«Роль занятий изобразительной деятельностью в системе эстетического воспитания младших дошкольников».
статья по рисованию (младшая группа)

Аксенова Екатерина Александровна

Формирование творческой личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Аксенова Е.А, воспитатель

                                                                                        ГБДОУ детский сад №25 Кировского района

                                                                                                                                    Санкт-Петербурга

«Роль занятий

изобразительной деятельностью в системе

эстетического воспитания младших дошкольников».

Формирование творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать [2, с.167]

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [3, с.162].

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

 Задачи эстетического воспитания находят свое отражение в многообразии источников эстетического воздействия, в сложности путей эстетического развития человека, что заключается в умении воспринимать и чувствовать прекрасное. Так, можно сформировать основные задачи эстетического воспитания [1, с. 26]:

1. Развитие эстетического восприятия, обучение способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни;

2. Воспитание эстетического вкуса, способности оценивать, замечать прекрасное прекрасное;

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, что подразумевает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей.

Рисование, как средство эстетического воспитания детей это, нечто иное, как изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте. Что бы грамотно развивать творческие способности детейвоспитатель должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста носит эмоциональный, творческий характер, что обуславливает создание воспитателем всех условий для ее протекания: обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления и воображения [4, с. 30].

Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка, это органическая, природная потребность, путь, по которому может выявляться и реализовываться на бумаге внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью несут в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Посредством систематических занятий рисованием сформировываются важнейшие высшие психические функции, такие как воображение и память, развивается мелкая моторика руки,а следовательно, и связанные с ее развитием мышление и речь.

Для детей младшего дошкольного возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, проявляющийся у детей в процессе рисования посредством композиционного сочетания цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков [4, с. 21].

Подводя итог  вышесказанному можно сделать вывод, что на этапе

от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

  • овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
  • обогащение содержания творческой деятельности;
  • овладение «языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте, именно, изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной деятельности.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от педагога, его компетентности, профессионализма,

Если раньше изобразительную деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной деятельности. А удовольствие ребенок может получить, знакомясь с чем-то новым, до ныне неизведанным для него. И на этом этапе первым и главным выступает мастерство и креативность педагога. Именно, в изобразительной деятельности хорошо применять различные технологии и техники, постоянно поддерживая познавательный интерес ребенка. В младшем дошкольном возрасте на занятиях по изобразительной деятельности еще не отрабатываются технические навыки, а происходит игровое знакомство с различными материалами и техниками. Я очень люблю использовать нетрадиционные техники в рисовании. Это может быть и кляксография с трубочкой, и рисование пальчиками, ладошкой, ножкой, рисование тычком жесткой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование зубной щеткой. В этом возрасте деткам безумно интересно экспериментировать с различными материалами, в том числе с природным и бросовым. Лепка становится тоже более завораживающей если детям предлагать выбор вида материала (пластилин, соленое тесто, глина), а также его цвета.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Методами обучения рисованию в период младшего дошкольного возраста будут следующие:

1. Рисование в воздухе – рисование линий, фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Это помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

2. Совместное рисование – сплоченные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Использование этого метода помогает в научении ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него с определенной силой во время рисования.

3. Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. Использование метода позволяет закрепить приобретенные ребенком навыки, у воспитателя есть возможность планировать сложность рисунка, время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе, уровня их умений.

4. Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному воспитателем сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Педагог создает широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.), тем самым формировать эстетический вкус.

 Воспитание эстетического вкуса – это воспитание способности оценивать прекрасное. Эстетический вкус сложно сформировать, у каждого человека существует свой эстетический идеал. В эстетике прекрасным называют то, что способно вызвать благоприятные чувства и эмоции, доставить эстетическое наслаждение. Эстетический вкус каждого отдельного человека может не совпадать с эстетическим вкусом и идеалом другого.   И, именно на этом этапе воспитатель должен хвалить работы всех детей, помогать, не давать критических оценок, тем самым способствовать получению наслаждения у детей от самой работы.

Уделять большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомству с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-

эстетического развития детей.

                Литература:

  1. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. – 244с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 536 с.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
  4. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада / Т. С. Комарова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2014. – 291с.
  5. Лихачев, Б. Г. Теория эстетического воспитания/ Б. Г. Лихачев. – Прогресс, М.: 2012. – 430с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников».

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художестве...

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....

"Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников"

В этой статье рассказывается - какова роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, также даны рекомендации по проведению занятий в младшей группе....

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без целенаправленного эстетического воспитания, которое окутывает ребенка с ранних лет м...

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников.

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение и...