Особенности работы с детьми, имеющими трудности в общении
статья на тему
Статья о том как провильно работать с детьми, которые имеют отклонения в поведении, общении как со взрослыми так и с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_imeyushchie_trudnosti_v_obshchenii.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми, имеющими трудности в общении
- Понятие
- Причины
- Основные направления работы
- Разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.
Агрессивность
Агрессия – дремлющий гнев. Гнев – чувство сильного возмущения, негодования. Гнев – чудовище, которое дремлет и проявляется в агрессии.
Причины агрессивности:
- Протест против действий взрослых, принуждающих его к чему – либо.
- Стремление занять лидерское место в группе (не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место).
- Агрессивность может быть средством переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.
- Ребенок может заряжаться агрессивностью от родителей, которым подражает.
- Причиной агрессивности могут быть унижения и оскорбления со стороны родителей.
- Проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.
Основные направления работы:
1.Работа с гневом;
2. Обучение навыкам распознавания и контроля эмоций,
3. умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
Запрещающие действия по отношению к агрессивному ребенку:
- Любое действие ребенка сопровождать окриком, запретом;
- Физически наказывать;
- Читать нотации, если ребенок в чем – то неправ;
- Запрещать мальчикам играть в войну;
- Говорить ребенку: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы»;
- Использовать словесные оскорбления;
- Унижать ребенка, наказывая его;
Разрешающие действия по отношению к агрессивному ребенку:
- Привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы;
- Сочинять совместно с ребенком сказки и истории;
- Использовать в работе с ребенком психогимнастические упражнения;
- Применять в работе с детьми ролевые игры.
- Использовать упражнения на релаксацию, массаж, растирание тела;
- Сделать все, чтобы заверить ребенка в своей любви, независимо от его успехов;
- Доверять ребенку, быть с ним честным, принимать таким, какой он есть;
- Создать для ребенка атмосферу тепла, доверия;
- Дать возможность выплеснуть накопившиеся эмоции;
- Организовать спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
- Использовать мягкие подушки, резиновые молотки, газеты;
- Использовать игры с песком, водой, глиной.
- Побуждать детей рассказывать о своих проблемах;
- Говорить ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я, а не «ты»;
- Наказывать только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его;
- Разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой;
- Терпение и внимание к ребенку, к его нуждам и потребностям;
- Использовать наказания лишь в крайних случаях.
- Разрешить ребенку сделать что – то, что обычно не приветствуется нами.
Тревожность
«Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких которые к этому не предрасполагают».
Причины тревожности:
1. Противоречивые требования, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом.
2. Неадекватные требования (чаще всего, завышенные).
3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение
Основные направления работы:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Разрешающие действия по отношению к тревожному ребенку:
- Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей;
- Сравнивать достижения ребенка с его же результатами;
- Обращаясь к ребенку с просьбой, желательно установить с ним контакт глаз;
- Сочинять совместно с ребенком сказки и истории;
- Использовать в работе с ребенком психогимнастические упражнения;
- Применять в работе с детьми ролевые игры.
- Использовать упражнения на релаксацию, массаж, растирание тела;
- Сделать все, чтобы заверить ребенка в своей любви, независимо от его успехов;
- Создать для ребенка атмосферу тепла, доверия;
- Использовать игры с песком, водой, глиной.
- Побуждать детей рассказывать о своих проблемах;
- Говорить ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я, а не «ты»;
- Давать посильные для ребенка задания;
- Общаться с ребенком осторожно и деликатно;
- Принимать ребенка таким, какой он есть;
- Улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте;
- Избегать переутомления ребенка;
- Использовать наказания лишь в крайних случаях;
Запрещающие действия по отношению к тревожному ребенку:
- Проводить состязания и такие виды деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних с достижениями других.
- Проводить какие – либо виды работ, учитывающие скорость;
- Подгонять и торопить детей;
- Предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах;
- Сравнивать ребенка с окружающими;
Замкнутость
нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудностей установления новых социальных отношений.
Причины:
1. Длительный стресс( например: развод родителей).
2. Недостаток эмоционального общения (например: длительное пребывание в больнице; нежданное, нежелательное рождение; отсутствие родительской любви);
3. Патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.д.).
Основные направления коррекционной работы с замкнутыми детьми:.
- Выявление и устранение причин, приведших к этому нарушению;
- Восстановление потребности ребенка в общении, контактах с взрослыми и сверстниками;
- Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников;
- Обучение навыкам общения и установлению контакта.
Запрещающие действия по отношению к замкнутому ребенку.
- Избегать прямых вопросов, заглядываний в глаза, тормошений с целью выведения из задумчивого состояния;
- Много говорить с ребенком;
- Оказывать давление на ребенка;
- Форсировать восстановление потребности ребенка в контактах с окружающими людьми;
Разрешающие действия по отношению к замкнутому ребенку:
- Создавать условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно;
- Постепенно приобщать ребенка к общению;
- Подчеркивать преимущества и полезность общения;
- Быть для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- Постепенно усложнять формы контактов;
- Строго дозировать контакты с ребенком, чувствовать, когда ребенок перестает в них нуждаться;
- Быть терпеливым и готовым к длительной работе с ребенком.
Гиперактивность
Причины гиперактивного поведения :
1.Генетические факторы,
2.Особенности строения и функционирования головного мозга,
3.Родовые травмы,
4.Инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни.
5, Минимальная мозговая дисфункция (ММД).
Основные направления работы с гиперактивным детьми:
1. Выработка единой стратегии воспитания ребенка.
2. Обучение умению выплескивать энергию приемлемыми способами.
3. Развитие зрительно – тактильного восприятия.
Запрещающие действия по отношению к гиперактивному ребенку:
- Любое действие ребенка сопровождать окриком, запретом;
- Физически наказывать;
- Требовать быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным;
- Подавлять двигательную активность;
- Читать нотации, если ребенок в чем – то неправ;
- Говорить ребенку: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы»;
- Использовать словесные оскорбления;
- Предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах;
- Угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ( «Замолчи, а то рот заклею»! Уйду от тебя! Убью тебя!»);
- Унижать ребенка, наказывая его.
Разрешающие действия по отношению к гиперактивному ребенку:
- Снизить количество замечаний;
- Ласковые прикосновения;
- Быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что разрешалось раньше.
- Требовать от ребенка только то, что он может выполнить;
- Доверять ребенку, быть с ним честным, принимать таким, какой он есть;
- Создать для ребенка атмосферу тепла, доверия;
- Разрешить ребенку сделать что – то, что, может быть, обычно не приветствуется;
- Организовать спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
- Использовать игры с песком, водой, глиной.
- Использовать позитивные способы контроля поведения ребенка: просьбы и мягкое физическое манипулирование (отвлечь ребенка, взять за руку и отвести ит.д.);
- Наказывать только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его;
- Терпение и внимание к ребенку, к его нуждам и потребностям;
- Принимать ребенка таким, какой он есть;
- Делать ребенку как можно меньше замечаний;
- Использовать наказания лишь в крайних случаях;
- Работать с ребенком вначале дня, а не вечером;
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;
- Посадить ребенка вовремя занятий рядом с взрослым;
- Предоставлять ребенку возможность выбора;
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии
В рамках психологического клуба "Мир эмоций"...
КАРТОТЕКА Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.
Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.- Если ребенок плохо говорит, заикается,- Беспокойные дети,- Дети с нарушением самооценки,- Агрессивные ...
особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении
особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении...
Взаимодействие с детьми, имеющими трудности в общении
Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети н...
Консультация "Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении"
Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общенииПонятие, причины, основные направления работы, разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.АгрессивностьАгресси...
Помощь педагогам в работе с детьми, имеющими трудности в общении
Данная презентация призвана обратить внимание воспитателей на пособие, позволяющее выстроить системную работу по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников. В пособии ...
«Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении»
Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. Отношения с другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве.Как научить ребенк...