Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
статья по рисованию (младшая группа)

Чебанова Юлия Владимировна

Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без целенаправленного эстетического воспитания, которое окутывает ребенка с ранних лет миром духовных идеалов невозможно становление цельной и творчески активной личности. Современная педагогическая практика в качестве существенно важной, выдвигает задачу воспитания и развития творческой активности дошкольника средствами искусства. В связи с этим актуальным является изучение проблемы развития художественно-творческой активности дошкольников в процессе их разнообразной деятельности, связанной с изобразительным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Чебанова Ю.В.

 воспитатель

ГБДОУ детский сад № 19

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать ее.

Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без целенаправленного эстетического воспитания, которое окутывает ребенка с ранних лет миром духовных идеалов невозможно становление цельной и творчески активной личности. Современная педагогическая практика в качестве существенно важной, выдвигает задачу воспитания и развития творческой активности дошкольника средствами искусства. В связи с этим актуальным является изучение проблемы развития художественно-творческой активности дошкольников в процессе их разнообразной деятельности, связанной с изобразительным искусством.

В последних педагогических исследованиях заметно выросла заинтересованность вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют исследования многих авторов в области педагогики, искусствоведения и психологии. Большинство из них опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетического воспитания, используемых при ознакомлении детей с различными видами искусства (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев, Г. П. Новикова, А. И. Савенков, Н. П. Сакулина).

ФГОС рассматривают художественно-эстетическое развитие как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

В дошкольном возрасте обнаруживается завидный потенциал фантазии и творческого воображения, колоссальные возможности для эстетического познания - освоения мира, которые с возрастом снижаются.

Поэтому необходимо вовремя реализовать и развить эти возможности, сформировать и совершенствовать уникальные способности детей, наиболее многограннее раскрыть особенности их личности.

Безусловно, особое место в столь сложной, но необычно важной работе занимает такая продуктивная деятельность детей как изобразительное творчество.

Начиная, уже с младшего дошкольного возраста у детей возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Они берут в руки карандаши,кисти,краски,бумагу и начинается процесс творчества. Но порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается, и юный художник испытывает не удовлетворенность и разочарование.

На современном этапе в детском саду выдвигаются задачи эстетического воспитания: развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей; приобщать детей к деятельности, в области искусства воспитывая у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни; развивать художественно-творческие способности детей.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества – обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

В работе с детьми, по развитию эстетического воспитания необходимы следующие задачи: развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства; приобщать детей к деятельности; вносить элементы прекрасного в быт, природу; формировать основы эстетического вкуса; способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления; развивать художественно-творческие способности. Чувства прекрасного возникают у детей при восприятии формы предмета или ритмического строя. Эстетические чувства будут более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира.

Важно отметить, что чувство прекрасного сформируется у ребенка тогда, когда красота предмета, явления становится в конкретном выражении. Описывая с детьми цветок, можно сказать, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья. Детям нужно подобрать такие слова, чтобы передать эстетическую характеристику этого предмета. Ребенок поймет, что значит красиво и начнет находить красоту в других явлениях, предметах.

У ребенка появится эстетический вкус тогда, когда он будет получать удовольствие, духовное наслаждение от красоты в искусстве, в жизни, в быту.

Подводя итог, можно сказать следующее, что дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания. У дошкольников формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Чем ярче будут впечатления, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение, а рисунки будут интересными, разнообразными и красивыми.

Таким образом, важным путем эстетического воспитания является целенаправленная, правильно организованная изобразительная деятельность, способная обеспечить эстетическое развитие младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....

Роль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №48 Калининского района Санкт – Петербурга   ИГРАРоль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.    ...

"Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников"

В этой статье рассказывается - какова роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, также даны рекомендации по проведению занятий в младшей группе....

Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"

Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"...

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Формирование творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и ...