консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гендерное воспитание | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей
дошкольного возраста»
Данная тема актуальна для многих педагогов, занимающихся научной деятельностью, и практиков. Это связано с тем, что процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных ролей. Но в практической деятельности развитие полоролевой идентификации детей дошкольного возраста осуществляется в лучшем случае стихийно, а в худшем - не осуществляется вовсе. Это происходит в основном в связи с отсутствием четких методик полоролевого воспитания детей, сравнительно малым количеством научно-методической литературы, посвященной этой теме.
Методологической основой данной работы являются:
- положения философии, психологии и педагогики о взаимосвязи социального и биологического в человеке, о значении социальных ожиданий окружающих в процессе полоролевой идентификации (М. Джонсон, Дж. Стоккард и др.), а также о важной роли сверстников в этом процессе (Л. Дистиэр, Дж. Каган, Л. Кэмпбелл, П.Н. Мюссен, Т.А. Ренина, А.П. Усова), теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская и др.), концепции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- философские, психологические и педагогические теории отношений (А.А. Бодалев, Н.В. Мясшцев, И.Ф. Харламов).
Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие:
полоролевое поведение - действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, одежде, манере держаться, системе жестов, лексике;
полоролевая дифференциация - совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол;
полоролевая идентификация - процесс и результат отождествления себя с представителями определенного пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Анализ содержания данных понятий показывает, что основная и определяющая причина раннего полоролевого развития, возникновения половых психических различий и полоролевой дифференциации уже на уровне дошкольного детства — это не столько биологические особенности пола, сколько различия социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам со стороны взрослых и сверстников, подкрепление путем поощрения социально желательных для детей разного пола форм поведения и раннее осознание ребенком своей половой роли.
Диагностика воспитанников детского сада показывает, что первичная половая идентификация (низкий уровень) осуществляется у всех мальчиков и девочек без особых затруднений. В ходе бесед с воспитанниками выявляется, что у детей старшего дошкольного возраста имеются некоторые знания о культурных эталонах мужского и женского поведения, но эти знания реализуются лишь частично в полоролевом поведении детей, взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола (в среднем на высоком 1 уровне находится только 7% детей, средний (II) уровень представлений имеют 32% детей, большая часть детей (61%) находятся на III, низком, уровне, а у 6% детей представления о мужественности и женственности вообще отсутствуют).
Работа по развитию полоролевой идентификации должна быть нацелена:
- на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности;
- формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу.
Для формирования общих представлений о мужественности и женственности рекомендуется использовать чтение художественной литературы и этические беседы. Как закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников можно проводить сюжетно-ролевые игры. Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоления разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе исполнения привлекательной для себя роли. Кроме того, воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою социальную компетентность.
Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций трех видов:
- когда описанная проблема была разрешена двумя детьми, одним - правильно, другим - неправильно;
- когда проблема в предложенном рассказе решалась неправильно;
- когда перед ребенком в проблемной ситуации стоял вопрос «Как поступить?».
Повторная диагностика детей обычно показывает изменение и обогащение представлений детей о качествах мужественности и женственности, повышение уровня соответствующей компетентности.
Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» методическое пособие 2012 г. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"
процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93 г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...
Консультация для педагогов ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Особенности работы воспитателя в комбинированных группах»
рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе...
Семинар для воспитателей "Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми"
Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми...
Консультация для педагогов "Особенности работы воспитателя в логопедической группе"
quot;Особенности работы воспитателя в логопедической группе"Подготовила воспитатель: Куницына И.В....
Консультация для педагогов.Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении...