Мастер – класс для педагогов Тема: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески»
материал

Литвин Светлана Фёдоровна

Задачи  мастер –класса: 1.Познакомить педагогов с элементами методов технологии ТРИЗ.
2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование элементов  ТРИЗ в своей педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_master_klass.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 г. Калининска Саратовской области»

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Элементы ТРИЗ в детском саду:                                                                             применяем грамотно, работаем творчески»

                                                                   

                                                                 Воспитатель: Литвин Светлана Фёдоровна

г.Калининск, 2023

Ход мастер-класса

 Можно говорить всё. Творчество во всём.

Г.С.Альтшуллер

       Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески». (слайд1)                                                                                                                          

Задачи моего мастер –класса: 1.Познакомить педагогов с элементами методов технологии ТРИЗ.
2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование элементов  ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
(слайд 2)

На педагогическом брифинге, уважаемые коллеги, я уже рассказывала вам о применяемых элементах технологии ТРИЗ  в педагогической практике. А сегодня, в продолжение темы расскажу, как и где использовать ТРИЗ:

* в воспитании у детей качеств творческой личности;(слайд 3)

* в коррекции правильного звукопроизношения;

* в формировании словаря;

* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

* в развитии элементарных математических представлений;

* в развитии конструктивной деятельности.

Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. 

Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности  

Работа по системе ТРИЗ  должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы

1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

ТРИЗ технология включает в себя следующие методы (слайд 4)

  • Метод мозгового штурма;
  • Метод фокальных объектов (МФО);
  • Метод системного анализа;
  • Моделирование маленькими человечками (ММЧ)
  • Метод Робинзона.
  • Метод эмпатии, дорисовывания фигур
  • ТРИЗовские игры и т.д.

Уважаемые коллеги, сегодня я расскажу вам о четырех методах  изобретательских задач, для этого  предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке  и ближе познакомиться с ТРИЗовскими играми (слайд 5)

Ведущий: Тише, тише не шумите

Чудо-сказку не будите.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем сказку начинать.

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла фея! (слайд 6)

Как вы думаете, а из какой сказки эта фея?

Верно: «Золушка» (слайд 7)

Хочу  познакомить  вас с методом мозгового штурма (слайд 8)

1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что - то в нем хорошо, а что - то плохо, что - то вредное, что - то мешает, а что - то нужно. Здесь можно использовать игры: «Хорошо - плохо», «Цепочка слов», «Черное – белое», «Вперед - назад».

Игра «Хорошо - плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

Ведущий: Давайте все вместе вспомним героев сказки (называют).

1.Игра «Хорошо-плохо» (слайд 9)

Вытягивается карточка с любым героем из сказки (Золушка, принц, отец Золушки, мачеха, сестры, фея). Предлагается всем играющим назвать его положительные и  отрицательные признаки, качества и объяснить почему.

Ведущий: Чтобы передать приглашение Золушке на бал нам надо составить длинный поезд из слов. (слайд 10)

2. Игра «Цепочка слов»

Предлагается составить длинный поезд из слов по принципу: объект-признак-предмет - предмет и т. д. (золушка-аккуратная-подчерк-красивый-платье-нарядное-комната-светлая-день-солнечный и т. д.) (слайд 10)

По очереди каждый игрок называет: предмет-признак-предмет и т. д.

Ведущий: Золушка очень хочет попасть на бал, но мачеха велела ей к обеду испечь пироги.

Прежде чем мы начнем ей помогать, я расскажу вам о «Методе Робинзона» (слайд 11). Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Итак, пробуем помочь Золушке

3. Игра «Помоги Золушке»

Ведущий: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто? (слайд12)

(Варианты: - Надо пойти к соседям, попросить у них…Сходить в магазин, купить новую…Можно раскатать тесто пустой бутылкой…Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто…Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать)

Ведущий: Задания мачехи выполнены, но как, же она поедет на бал? А поможем мы с вами Золушке при помощи игры «Раньше-позже», которая относится к методу «Системный анализ» (слайд 13), который учит детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях.

Ведущий: Предлагаются картинки, вам надо объяснить, что было с этим объектом раньше и стало потом.  

(участники выполняют задание, картинки могут быть следующие: тыква,  карета, лошади, мыши, нарядное платье, кучер) (слайд 14)

Ведущий: Золушка попала на бал, встретилась с принцем (слайд 15), вышла за него замуж, у них родился сыночек, который очень любил сказки. Золушка с принцем каждый вечер придумывали для малыша новые истории. А сочиняли они свои сказки с помощью Метода Эмпатии (слайд 16) , который направлен на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы, придумывание загадок, историй, сказок, а также на  развитие воображения, мышления и  речи.

«Вам предстоит выполнить увлекательное задание. На ваших карточках нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать по своим картинкам историю или сказку, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. (слайд 17)

Ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили читать!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь закрыла Фея…(слайд 18)

Уважаемые педагоги! 

Я предлагаю вам самим играть в «креативную» педагогику, и вы убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов! (слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Нетрадиционные виды конструирования в детском саду"

Данный материал познакомит педагогов с новыми направлениями конструирования для дошкольников....

Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду.

Мастер-класс в трехчастной форме:презентация на тему: Театрализованная деятельность - инструмент для всестороннего развития ребенка.практическая деятельность: изготовление пальчикового театрапостановк...

Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)

Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...

Мастер-класс для педагогов "Использование Сингапурской методики в детском саду"

Уникальность данной методики преподавания заключается в том, она основана на командных формах работы, происходит обучение в сотрудничестве, где каждый ребенок может высказать свою точку зрения, свои м...

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ: ПРИМЕНЯЕМ ГРАМОТНО, РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ.

Предлагаю рассмотреть возможности использования технологии ТРИЗ  для обогащения знаний дошкольников по астрономии и космонавтике....

Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески.

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их примене...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Элементы настольного тенниса».

Программа мероприятия:1. Приветствие.«Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас у себя в гостях. Предлагаю поучаствовать в мастер – классе «Элементы настольного тенниса».2. ...