Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
статья
Формирование творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 935.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
Формирование творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного младшего возраста. Период дошкольного младшего детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности, а также процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.
Задачи эстетического воспитания находят свое отражение в многообразии источников эстетического воздействия, в сложности путей эстетического развития человека, что заключается в умении воспринимать и чувствовать прекрасное. Так, можно сформировать основные задачи эстетического воспитания:
1. Развитие эстетического восприятия, обучение способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни.
2. Воспитание эстетического вкуса, способности оценивать, замечать прекрасное прекрасное.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, что подразумевает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей.
Рисование, как средство эстетического воспитания детей это, нечто иное, как изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте. Что бы грамотно развивать творческие способности детей, воспитатель должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста носит эмоциональный, творческий характер, что обуславливает создание воспитателем всех условий для ее протекания: обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления и воображения.
Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка, это органическая, природная потребность, путь, по которому может выявляться и реализовываться на бумаге внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью несут в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Посредством систематических занятий рисованием сформировываются важнейшие высшие психические функции, такие как воображение и память, развивается мелкая моторика руки, а следовательно, и связанные с ее развитием мышление и речь.
Для детей младшего дошкольного возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, проявляющийся у детей в процессе рисования посредством композиционного сочетания цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков. На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:
- овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
- обогащение содержания творческой деятельности;
- овладение «языком» творчества.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
В дошкольном возрасте, именно, изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.
Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной деятельности.
В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от педагога, его компетентности, профессионализма,
Если раньше изобразительную деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной деятельности. А удовольствие ребенок может получить, знакомясь с чем-то новым, до ныне неизведанным для него. Именно, в изобразительной деятельности хорошо применять различные технологии и техники, постоянно поддерживая познавательный интерес ребенка. В младшем дошкольном возрасте на занятиях по изобразительной деятельности еще не отрабатываются технические навыки, а происходит игровое знакомство с различными материалами и техниками. Это может быть и кляксография с трубочкой и рисование пальчиками, ладошкой, рисование тычком жесткой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование зубной щеткой.
Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.
Методами обучения рисованию в период младшего дошкольного возраста будут следующие:
1. Рисование в воздухе – рисование линий, фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Это помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.
2. Совместное рисование – сплоченные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Использование этого метода помогает в научении ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него с определенной силой во время рисования.
3. Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. Использование метода позволяет закрепить приобретенные ребенком навыки.
4. Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному воспитателем сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
Воспитание эстетического вкуса – это воспитание способности оценивать прекрасное. Эстетический вкус сложно сформировать, у каждого человека существует свой эстетический идеал. В эстетике прекрасным называют то, что способно вызвать благоприятные чувства и эмоции, доставить эстетическое наслаждение. Эстетический вкус каждого отдельного человека может не совпадать с эстетическим вкусом и идеалом другого. И, именно на этом этапе воспитатель должен хвалить работы всех детей, помогать, не давать критических оценок, тем самым способствовать получению наслаждения у детей от самой работы.
Уделять большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомству с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....
Роль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №48 Калининского района Санкт – Петербурга ИГРАРоль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников. ...
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников
Роль занятий по изобразительной деятельности...
"Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников"
В этой статье рассказывается - какова роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, также даны рекомендации по проведению занятий в младшей группе....
«Роль занятий изобразительной деятельностью в системе эстетического воспитания младших дошкольников».
Формирование творческой личности...
Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"
Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"...
Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.
Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без целенаправленного эстетического воспитания, которое окутывает ребенка с ранних лет м...