыт предшествует целенаправленному обучению.                                                                                    В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг другу, о человеческих ценностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Андреево-Базарская СОШ» детский сад «Колокольчик»

Научная статья на тему: «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»    

                                                                                               Выполнила:

                                                                     Воспитатель Федорова И. В.  

                                            д. Андреево-Базары                                                                          

                                                         2019

Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей.

Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые заботятся о здоровье малыша, о его физическом и эмоциональном благополучии, поддерживают хорошее настроение, воспитывают нравственные качества. Воспитание человека начинается с его рождения. Он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Такой опыт предшествует целенаправленному обучению.                                                                                    В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг другу, о человеческих ценностях.                                                                        Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т. д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов. Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом)общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка ― определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому.                                                                        Воспитывая детей, педагогу полезно познакомиться и с их семьями, с условиями их развития дома. Беседуя с близкими ребенка, воспитатель составляет свое мнение о том, каково истинное положение ребенка в семье, как относятся к нему близкие: любят ли его , внимательны ли к его интересам, проявляют ли уважение и требовательность или идут у него на поводу; какие взаимоотношения характерны для взрослых данной семьи: какие настроения преобладают и выявляются при общении членов семьи друг с другом. Воспитатель интересуется также тем, кто уделяет малышу больше времени; какое содержание несет ребенку общение со взрослыми дома; к кому обращается он за сочувствием, если терпит неудачу, за советом и за помощью, если чем-то занят, с

                                                                       2

просьбой почитать, объяснить, рассказать, погулять. Знакомясь ближе с семьями своих воспитанников, особенно тактично и чутко следует обращать внимание родителей на некоторые физические недостатки тех малышей, у кого они обнаружены. Родителей нужно научить выправлять плохо развитые движения малыша, посоветовать обратиться к логопеду, если ребенок сильно картавит и его речь мало понятна окружающим людям. Такой дефект при определенных условиях затрудняет общение дошкольника со сверстниками и способствует развитию обособленного поведения. Большое внимание воспитателю приходится уделять особенностям нервно-психического развития детей и их эмоциональным индивидуальным особенностям. Эти особенности заслуживают пристального внимания родителей. Очень часто выявляется, что у ребенка разное положение в детском саду и в семье: в семье оно чрезмерно и не всегда заслуженно высокое, а в группе детского сада среди сверстников ― низкое. Такое положение возникает вследствие неправильного  использования родителями такого мощного средства воздействия на ребенка, как оценка. Получив в саду более верную оценку своей деятельности, ребенок, захваленный дома, чувствует себя несправедливо обойденным и обиженным к нему воспитателей.                                                                                         Высоко оценивая и поощряя успехи своего ребенка, родители в то же время не всегда стараются исправить его недостатки, среди которых могут оказаться весьма существенные, например такие физические недостатки, как косоглазие, неправильный прикус, плохая артикуляция и моторика. При этом ребенку с неразвитой моторикой , мелкой мускулатурой часто помогают размягчать пластилин, лишая тем самым его слабые, неловкие пальцы необходимой тренировки, а ребенка со значительными дефектами речи родители заставляют выступать с чтением стихов перед гостями, невольно привлекая внимание окружающих к этим дефектам. Такого рода недостатки невыгодно выделяют ребенка среди других детей, а его малопонятная речь мешает ему налаживать взаимоотношения со сверстниками.                                                                             Налаживанию контактов мешает также отсутствие у ребенка в раннем детстве необходимых ему навыков общения со сверстниками, которое обнаруживается в тех семьях, где не слишком общительные родители предпочитают гулять со своим ребенком вдалеке от людных мест и от других детей.                                                                                    Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как полезно их ребенку общение со сверстниками, так как лишь в коллективе у него вырабатываются способы общения. Ребенок учится вступать в контакт, прислушиваться к тому, что говорит сверстник, поддерживает с ним деловые отношения, отстаивает свои интересы. При этом, в этих

                                                                        3

ситуациях не всегда можно избежать ссоры между детьми, зато они учатся уступать друг другу и мириться, и как правило, у них возникает хорошее настроение, приподнятое эмоциональное состояние от совместной прогулки или игры вместе. По известному выражению А. Сент-Экзюпери, единственная настоящая роскошь на свете ― это роскошь человеческого общения. Однако умение общаться не всем дается легко. Люди учатся этому искусству с раннего детства. Поэтому им и надо предоставить эту возможность. Обращая внимание родителей на то, как трудно складываются отношения их ребенка со сверстниками в детском саду, воспитатели нередко обнаруживают черты в разной степени выраженной замкнутости у самих родителей. Пребывая в замкнутом мире родственных отношений, они не проявляют интереса к «чужим» и, следовательно, не могут привить такого интереса своим детям. Дети из таких семей часто отличаются застенчивостью и некоторой эмоциональной холодностью, неумением выразить свои чувства к сверстникам и получить ответное чувство.                                                                                                                 В некоторых случаях, беседуя с родителями обособленных детей, воспитатель обнаруживает, что узкая избирательность в общении детей со сверстниками обусловлена отношением родителей к окружающим людям и способами выражения этого отношения. Такое отношение связано с односторонними оценками людей, делением их на «успешных» и «неуспешных» по службе, интеллектуальных и неинтеллектуальных и т. п. Односторонне оценивая окружающих людей и даже сверстников своего ребенка, эти родители незаслуженно принижают другие важные человеческие качества: доброту, справедливость, общительность, хорошо развитое чувство юмора и восприимчивость. Между тем ребенок, как бы впитывающий в себя эмоциональное отношение своих

родителей, заражается им и начинает подражать. Он берет на вооружение их пренебрежительную манеру отзываться о людях, отрицательное отношение мешает ему понимать людей и препятствует развитию его социальных качеств.                                                                                   Если родители сосредоточивают внимание ребенка лишь на интеллектуальных задачах и у него не остается времени на игры, полноценное общение с другими детьми, то они оказывают своему ребенку плохую услугу. Воспитание не должно быть односторонним, это препятствует гармоничному развитию личности, приводит к низкому уровню социальной ориентировки, снижает уровень развития потребности в общении.    Неспособность контактировать со сверстниками чрезвычайно обедняет жизненный опыт ребенка, делает его одиноким среди детей. Его внимание чаще фиксируется на отрицательных поступках других детей. Для такого ребенка характерна неразвитость

                                                                     4

эмоционально-нравственных основ социального поведения.                                                             Особенно плохо сказывается на детях непонимание взрослыми их возрастных и индивидуальных особенностей. Страстно желая видеть своего ребенка умным, развитым, некоторые родители необоснованно навязывают ребенку свои литературные вкусы, принуждают смотреть трудные для детского восприятия телепередачи, навязывают положительные оценки персонажей, непонятных малышу, и в то же время подчеркнуто отрицательно относятся к любимым персонажам своих детей, к их предпочтениям. Воспитатель в таких случаях в тактичной форме может напомнить родителям о возрастных рамках, выходить за которые не всегда полезно, особенно если у ребенка слабая нервная система, если он быстро утомляется, не переносит сильных раздражителей, пугается незнакомых людей и избегает новизны.                                   Непонимание внутреннего мира своего ребенка часто наблюдается у тех родителей, которые руководствуются в воспитании детей исключительно соображениями долга. Будучи негибкими и педантичными, они создают излишне напряженную обстановку дома, не считаются с желаниями, интересами ребенка, недостаточно теплы к нему. Такие родители никогда не стараются создать положительного настроя даже на трудных этапах жизни ребенка (переход из семьи в детский сад, из детского сада в школу, при изменении структуры семьи). Они не считаются с переживаниями ребенка, а требуют лишь безоговорочного послушания. При этом, как правило, они делают ребенку замечания в резкой форме раздраженным тоном, особенно если ребенок сопротивляется их требованиям. Однако ответом на это у ребенка возникает ярко выраженный негативизм на непосильные требования и чрезмерные ограничения, которые в отдельных случаях могут привести к невротическим реакциям и к неврозам.                                                    Сопротивление ребенка требованиям родителей и его недоверие к их словам и действиям может закрепиться в связи с каким-либо случаем, являющимся как бы «последней каплей терпения». В одном таком случае негативизм ребенка был закреплен в связи с тем, что родители последовательно убирали из дома его любимые, но на вид непривлекательные игрушки, портившие интерьер, а затем и живого хомячка, поскольку он требовал ухода. Изгнание из дома любимых игрушек и животного обернулось невосполнимой потерей. Спустя год ребенок все еще вспоминал о хомячке, рассказывал о его привычках и поведении. Ребенок восстанавливал в воображении все события, имевшие место прежде, и приписывал любимому существу такие действия, каких и вовсе не было. Эта потеря привела к бесконечному и бесплодному фантазированию, и даже покупка нового животного по совету воспитателя уже не привлекла ребенка к практической заботе о нем.

                                                                       5

Таким образом, незаметная для родителей грубая педагогическая ошибка привела к трудно исправимым последствиям, к нарушению гармонии между воображаемыми и практическими действиями (потребность содействовать, ухаживать за живым существом трансформировалась в бесплодные грезы, которые стали доминировать, нарушив психическое равновесие). У ребенка появились невротические реакции, а также изменились некоторые черты характера: к семи годам обнаружились жестокость, угрюмость, нетерпимый тон в общении с родителями.                                                                      В работе с семьями воспитателю особенно важно вызвать и поддержать теплое, чуткое и эмоциональное отношение родителей к ребенку, пробудить интерес к внутреннему миру маленького человека, подчеркнуть его достоинства, убедить их в том, что каждый ребенок прежде всего нуждается в душевной теплоте, защите, содержательном общении.                                  Работая с родителями, воспитатель должен учитывать, что отец и мать подчас субъективно и односторонне оценивают ребенка и свои взаимоотношения с ним. В таких случаях действенными оказываются беседы с другими членами семьи. Важно помочь родителям глубже понять своего ребенка, его индивидуальные особенности и в то же время уточнить причины скрытых конфликтов.                                                                         Воспитатель должен помнить, что зачастую нежелание родителей делиться с ним своими переживаниями может быть вызвано нечутким отношением со стороны педагога к проблемам этих семей. Разговор с родителями «трудных» детей в детском саду не следует начинать с замечаний их ребенку, его лучше вести наедине. Но даже в этих условиях недопустимо делать замечания в грубой, нетактичной форме, как это можно наблюдать порой.                                                                                                                                                                        Работая с родителями, нетрудно убедиться в том, что даже благополучные семьи (т. е. любящие, уделяющие много внимания детям) нуждаются в квалифицированных советах педагогов детского сада, в совместном неформальном размышлении о характере, привычках, поведении детей.                                                                      Родителям нужно показать, что развитие чувств детей не должно идти стихийным путем. В большей степени оно должно определяться их воспитательными воздействиями, которые зависят от ценностных ориентаций семьи, от стиля взаимоотношений и отношений к окружающим. И хотя детские чувства изменчивы и ситуативны, им свойственно закрепляться.                                                                                                              Таким образом, работая с семьей, воспитатель предлагает родителям:                                                          ― узнать своего ребенка ― его достоинства и слабости, к чему он стремится и чего

                                                                  6

избегает;        

― развивать его всесторонне ― физически, нравственно, умственно, эстетически;                                  ― помнить, что полноценное развитие невозможно без целенаправленного и систематического воспитания его эмоций и чувств.

                                                                    7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей

Лишь при совместной работе с семьей по – настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье заклад...

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА

Какие особенности имеет микроклимат семьи ребенка со множественными нарушениями в развитии. Как выстраивать общение с семьей, зная эти особенности? Какие ошибки в коммуникации с семьей может допускать...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Статья в книге "Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях". Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции" Тема: "Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ"

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родите...

Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей.

Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундам...

цикл консультаций для воспитателей по теме "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

методическая разработка учителя -логопеда для воспитателей с подробным изложением особенностей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Научная статья на тему: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В статье раскрываются особенности и актуальные проблемы в развитии детей в период старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией....