Технология ТРИЗ в детском саду как способ развития речи, творческого воображения, гибкости и подвижности мышления.
статья по развитию речи на тему

Огородник Елена Яковлевна

в статье даётся пояснение об использовании технологии ТРИЗ в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                           «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №96»                                                                                           ГОРОДА ВОРОНЕЖА

Статья  для педагогов ДОУ

Технология ТРИЗ в детском саду – как способ развития речи, творческого воображения, гибкости и подвижности  мышления дошкольников.

[Выберите дату]

Подготовила

Воспитатель

Огородник Елена Яковлевна


Для начала давайте вдумаемся в суть понятия «образование». Его смысл заключается в том, чтобы передать имеющийся опыт человечества следующему поколению. Каждый из нас, может даже, не замечая этого, учится большую часть своей жизни, начиная с самого раннего периода детства. Успешность человека во взрослой жизни во многом зависит от того как он её представил себе в детстве, насколько взрослые смогли привить интерес ребёнка к окружающей его действительности.

Введение ФГОС в ДОУ поставило вопрос о изменение содержания образования. От нас, работников ДОУ, требуется воспитание таких качеств личности как гибкость, подвижность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне, творческое воображение. Педагоги ищут технологии, которые будут развивать криативность мышления у дошкольников. Эти технологии должны быть доступны и легко применимы на практике – это хорошо забытая технология ТРИЗ.

 «Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно»,- эти слова приписывают известному учёному Альберту Эйнштейну, который мыслил оригинально и нестандартно. Сегодня немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим, и к сожалению такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребёнка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями?

Система ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – является эффективным помощником в достижении этих целей. В чём её суть? Как на практике можно использовать эту методику в детском саду?

Основные концепции методики разработал Генрих Альтшуллер для решения технических и инженерных задач. Со временем основные принципы перешли и в педагогику. Система ТРИЗ в обучении детей – это практическая помощь ребёнку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача – реши её сам», но не путём проб и ошибок, а путём размышлений, приводящих ребёнка к лучшему решению. Классическая же педагогика предполагает, что ребёнок копирует или имитирует действия взрослого. На мой взгляд, такой подход может быть эффективен только при обучении детей определённым навыкам и действиям: правильно держать ложку и карандаш, навыки лепки и т.д..

Элементы ТРИЗ в детском саду позволяют малышам мыслить свободно и самостоятельно, но все ключевые решения находятся в руках педагога.

Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что двум детям мамы купили одинаковые варежки. Как же запомнить свои, чтобы их не перепутать?

ТРИЗ в детском саду будет выглядеть так: побудить ребёнка самому придумать и найти отличия на своих варежках. Это займёт время, но фантазия ребёнка может поразить всех и это будет его личным осмысленным решением.

Приёмы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведённого времени – это вопрос мышления и подхода к детям. Чтобы успешно применять ТРИЗ, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Для детей дошкольного возраста важно чтобы больше было практики. Например, у ребёнка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или  плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как её можно сейчас использовать? Как подставка? Или это супермашина, которая может ездить на трёх колёсах?

Читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому стихотворению про бычка, у которого «доска кончается, сейчас я упаду», то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую дощечку и т.д.. Главное, не принимать решения вместо ребёнка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ – технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Главное боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребёнок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор не другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребёнка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это не правильно». ТРИЗ – технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребёнок учится мыслить постепенно, и задача педагога – помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребёнок чувствует себя уверенно в общении и высказывает самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребёнок хорошо владеет. Чтобы построить полную цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Напомню, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и имеет для него колоссальное значение, ведь именно в ней ребёнок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться научиться сочетать игру с ТРИЗ – технологией. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

Имея, уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня  советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность. Игра «Кто-кто в теремочке живёт?» Цель: научить ребёнка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путём их сравнения. Понадобятся красочные изображения различных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок ит.д.. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдёт большая коробка или шкаф – фантазия детей подскажет им всё остальное. Для начала необходимо вспомнить вместе с детьми сказку «Теремок» и предложить разыграть её так, как делают это в стране Перевёртышей. В ходе игры каждый ребёнок должен с закрытыми глазами  вытянуть рисунок и сыграть за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка – короля Перевёртышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку с вопросом: -Тук, тук, кто в теремочке живёт?

Методика ТРИЗ в детском саду – Я- …(называет себя, например, цветок).                                     - А ты кто? – А я -…(называет себя, например, груша).                                                                                 – Пустишь меня в теремок? – Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

 Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.

Важно сохранять дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Следующая игра, которую я хочу вам представить, называется «Маша-Растеряша». Её цель: тренировать внимание, умение видеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ: можно спросить, указывая на предмет: Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка? Вначале нужно поговорить с детьми о рассеянных и забывчатых людях (обязательно сделать воспитательный ввод). А затем спросить: Кто хочет помочь Машам- растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растеряно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! Что случилось? – Я потеряла (называет предмет, например ложку).- Чем же я теперь буду суп есть (или называет любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть всё остальное и т.д.. Во втором варианте игры развитие происходит, так же как и в первом, но роль Маши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в датском саду. Игры могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии.

Список использованной литературы.

1.Гин С. И. Мир фантазии. – Москва, 2001 г.

2. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников.\ Учебное пособие, Ульяновск, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в детском саду

Использование технологии ТРИЗ в детском саду...

Применение информационных коммуникационных технологий в детском саду, как способ развития познавательного интереса.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий гражда...

Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"

Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ: ПРИМЕНЯЕМ ГРАМОТНО, РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ.

Предлагаю рассмотреть возможности использования технологии ТРИЗ  для обогащения знаний дошкольников по астрономии и космонавтике....

Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески.

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их примене...

Консультация для родителей в детском саду. Игры для развития речи и мышления детей.

Консультация для родителей в детском саду. Игры для развития речи и мышления детей. Консультация для родителей в МДОУ на тему "Игры для развития речи и мышления дошкольников". Довольно часто...