Работа с детьми из социально неблагополучных детей.
материал (младшая группа) по теме
Проведение профилактической работы с семьями социального риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 201.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» города Николаевска Волгоградской области
Утверждено:
Заведующий МДОУ «Сказка»
______________ Т.В. Меденцова
Консультация для педагогов МДОУ детский сад «Сказка» на тему:
«Помощь «трудным семьям»
/ в рамках работы с неблагополучными семьями/
Подготовила и провела:
воспитатель I квалификационной категории
Кутепова Наталья Владимировна
Май 2018 год
Цель: дать понять ребенку, что он личность, имеющий право на понимание, способный совершенствоваться, обладающий индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
“Дети – это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко
Актуальность: в настоящее время число неблагополучных семей возросло. В этих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях.
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Задача осложняется тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.
Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит, говорить о том:
* какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
* как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
* как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
* что должны, хотя бы в общих чертах, предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
- На основании сигнала об ущемлении интересов ребёнка педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребёнка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья.
- Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники (соседи, коллеги родителей по работе, детская поликлиника и т.д.).
- Обобщение полученных данных, оценка уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребёнка.
- Диагностика семейного благополучия через ознакомительную беседу с ребёнком.
- Первая встреча с проблемной семьёй (лучше вызвать в учреждение, необходимо участие не только воспитателя, но и психолога, встреча не должна превышать 1 час с небольшим перерывом через 30 минут). Цель её – добиться от родителей признания, что в семье существуют проблемы, которые создают угрозу психическому и физическому здоровью ребёнка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.
- Обсуждение полученной информации на заседании комиссии по охране детства и работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Работа по повышению воспитательных способностей родителей.
- Посещение семьи в месте её проживания.
- Работа по восстановлению воспитательной функции семьи.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ:
- Принудительное лечение от алкоголизма;
- Лишение родительских прав;
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Влияние через СМИ;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Оказание материальной помощи;
- Административные штрафы;
- Создание клубов по интересам;
- Постоянный патронаж;
- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
- Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
- Семья многодетная может вырастить не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.
- Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи, - может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей; эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ; вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту, подрывающую физические силы; отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье; допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей семье доход.
- Семьи со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
- Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи, причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход от благотворного влияния семьи и школы.
- Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
- Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
Большое количество семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ.
- Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
- Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите с собой представителя родительского комитета, психолога, членов комиссии по охране детства…
- Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребёнка в семье, нарушениях родителями его прав.
- Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.
- Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
- В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
- Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
- Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
- Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
- Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
- Личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.
- Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
- Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
- Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
- Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
- Педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительный рост и достижения действий семьи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
- Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.
- Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей.
- Педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем он может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Не только обучение, но и терапевтическая помощь, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам.
Одним из методов, используемых в коррекционной работе с детьми, является «сказкотерапия». Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе — и есть терапия. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к речевому контакту.
Цикл занятий по «сказкотерапии» позволяет работать над поведенческими проблемами детей, формировать у них навыки общения, социальную адаптацию, снятие детских страхов, тревожности.
Сказки, игры, рисунки составляют существенную часть значимого мира ребенка. Поэтому сочетание в психокоррекционной работе с детьми специально подобранных психотехнических игр, упражнений, а также рисование во многом способствуют ее гармонизации психического здоровья, развития ребенка.
Эффективность терапии искусством с «трудными» детьми объясняется тем, что этот метод представляет собой возможность для решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
Цели игровой терапии — помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию», стать более активным в своих действиях и поступках, выработать способность к самоконтролю, овладеть чувством веры в себя.
Телесно-ориентированная терапия дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения. Использование дидактических игр помогает вызвать у воспитанников потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Развитие коммуникативных навыков «Учимся общаться», используемых в коррекционной работе с детьми, создает условия для становления сферы отношения ребенка, гармонизации отношений с самим собой и другими людьми, его личностных ценностей, самооценки.
Сенсорно-перцептивное развитие детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных процессов, исследовательской и творческой активности воспитанников.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППОЙ:
- Информационно - просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной в родительском уголке. Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как решать детские проблемы, воспитывать положительные качества у ребенка, подготовить его к школе. Рубрики обновляем ежемесячно: «Нравственно – волевая подготовка детей к школе в семье», «Значение игры в семье при формировании волевых качеств», «Режим в выходные дни» и др.
- Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей. На собраниях рассматриваются такие темы как: «Познай себя как родителя», «Воспитание волевых качеств у ребенка»;
- Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, проводить семинары – практикумы, такие как «Контрольная для родителей», «Знаете ли вы своего ребенка?».
- Совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий). Целью такой работы является оптимизация детско-родительских отношений, изучение возможностей детей и поиск путей помощи своему ребенку.
- Организация работы клуба «Заботливые родители». Целью работы клуба является осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. Принимая участие в работе клуба, родители начинают более объективно оценивать уровень развития ребенка и возможности его обучения. В работе клуба принимают участие специалисты: логопед, психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участники выступления отбирают доступный материал с яркими примерами. Теоретический вопрос обычно готовят воспитатели, а практический представляют специалисты. Они демонстрируют видеоматериалы занятий, показывают фрагменты индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, представляют наглядные пособия, которые легко изготовить дома для игр и занятий с детьми. По каждой теме воспитатели выставляют печатный материал в родительские уголки.
Данная система работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, оптимизации детско-родительских отношений, сближению всех членов семьи.
Заключение
И так, при работе с неблагополучными семьями необходимо:
- Выявить неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
- Повысить педагогическую культура родителей воспитанников.
- Систематически организовать педагогическое просвещение. Убеждать родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
- Проводить контрольно-коррекционные работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми по социально-личностному развитию
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка....
Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей
Лишь при совместной работе с семьей по – настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье заклад...
Выступление на методической площадке по работе с детьми ОВЗ "Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна через образовательную деятельность в разновозрастной группе ДОУ"
Отчет по работе с ребенком с Синдромом Дауна в условиях разновозрастной группы детского сада. Презентацию можно посмотреть здесь-https://drive.google.com/drive/folders/1rRiINnjU7q0QpIcxWah_AguZgRHizTd...
Работа с детьми из социально неблагополучных семей
Работа с детьми из социальнонеблагополучных семей...
Программа работы с детьми из социально неблагополучных семей "Я - чемпион!"
Анализ условий жизни детей “группы риска” показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных у...
Научная статья на тему: «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»
Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундам...
Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей.
Лишь в единстве с семьей по-настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького ребенка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундам...