Мастер – класс для педагогов Тема: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески»
материал
Задачи мастер –класса: 1.Познакомить педагогов с элементами методов технологии ТРИЗ.
2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование элементов ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_master_klass.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 г. Калининска Саратовской области»
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески»
Воспитатель: Литвин Светлана Фёдоровна
г.Калининск, 2023
Ход мастер-класса
Можно говорить всё. Творчество во всём.
Г.С.Альтшуллер
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески». (слайд1)
Задачи моего мастер –класса: 1.Познакомить педагогов с элементами методов технологии ТРИЗ.
2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3. Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование элементов ТРИЗ в своей педагогической деятельности. (слайд 2)
На педагогическом брифинге, уважаемые коллеги, я уже рассказывала вам о применяемых элементах технологии ТРИЗ в педагогической практике. А сегодня, в продолжение темы расскажу, как и где использовать ТРИЗ:
* в воспитании у детей качеств творческой личности;(слайд 3)
* в коррекции правильного звукопроизношения;
* в формировании словаря;
* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;
* в развитии элементарных математических представлений;
* в развитии конструктивной деятельности.
Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой.
Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности
Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы
1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
2. Учим детей фантазировать, изобретать.
3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.
ТРИЗ технология включает в себя следующие методы (слайд 4)
- Метод мозгового штурма;
- Метод фокальных объектов (МФО);
- Метод системного анализа;
- Моделирование маленькими человечками (ММЧ)
- Метод Робинзона.
- Метод эмпатии, дорисовывания фигур
- ТРИЗовские игры и т.д.
Уважаемые коллеги, сегодня я расскажу вам о четырех методах изобретательских задач, для этого предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке и ближе познакомиться с ТРИЗовскими играми (слайд 5)
Ведущий: Тише, тише не шумите
Чудо-сказку не будите.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем сказку начинать.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея! (слайд 6)
Как вы думаете, а из какой сказки эта фея?
Верно: «Золушка» (слайд 7)
Хочу познакомить вас с методом мозгового штурма (слайд 8)
1. Метод мозгового штурма. Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что - то в нем хорошо, а что - то плохо, что - то вредное, что - то мешает, а что - то нужно. Здесь можно использовать игры: «Хорошо - плохо», «Цепочка слов», «Черное – белое», «Вперед - назад».
Игра «Хорошо - плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.
Ведущий: Давайте все вместе вспомним героев сказки (называют).
1.Игра «Хорошо-плохо» (слайд 9)
Вытягивается карточка с любым героем из сказки (Золушка, принц, отец Золушки, мачеха, сестры, фея). Предлагается всем играющим назвать его положительные и отрицательные признаки, качества и объяснить почему.
Ведущий: Чтобы передать приглашение Золушке на бал нам надо составить длинный поезд из слов. (слайд 10)
2. Игра «Цепочка слов»
Предлагается составить длинный поезд из слов по принципу: объект-признак-предмет - предмет и т. д. (золушка-аккуратная-подчерк-красивый-платье-нарядное-комната-светлая-день-солнечный и т. д.) (слайд 10)
По очереди каждый игрок называет: предмет-признак-предмет и т. д.
Ведущий: Золушка очень хочет попасть на бал, но мачеха велела ей к обеду испечь пироги.
Прежде чем мы начнем ей помогать, я расскажу вам о «Методе Робинзона» (слайд 11). Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Итак, пробуем помочь Золушке
3. Игра «Помоги Золушке»
Ведущий: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто? (слайд12)
(Варианты: - Надо пойти к соседям, попросить у них…Сходить в магазин, купить новую…Можно раскатать тесто пустой бутылкой…Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто…Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать)
Ведущий: Задания мачехи выполнены, но как, же она поедет на бал? А поможем мы с вами Золушке при помощи игры «Раньше-позже», которая относится к методу «Системный анализ» (слайд 13), который учит детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях.
Ведущий: Предлагаются картинки, вам надо объяснить, что было с этим объектом раньше и стало потом.
(участники выполняют задание, картинки могут быть следующие: тыква, карета, лошади, мыши, нарядное платье, кучер) (слайд 14)
Ведущий: Золушка попала на бал, встретилась с принцем (слайд 15), вышла за него замуж, у них родился сыночек, который очень любил сказки. Золушка с принцем каждый вечер придумывали для малыша новые истории. А сочиняли они свои сказки с помощью Метода Эмпатии (слайд 16) , который направлен на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы, придумывание загадок, историй, сказок, а также на развитие воображения, мышления и речи.
«Вам предстоит выполнить увлекательное задание. На ваших карточках нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать по своим картинкам историю или сказку, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. (слайд 17)
Ведущий:
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили читать!
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь закрыла Фея…(слайд 18)
Уважаемые педагоги!
Я предлагаю вам самим играть в «креативную» педагогику, и вы убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов! (слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Нетрадиционные виды конструирования в детском саду"
Данный материал познакомит педагогов с новыми направлениями конструирования для дошкольников....
Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду.
Мастер-класс в трехчастной форме:презентация на тему: Театрализованная деятельность - инструмент для всестороннего развития ребенка.практическая деятельность: изготовление пальчикового театрапостановк...
Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)
Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...
Мастер-класс для педагогов "Использование Сингапурской методики в детском саду"
Уникальность данной методики преподавания заключается в том, она основана на командных формах работы, происходит обучение в сотрудничестве, где каждый ребенок может высказать свою точку зрения, свои м...
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ: ПРИМЕНЯЕМ ГРАМОТНО, РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ.
Предлагаю рассмотреть возможности использования технологии ТРИЗ для обогащения знаний дошкольников по астрономии и космонавтике....
Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески.
Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их примене...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Элементы настольного тенниса».
Программа мероприятия:1. Приветствие.«Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас у себя в гостях. Предлагаю поучаствовать в мастер – классе «Элементы настольного тенниса».2. ...