Консультация для родителей «Говорить мало – надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)
консультация (старшая, подготовительная группа)
В ходе консультации раскрываются причины, механизм возникновение фонетико-фонематического недоразвития у детей, а также родителей знакомят с основными этапами коррекционной работе при этом нарушении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_govorit_malo_-_nado_slyshat_.docx | 180.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Говорить мало – надо слышать»
Консультация для родителей
«Говорить мало – надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)
Здравствуйте, уважаемые родители!
Перед вами работы учеников начальной школы…
Посмотрим, что не так…
Видим многочисленные ошибки, но между ними есть связь – они появились потому, что ребенок не слышит разницы между звуками, не разбирает, где л, а где р, где д, а где т… При этом физический слух у ребенка в порядке, и даже, возможно, у него, с трудом, но поставлены и автоматизированы все звуки.
Что же мешает детям? А мешает им нарушение слухового восприятия, корни которого уходят в височную долю левого полушария головного мозга.
В дошкольном учреждении работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундаментальным этапом можно считать развитие фонематического слуха до года:
Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.
К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.
Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.
В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.
К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.
О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован, малыш различает и исправляет неправильную речь.
Причины и механизмы возникновения нарушений
Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.
Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.
К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:
- Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
- Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
- Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
- Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.
Признаками нарушения фонематического восприятия являются:
- нарушение дифференциации звуков на слух;
- нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков, зачастую нетипичные);
- нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);
- нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов);
- снижение слухоречевого внимания и слухоречевой памяти.
Исходя из понимания механизмов, симптомов, сопутствующих и вторичных нарушений, можно выделить следующие этапы коррекционной работы:
- развитие слухового внимания;
- различение неречевых звуков: бытовых, природных и музыкальных;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
- различение длительности звукового стимула;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация звуков речи;
- навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
Коррекционная работа при нарушении фонематического слуха у ребенка
На начальном этапе работы используются песенки Stop and go. Это могут быть как уже готовые произведения, так и любые музыкальные композиции, которые можно ставить на паузу с разными интервалами времени. Также музыку можно заменить музыкальным инструментом. Все упражнения строятся по принципу «от простого к сложному» - сначала, например, ребенку дается инструкция: «Беги, пока играет музыка», затем: «Когда звучит музыка, иди и на каждый шаг хлопай в ладоши над головой», затем можно подключить развитие слуховой памяти: «когда слышишь барабан – беги, когда слышишь колокольчик – иди».
Различение неречевых звуков: бытовых, природных и музыкальных также происходит в игре, как и вся учеба в дошкольном возрасте. Сначала с визуальной опорой отгадываем, какой инструмент звучал, а затем без нее. Далее можно подключать развитие чувства ритма. Сначала мы, по традиции, выстраиваем визуально-ритмический ряд («Если слышишь ксилофон, клади красный кружок, если барабан – синий»), затем ребенок сам удерживает ритм по этой моторной программе. Более сложный процесс – удержание неоднородного ритма на одном инструменте. В этом случае логопед начинает строить визуально-ритмический ряд сам, ребенку необходимо закончить его, а затем простучать ритм: 2 – 1, 1 – 2.
Опущу игры на развитие высоты, силы и тембра голоса. Их я предоставлю вам в посте. Перейдем к различению слов, сходных по звуковому составу
Перед вами несколько человечков, а у вас в руках цветные кружочки. Как вы можете заметить, их цвета соответствуют цветам шапочек наших человечков. Сейчас каждый человечек назовет картинку, она одна на всех, а в должны поднять тот кружок, который соответствует шапочке правильно сказавшего человечка. Игра на слайде
Съиграем еще в одну игру. Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.
Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ.
(МАЙКУ)
В ней всего-то три окна,
И за елкой не видна.
Хоть бела, но маловата
Небольшая наша ВАТА.
(ХАТА)
Много снега во дворе —
Едут ТАНКИ по горе.
(САНКИ)
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.
(БУДКЕ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ.
(СУП)
Посмотрите в воду сами -
С очень длинными усами
Проплывает под мостом
Серый, скользкий, длинный ДОМ.
(СОМ)
Когда поранишь ты колено,
То покупаешь непременно,
Уверенный, что все пройдет,
Коричневую жидкость — МЁД.
(ЙОД)
Не случайно у сестрички
С ФАНТИКАМИ две косички.
(БАНТИКАМИ)
Играя со слогами и звуками, мы развиваем и память, и внимание, и непосредственно речевой слух ребенка. К примеру, кладем перед ребенком 3 кусочка теста или пластилина: «Запоминай: этот кусок – ПА, этот – ПО, этот – БА. Дави туда, где было БА»
Инструкция: запоминай: нос – это А, подбородок – это О, щека – это У. Тяни язык туда, где было О
Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.
Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания
ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в кото-
ром ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком,
другим оговоренным движением.
Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-
О-Э и т. д.
Звуковой анализ и синтез необходим каждому ребенку для овладения письмом и чтением. Вся предыдущая работа готовит ребенка к этому анализу, но также необходимо познакомить ребенка с понятиями «начало», «середина», «конец». Например, поставить в ряд игрушки: «Кто в начале? Кто в середине? А кто в конце»
Далее можно предложить следующие игры (на слайде пример)
Оборудование: в ряд лежат разные по размеру и фактуре мячи, корзина.
инструкция: я называю слово, если в нем есть звук П, то клади мяч в корзину, если нет, то толкай ногой.
Оборудование: 10 стаканов (пластиковых, к примеру)
Инструкция: я называю слово, если в нем есть звук Г, то стакан переворачивай. Если нет этого звука, то клади на бок.
Оборудование: три молнии для одежды разной длины
Инструкция: где спрятался звук А в слове «аист»?
Ребенок должен закрыть/открыть молнию. Для решения параллельных задач: Пой звук а громко, если молния длинная, пой тихо, если молния короткая.
Как видите, для того чтобы быть успешным, ребенку необходимо приложить очень много усилий. И наша помощь ему необходима. Параллельно с логопедической работой по развитию или коррекции речевого слуха, необходимо комплексное развитие ребенка. Я имею в виду физическое развитие: игры с мячом, обручем, скакалкой, игры на развитие мышления: лабиринты, «Чего не хватает?», «Найди такой же», пазлы, «Что одинаковое?» и так далее.
Резюмирую. Развитие фонематического слуха крайне важно для коррекции звукопроизношения и успешного обучения письму и чтению. Это развитие проходит в несколько этапов и требует системного подхода в коррекционной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...
В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...
Консультация для родителей "Игры и игровые приемы, используемые для развития фонематических процессов у детей с ОНР"
Приведены игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....
Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»
Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...
Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....