Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"
статья (старшая группа)
Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей Чижова О.А., воспитатель
ГБДОУ школа № 555 «Белогорье»
Приморского района Санкт-Петербурга
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников
Важным условием всестороннего гармонического развития личности является осуществление взаимодействия различных сторон коммунистического воспитания (нравственного, трудового, умственного, эстетического и физического). Для этого прежде всего необходимо определить значение каждой деятельности для решения всех задач воспитания. В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.
Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека.
Утверждая важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, Я. А. Коменский предлагал внести рисование в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте им (детям. — Т. К.) также срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во- первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдаленными частями вещей. Наконец, будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувства прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», способности наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.
Большое значение роли изобразительного искусства и художественной деятельности во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании, придавала и Н. К. Крупская. Уже в первых документах и материалах Наркомпроса о работе советской школы: «Положение об единой трудовой школе», «Основные принципы единой трудовой школы», «Изобразительное искусство в единой трудовой школе-коммуне»—учитывается важность предметов эстетического цикла в воспитании ребенка, и особенно рисования и лепки. «Рисование и лепка, — записано в «Основных принципах единой трудовой школы», — особенно на первых стадиях обучения, должны быть одновременно, так сказать, гимнастикой глаза и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей». Подчеркивается, что эти предметы должны занять в школе достойное место.
Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом писали художники, педагоги, психологи, ученые (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, И. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. И. Юсов и др.). Так К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американской ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. В процессе рисования и лепки развиваются эстетическое восприятие и эстетические представления.
Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т. п.). Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.
В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, жар-птицах, синей птице, рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики (прежде всего книжной), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества, — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Эстетическое воздействие на детей занятий изобразительной деятельностью зависит и от того, что отбирается для изображения (это не только хорошо знакомые детям, но и красивые предметы, игрушки, явления природы, общественной жизни, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка).
Изобразительная деятельность — художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют их и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому — это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.
Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует, лепит не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Дети чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала их радует, вызывает хорошее настроение, положительное отношение к деятельности.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, создание изображений в подарок малышам для игр, папам и мамам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. В то же время на занятиях в детском саду дети часто вместе или объединяясь небольшими группами рисуют общую картину, вырезают и наклеивают одну композицию. При этом организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать и, если надо, помогать.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией имеются все условия для осуществления задач трудового воспитания. Для создания изображения, подготовки материалов к занятию и уборки своего рабочего места требуется применение трудовых усилий. Часто бытует неверное мнение, что рисование, лепка, аппликация для детей лишь игра, забава. Однако без применения трудового усилия ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим. Художники подчеркивают, что создание картины, скульптуры требует постоянного упорного труда.
В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребенка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребенок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Известный русский художник-педагог П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».
Познавательную роль рисования в общеобразовательной школе отмечал К. Д. Ушинский.
По его мнению, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование (и учеников и учителя) в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Развитие восприятия, познавательных процессов в изобразительной деятельности рассматривается с позиций реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания; в нем закрепляется, формируется и развивается эстетическое отношение человека к действительности (В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Сакулина и др.).
Рисование, лепка, аппликация детей также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, эти образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания — восприятия (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Е. И. Игнатьев, Н. П. Сакулина и др.).
Изобразительная деятельность для ее успешного осуществления требует не просто восприятия предметов, а выполнения и фиксирования их свойства: формы, ее особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Сформировавшиеся в процессе восприятия представления о предметах группируются по признаку их сходства по выделенным свойствам.
Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).
Задача изобразить тот или иной предмет, явление, поставленная перед ребенком им самим или педагогом, активизирует его представления, заставляет по-новому их осмыслять. Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые в процессе изображения уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, узнают орудия человеческой деятельности — карандаш, кисть, ножницы — и усваивают способы действия с ними,а следовательно, обобщенный в них общественно-исторический опыт человечества. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется.
По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т. д.). На основе этого сходства возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Дети усваивают обобщенные способы изображения (например, предметы круглой формы — ягодки, орешки, шарики — лепятся путем раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями), что способствует их умственному развитию.
В процессе подготовки и при проведении занятия создаются благоприятные условия для формирования таких умственных качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, которые лежат в основе детского изобразительного и любого другого творчества. Важное значение для умственного и эстетического воспитания имеет формирование восприятия у детей, умения активизировать жизненный опыт.
В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты), у них развивается образная выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. Принимая участие в восприятии и анализе предметов и явлений перед их изображением, ребенок в результате приобретает собственный опыт познания.
Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, невозможна ни одна продуктивная деятельность.
Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка-дошкольника, особенно важно определить возможность занятий рисованием, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе.
Такие продуктивные деятельности, как рисование, лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к школе (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Н. Г. Какауридзе).
Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Умение ребенка проанализировать способы действия — важный компонент учебной деятельности, без которого не может успешно осуществляться изобразительная деятельность. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения.
Исследование показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля трех видов: контроль по результату, контроль за способом действий и предпосылки предвосхищающего контроля.
Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля, а затем обращают их внимание на необходимость контролировать процесс изображения. Это подводит детей к самостоятельному использованию действий контроля. Следует подчеркнуть, что обучение этим действиям не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности, наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно-выразительного решения, повышению качества изображения в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить ее как можно лучше, освоив и применив для этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения, формируется потребность контролировать себя при любой работе.
Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, сопоставляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.
Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению, куда включается воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества формируются в процессе изобразительной деятельности при условии правильной ее организации и руководства ею со стороны педагога. На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе. Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает освоение письма в школе, так как обе эти графические деятельности имеют много общего.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка- дошкольника, но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания.
Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.
Список литературы:
- Ветлугина Н.В. Эстетическое воспитание в детском саду. М.,1962
- Капустина Р.И. Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства. Шадринск, 1999.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; учебное пособие М: Издательский центр «Академия», 2000.
- Лыкова Е.С. анализ возрастных особенностей развития детского рисунка //Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2016 №3 (19)
- Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник 2015№4(141)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Эстетическое воспитание старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Многие писатели, педагоги, деятели...
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников
Роль занятий по изобразительной деятельности...
"Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников"
В этой статье рассказывается - какова роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, также даны рекомендации по проведению занятий в младшей группе....
«Роль занятий изобразительной деятельностью в системе эстетического воспитания младших дошкольников».
Формирование творческой личности...
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без целенаправленного эстетического воспитания, которое окутывает ребенка с ранних лет м...
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
Формирование творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и ...