Статья "Ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спектра (РАС). Методы диагностики РДА".
статья
Статья "Ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спекрта (РАС). Методы диагностики РДА".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rda_i_ras.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спектра (РАС). Методы диагностики РДА.
На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.
И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.
Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития. Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.
РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.
И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения. Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.
Методы диагностики раннего детского аутизма.
Основной метод диагностики раннего детского аутизма - динамическое наблюдение за поведением, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса близких людей. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, физическое, неврологическое и другие обследования. Наблюдение поведения ребенка - самый важный источник информации. Поскольку поведение ребенка с аутизмом очень изменяется в зависимости от ситуации и места, за ним нужно наблюдать как в специально организованной, так и в обычной повседневной среде. Для детей нужно создавать, по возможности, непринужденные игровые и учебные ситуации.
К организации непосредственного наблюдения за ребенком с ранним детским аутизмом предъявляется ряд требований:
• присутствие родителей;
• ясный порядок и структура действий;
• ограниченный спектр средовых раздражителей;
• использование знакомого материала;
• применение материалов с высоким побуждающим характером;
• предупреждение опасностей;
• ясная и однозначная коммуникация, при необходимости с использованием дополнительных коммуникативных средств (предметы, фотографии или рисунки, пиктограммы, жесты);
• применение материальных усилителей в зависимости от потребностей (любимые еда, питье, предмет).
В ходе опроса близких людей собирается информация по следующим областям: наличие аутистической симптоматики в поведении ребенка в различных жизненных ситуациях; история развития и медицинский анамнез, функциональный уровень ребенка; проблемы со здоровьем в семье; семейная ситуация, социальные данные и предыдущий опыт, связанный с диагностикой и оказанием медицинской и психолого-педагогической помощи.
Диагностика раннего детского аутизма включает три этапа.
Первый этап - скрининг.
Выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации. Скрининг - быстрый сбор информации о социально-коммуникативном развитии ребенка для выделения группы специфического риска из общей популяции детей, оценки их потребности в дальнейшей углубленной диагностике и оказании необходимой коррекционной помощи. Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять педагоги, врачи-педиатры и сами родители. Перечислим основные индикаторы раннего детского аутизма, наблюдение которых требует дальнейшей углубленной диагностики ребенка.
Индикаторы аутизма в раннем возрасте:
• отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;
• отсутствие фразы из двух слов в 2 года;
• отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста) в 12 месяцев;
• потеря речевых или социальных способностей.
Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:
• отсутствие речи или задержка ее развития;
• особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический;
• трудности в имитации действий;
• выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;
• отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста;
• необычная реакция на сенсорные раздражители;
• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
Индикаторы аутизма в школьном возрасте: М
• отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;
• большой интерес к неодушевленным предметам;
• отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;
• наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;
• неспособность поддерживать диалог;
• увлеченность одной темой;
• выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;
• сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;
• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
В мире уже давно разработан и широко используется следующий стандартизированный скрининговый инструментарий: CHAT - Шкала для раннего распознавания аутизма, STAT - Скрининговый тест аутизма, ADI-R - Диагностическое интервью для родителей. Например, СНАТ - короткий скрининговый инструментарий, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев. Первая часть теста включает девять вопросов для родителей, которые фиксируют, демонстрирует ли ребенок определенные виды поведения:
социальную и функциональную игру, социальную заинтересованность в других детях, совместное внимание, а также некоторые моторные навыки (указательный жест, необычные движения). Вторая часть теста содержит вопросы по наблюдению за пятью короткими видами взаимодействия исследователя с ребенком, которые позволяют специалисту сравнить фактическое поведение ребенка с данными, полученными от родителей. Положительный результат скрининга должен сопровождаться углубленным дифференцированным обследованием.
Второй этап - собственно дифференциальная диагностика, т.е. углубленное медико – психолого - педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута. Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учитель-дефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр. За рубежом в качестве основного инструментария дифференциальной диагностики аутизма используются ADOS Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений, CARS - Рейтинговая шкала детского аутизма. К примеру, CARS - стандартизированный инструмент, основанный на непосредственном наблюдении за поведением ребенка в возрасте от 2 лет в 15 функциональных областях (взаимоотношения с людьми, имитация, эмоциональные реакции, коммуникация, перцепция, тревожные реакции и страхи и др.).
И, наконец, третий этап - диагностика развития: выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности должны приниматься во внимание при организации и проведении индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Диагностику развития ребенка с ранним детским аутизмом осуществляет учитель-дефектолог. С этой целью за рубежом используется стандартизированный тест PEP-R - Профиль развития и поведения ребенка.
PEP-R 7 состоит из двух шкал: развития и поведения. В частности, по шкале развития оценивают уровень функционирования ребенка по отношению к его сверстникам в семи областях (подражание, перцепция, мелкая моторика, крупная моторика, зрительно-моторная координация, познание; коммуникация и экспрессивная речь).
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний детский аутизм и расстройства аутистического спектра
В презентации предстивлен материал о причинах, симптоматике, классификации РАС. приедставляются методы раннего вмешательства (коррекции) и возможные прогнозы....
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ...
Понятие о синдроме раннего детского аутизма и расстройствах аутистического спектра (РАС)
Слайд 1«Жизнь в себе» Подготовила: Дзгоева Т. Р.Понятие о синдроме раннего детского аутизма и расстройствах аутистического спектра (рас)Слайд 2Аутизмом называют расстройство психического и...
Диагностика расстройств аутистического спектра
В статье указываются наиболее явные черты уже сложившегося РАС....
Особенности диагностики детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Заседание клуба для педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Г.о.Подольск "Диалог" .Протокол заседания и Презентация на тему "Особенности диагности...
АУТИЗМ И РАС (РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА)
АУТИЗМ И РАС (РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА) Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм – ежегодно детей с такими диагнозами становится все больше, при этом по сей день нет ни ...
Экспресс диагностика сформированности игровых навыков воспитанника с расстройствами аутистического спектра
Данный материал расчитан для выявления уровня сформированости коммуникативных навыков у детей с РАС...