Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески.
статья (старшая группа)
Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ — система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья:Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески. | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология ТРИЗ в детском саду:
применяем грамотно, работаем творчески.
Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ — система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности.
Цель использования технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении — сформировать у детей навыки самостоятельно поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах) окружающего мира. Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:
- Развитие гибкости и неординарности мышления ребёнка, формирование всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции.
- Совершенствование речи, умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.
- Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.
- Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.
Первоначально под технологией ТРИЗ для дошкольных учреждений подразумевался комплекс упражнений и игр, в которых нужно было найти решение проблемы и прийти к результату, максимально близкому к идеалу. Но таких заданий не очень много, и чтобы разнообразить технологию, её обогатили родственными по смыслу и идее эвристическими (поисковыми) методами. Все они выполняют одинаковые задачи:
* Развивают фантазию, нестандартное мышление.
*Раскрывают индивидуальные способности, таланты каждого ребёнка и учат применять их на общую пользу.
*Учат общаться, обговаривать ситуацию или проблему, находить верное решение и вместе радоваться результату.
*Учат не бояться высказывать своё мнение, потому что иногда самое странное и необычное решение есть единственно правильным.
*Стимулируют самостоятельное интеллектуальную и творческую деятельность.
*Воспитывают смелость, товарищество, интерес к познавательной деятельности, любознательность и пытливость.
Работу ТРИЗ строят на основе:
- Органичности. Занятия и игры по теории должны быть естественным дополнением жизнедеятельности детей, а не носить характер отдельных эпизодов, которые никак не связаны с другими режимными моментами.
- Использования не специально отобранных, а подручных средств. Любой материал, который находится рядом, может быть использован, если педагог знает, как именно представит его детям и на что обратит внимание.
- Сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Использование сразу девяти экранов мышления возможно лишь с отдельными детьми, а фантазирование и сочинение сказок интересно всем.
- Обязательного подведение итогов, анализ проделанной работы. Дошкольники, особенно старшего возраста, нацелены на результат, они могут критически относиться к своим поступкам, корректировать собственное поведение, поэтому короткий, но содержательный итог игры, занятия и творческой деятельности им важен.
- Игры во всём. Системный анализатор, моделирование человечками, составление таблиц морфоанализа и прочие методы развития творческих способностей предполагают игровое оформление, это соответствует и психологии детей, и самой идее ТРИЗ: выходить за рамки обыденного, привычного. Воспитатель может использовать игрушки, куклы, переодевание в сказочных персонажей, сюрпризные моменты, шутку, загадку, рассказы о необычных событиях и явлениях. Главное, чтобы они были понятны и интересны детворе.
ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.
Шесть полезных ТРИЗ -игр, которые научат нестандартному мышлению
1. «Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
• Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
• Хочу увеличить выходные.
• Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
• Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
• Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
2. «Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового.
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
3. «Мешочек с сокровищами»
Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).
4. «Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
• Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
• Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
• У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.
Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.
5. «Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!
6. «А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
• Сначала вторник, а потом? — Среда.
• Сначала вечер, а потом? — Ночь.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
• Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.
Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое, мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.
ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ В ТРИЗ-ИГРЫ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в детском саду
Использование технологии ТРИЗ в детском саду...
Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"
Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....
Технологии ТРИЗ в детском саду (опыт работы)
В данной статье рассматривается использование технологии ТРИЗ в детском саду. Дано описание игр с использованием метода противоречий.Данный материал будет полезен воспитателям ДОО....
Технология ТРИЗ в детском саду как способ развития речи, творческого воображения, гибкости и подвижности мышления.
в статье даётся пояснение об использовании технологии ТРИЗ в работе с детьми....
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ: ПРИМЕНЯЕМ ГРАМОТНО, РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ.
Предлагаю рассмотреть возможности использования технологии ТРИЗ для обогащения знаний дошкольников по астрономии и космонавтике....
Мастер – класс для педагогов Тема: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески»
Задачи мастер –класса: 1.Познакомить педагогов с элементами методов технологии ТРИЗ.2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.3. Cформи...
ТРИЗ в детском саду, как путь к творческому мышлению и решению проблем.
Теория решения изобретательских задач — это методология, которая учит детей системному мышлению, решению проблем и изобретательности. Эта система основана на идее, что творческие способности мож...