На горизонте школа
консультация (старшая группа)
Понять, насколько ребенок готов к школе и требуется ли ему дополнительная помощь специалистов, помогут Вам следующие вопросы.
1.На сколько ребенок владеет речью? Прочитайте ребенку небольшой рассказ (6-7 предложений) и попросите его пересказать. Оцените произношение звуков и умение сохранять слоговую структуру слов. К школьному обучению ребенок должен чётко произносить все звуки речи, иначе могут возникнуть проблемы при выработке грамотного письма. Выделяет ли смысл рассказа, последовательность изложения текста, правильно ли строит предложения, уровень словарного запаса. Фонематический слух, то есть способность различать обобщенные звуки речи, имеет большое значение при овладении чтением и письмом. Если не получается пересказать, потренируйтесь. Задавайте вопросы по 1-2 прочитанным предложениям, затем по тексту, заучивайте стихи, поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_gorizonte_shkola_sobranie.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
На горизонте школа.
Доклад выступления на собрании для родителей.
Понять, насколько ребенок готов к школе и требуется ли ему дополнительная помощь специалистов, помогут Вам следующие вопросы.
1.На сколько ребенок владеет речью? Прочитайте ребенку небольшой рассказ (6-7 предложений) и попросите его пересказать. Оцените произношение звуков и умение сохранять слоговую структуру слов. К школьному обучению ребенок должен чётко произносить все звуки речи, иначе могут возникнуть проблемы при выработке грамотного письма. Выделяет ли смысл рассказа, последовательность изложения текста, правильно ли строит предложения, уровень словарного запаса. Фонематический слух, то есть способность различать обобщенные звуки речи, имеет большое значение при овладении чтением и письмом. Если не получается пересказать, потренируйтесь. Задавайте вопросы по 1-2 прочитанным предложениям, затем по тексту, заучивайте стихи, поговорки.
Игра «Повтори слово»: повторить подряд несколько похожих по звуко-слоговой структуре слов, например, «Будка-дудка-утка», «нитка-ватка-ветка», «ветка-клетка-сетка».
Игра «Хлопни в ладоши». Ребенку дают задание: «как только услышишь слово, которое начинается со звука «С» сразу хлопни в ладоши». Варианты слов: дача, кошка, лиса, дорога, сок, окно, самолет, корабль, жук, среда.
2. Может ли ребенок действовать по правилам и планировать свои действия?
Игра «Внимание на движение!» Предложите ребенку повторить за вами только те действия, которые не являются «запретными» (например, один шаг вперед или правая рука вниз). Вместо «запретного» движения ребенок должен стоять на месте или выполнить противоположное действие – шаг назад или рука вверх.
Игра «Да и нет не говорить, черное и белое не носить».
3. Умеет ребенок выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное? Сформированы ли элементарные математические представления? Попросите ребенка посчитать до 10 и обратно, от заданного числа. Знает геометрические фигуры? Решает простые арифметические задачи?
Предложите ребенку закончить предложение, ответить на вопросы типа: «Петя выше Коли, но ниже Васи, кто самый высокий?», «Когда день длиннее, зимой или летом?»
Игра «Четвертый лишний». Назовите или покажите картинки, например, яблоко, груша, помидор, гранат. Что лишнее? И почему?
4. Как сформированы тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно – моторная координация? Это основа для обучения письму.
Часто дошкольники зеркально отображают буквы и цифры. Такие ошибки не являются показателем неправильного развития мозга. Первые шаги в мир букв и цифр могут сопровождаться такими сложностями, просто форма еще не до конца усвоена. Потренируйтесь в узнавании – лепите буквы и цифры, вырезайте из фактурной бумаги, выстраивайте из деталей конструктора. Для развития зрительно-моторной координации полезны упражнения «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки», «Попади в цель», «Дорожки», «Лабиринты». Предложите также дорисовать незаконченный рисунок, нарисовать по клеточкам.
5. Готов ребенок к поступлению в школу по своей физиологической зрелости?
Тест «Пропорции тела» (филиппинский тест) – если ребенок не достает рукой, проведенной над головой, до верхнего края ушной раковины противоположной стороны тела, значит, он не прошел полуростовой скачок. Это свидетельствует о незрелости мозговых структур, управляющих процессами роста и регуляцией физиологических функций. Как следствие – высокий риск развития соматических и психосоматических заболеваний под воздействием учебных перегрузок.
Тест «Смена молочных зубов». У ребенка ни один из молочных зубов не выпал или не качается, то есть смена молочных зубов на постоянные не началась – это свидетельствует о незрелости мозговых структур, управляющих процессами роста и регуляцией физиологических функций.
Тест «Удержание равновесия» (поза Ромберга). Ребенок стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены и расслаблены. Вариант 1 (простой) – глаза открыты, вариант 2 (сложный) – глаза закрыты, вариант 3 (сложный) – стоя на одной ноге с открытыми глазами. Обязательно подстрахуйте ребенка, чтобы не упал. Низкий результат в тесте удержания равновесия (менее 8 секунд) означает несформированность двигательных зон коры больших полушарий мозга и мозжечка, а также недостаточное развитие вестибулярного аппарата.
Вывод: готовность ребенка к школе начинает формироваться задолго до поступления его в первый класс. И это не столько умение читать и считать, сколько общий уровень психологической зрелости, сформированность познавательных процессов, речевое развитие, учебная мотивация, способность к саморегуляции. При это важно помнить, что, развивая, обучая ребенка, мы не должны наносить вреда его физическому и психическому здоровью. Развитие должно быть гармоничным и последовательным, с учетом возможностей его мозга и возрастного периода развития. Детский мозг усваивает все постепенно. На основе одних знаний формируются другие, более сложные. Это последовательный процесс, и побеспокоиться об этом нужно не за три месяца до школы и даже не за пол года, а минимум за два года до школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....
Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....
Мультимедийные презентации как возможность расширить образовательные горизонты педагога и ребенка.
С уверенностью могу сказать, что внедрение информационных технологий, а именно мультимедийных презентаций в педагогический процесс открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педаг...
Расширяем горизонты познаний
Беззаботные годы раннего детства пролетают мгновенно, словно сказочный сон, поэтому не стоит откладывать столь важный вопрос, как подготовка ребенка к школе. Традиционно существует определенная с...
«Семья – ДОУ: новые горизонты развития дошкольного образования »
Статья на тему сотрудничества между участниками образовательного процесса...
Школа на горизонте: багаж первоклассника
Сложно выделить важность какого-то из этапов развития ребенка. Первый год жизни, досадиковский период, дошкольное развитие, школа, университет… Все эти этапы тесно взаимосвязаны. Но с момента п...
Квест- игра " На горизонте -школа"
Содержание родительского собрания составлено в форме квест - игры, на разных этапах которой родители знакомяься с основными сотавляющими функциями готовности ребёнка к школе...