«Семья – ДОУ: новые горизонты развития дошкольного образования »
статья (младшая группа) на тему

Овсянкина Анна Юрьевна

Статья на тему сотрудничества между участниками образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семья – ДОУ: новые горизонты развития

дошкольного образования »

А.Ю. Павлова

воспитатель  государственного бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 20

комбинированного вида Кировского района

города Санкт – Петербурга

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!»

В.А. Сухомлинский

       На современном этапе реализации ФГОС дошкольного образования одной из ведущих задач ДОУ является достижение нового качества дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи может стать деятельность педагогов по расширению образовательного пространства своих воспитанников за счет создания единого  образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ.

       В соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования семья и родительская общественность рассматриваются как важнейшее условие модернизации дошкольной системы образования.

        Привлечение  семьи к образовательному процессу требует от педагогов ДОУ организации  социально-педагогической и психолого-педагогической помощи родителям или их представителям. Современные требования к качеству образования предполагают перераспределение ответственности между участниками образовательных отношений, а это в свою очередь, ведет к созданию модели партнерства и взаимной ответственности между ДОУ и семьей.

        Тем не менее, роль семьи в воспитании ребенка остается решающей.  Что же влияет на воспитание ребенка в семье?

 Это:

- осознание родителями полной ответственности за воспитание своего ребенка;

- наличие психолого-педагогических знаний по вопросам дошкольной педагогики и психологии;

- проявление интереса к развитию и образованию ребенка;

- создание условий для эмоционально комфортной обстановки в семье;

- постоянное и позитивное  взаимодействие с ребенком в семье;

- наличие семейных традиций;

- создание развивающей предметно пространственной  среды;

- удовлетворение потребностей ребенка во всех видах детской деятельности.

При таких условиях обеспечивается расширение образовательного пространства дошкольника, создаются условия для преемственности воспитания и обучения ребенка в семье и ДОУ, что служит основой повышения качество дошкольного образования.

Это требует от педагогов ДОУ поиска новых форм взаимодействия с родителями:

- неформальное общение с родителями в процессе образовательной деятельности;

- оптимизация форм и методов совместной работы с семьей, что вызвано осознанием особой роли семьи в процессе социализации ребенка: идентификация с разными людьми, усвоение норм и правил поведения, характерных для общества, в котором растет ребенок.

      Одним из важнейших условий совершенствования качества дошкольного образования в ДОУ является создание мобильной, авторитетной и грамотной родительской общественности, способной к успешному решению современных задач воспитания и обучения детей.

      Современный мир вокруг нас стремительно меняется, появляются новые технологии, расширяется информационное поле, а значит и люди становятся другие. Родители наших воспитанников в основном имеют представление об основах психического развития ребенка в разные возрастные периоды, об отдельных элементах воспитательного процесса. Они осознают свои права и обязанности по отношению к ребенку, в соответствии со своими представлениями воспитывают ребенка, проявляют  интерес к процессу его  развития.

        В таких условиях педагоги ДОУ должны, не прибегая принуждению, позитивно влиять на их мысли, чувства, поступки  в процессе совершенствования качества образования.  Мы должны  признать  за ними права на руководство, на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности, в готовности следовать их указаниям и советам. Только при таких условиях, не нарушая законов детства, удастся расширить  для наших дошкольников  образовательное пространство, в котором педагоги и родители будут следовать единым требованиям и выбирать адекватные эффективные методы развития ребенка.

Для этого следует предоставить родителям возможность участвовать:

-  в разработке устава и образовательных программ ДОУ,

-  в согласовании режима работы и утверждения графиков образовательного процесса,

- в привлечении внебюджетных средств

- в создании условий для использования в практике ДОУ инновационных образовательных технологий

- в организации различных культурных, спортивных, просветительских мероприятий

-  в экспериментальной деятельности,

- в диагностике и обсуждении результатов нововведений, в коррекции программ и технологий личностного развития детей.

Такая деятельность способствует осознанию общественной значимости родителей, делает их равноправными участниками педагогического процесса.

При таком взаимодействии изменение позиции родителей по вопросам воспитания, которое часто необходимо для успешного образовательного процесса,  протекает спокойно, без конфликтов между участниками образовательных отношений. Это очень важно при организации детско-родительского взаимодействия при освоении  педагогического опыта.

Осуществление взаимосвязи ДОУ с семьей может быть осуществлено по разным видам взаимодействия.

Одни из них направлены  на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как:  тематические родительские собрания, консультации, лектории, анкетирование, открытые мероприятия, тренинги, конкурсы, акции, проекты (экскурсии, альманах, видеоролики), дерево «добрых дел», интернет сообщества.  В этом случае  инициатором является ДОУ.

Другие виды взаимодействия непосредственно включают родителей в образовательный процесс детского сада. Они направлены на улучшение качества образовательной деятельности, ее совершенствование. В этом случае семья является источником для создания необходимых условий реализации образовательных и воспитательных задач ДОУ. Это выражается в оказании помощи детскому саду со стороны родителей: работа различных студий, кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы и т.д.).

Самый эффективный вид взаимодействия, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои индивидуальные возможности в воспитании детей, что способствует возникновению положительных результатов в образовании дошкольников, посещающих детский сад. Например: создание творческой группы родителей, использование ИКТ – технологий (соц. сети), оформление экрана достижений и визитной карточки группы, вывешивание информации о содержании образовательного процесса, создание фотоотчетов и видеоматериалов о содержании образовательного процесса в течении дня ит.д.

При создании образовательного пространства, часть которого является семья, возникает:

  • единство цели в развитии и воспитании  ребенка,
  • единство требований к ребенку со стороны ДОУ и семьи с учетом его                индивидуальных и  возрастных, особенностей
  • распределение функций родителей и воспитателей с учетом специфики и возможностей каждой из сторон
  • возможность использования в педагогическом процессе социокультурного потенциала каждой семьи.

Таким образом, создаются эффективные условия для  повышения качества дошкольного образования, сохраняющие самоценность детства, отвечающие современным требования дошкольного образования.

Одним из видов работы с родителями является организация мастер – классов.

        Приведу пример мастер – класса для родителей второй младшей группы, который назывался «Давайте поиграем!»

Целью мастер – класса являлось:

  •  оказание педагогической помощи родителям при выборе игрового материала  и организации игровой деятельности с детьми дома в соответствии с возрастными особенностями развития детей
  • знакомство родителей с основными приемами организации детской деятельности с развивающими играми
  • объединение детей и родителей в общей образовательной игровой деятельности для создания эмоционального комфорта, что позитивно влияет на развитие психических процессов у ребенка
  •  вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как одно из условий освоения детьми содержания Рабочей программы группы
  • обеспечение преемственности в создании РППС в условиях ДОУ и дома для успешного развития ребенка

    Сам мастер – класс состоял из четырех частей:

1 часть – информационная (непосредственное общение с родителями, краткое вступительное слово о целях и задачах поставленных в данном мероприятии)

2 часть – практическая  (открытое мероприятие – НОД, но возможны и другие виды детской деятельности )

3 часть – аналитическая (анализ образовательной игровой деятельности воспитателя с детьми по приглашениям, которые были заранее выданы родителям для ознакомления)

4 часть – интерактивная (практическая, т.е. непосредственно деятельность самих родителей с игровым развивающим материалом и материал для самостоятельного изучения)

Список литературы:

1.Закон Российской Федерации « Об образовании» (12.07.1995)

2. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения  с      социумом. – М.: АРКТИ,2004.

3. Доронова Т.Н. Соловьва Е. В.  Дошкольные учреждения и семья. – М.: ЛИНКА  -      ПРЕСС,2001.

4. Зверева О.Л. , Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: ТЦ « Сфера», 2005.

5. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России,2007.

6. Козлова А.В. Общение ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ « Сфера»,2007.

7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: ТЦ «Сфера», 2004

8. Кравцова Е.Е. Разбуди  в ребенке волшебника. – М.: Просвещение,1998.

9. Новые формы работы с родителями при подготовке ребенка к школе. – Самара,2007.

10. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС  в дошкольной оразовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно – практическое пособие. М.: Педагогическое общество России,2014.

11. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. Вторая  младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2008.

12. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2008.- 72 с.

13. Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. М.: АКАЛИС,1998.

14. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Педагогика, 1987.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива,2014. _32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.

В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования»

Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает  ее позитивные стороны – уход от еди...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...