РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОВОРКИНГ-ЦЕНТРА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
консультация (подготовительная группа)
В статье описывается актуальность проблемы взаимодействия участников образовательных отношений посредством участия в деятельности коворкинг-центра «Детско-родительская газета». Дается трактовка основных понятий, раскрывающих сущность описываемой проблемы. Описываются результаты анкетирования родителей, а также процесс внедрения коворкинг-центр в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОВОРКИНГ-ЦЕНТРА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА»
Аннотация: В статье описывается актуальность проблемы взаимодействия участников образовательных отношений посредством участия в деятельности коворкинг-центра «Детско-родительская газета». Дается трактовка основных понятий, раскрывающих сущность описываемой проблемы. Описываются результаты анкетирования родителей, а также процесс внедрения коворкинг-центр в условиях детского сада.
Ключевые слова: участники образовательных отношений, коворкинг, коворкинг-центр «Детско-родительская газета».
В настоящее время проблема взаимодействия участников образовательных отношений является весьма актуальной. Особенно это касается двух важных институтов социализации ребенка – семьи и дошкольного учреждения.
В ст. 2 Федерального закона «Об образовании» указывается, что «участники образовательных отношений – это обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность» [2].
В условиях внедрения ФГОС ДО возникла необходимость взаимодействия с семьями воспитанников в следующих направлениях: повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом [1].
В результате проведенного диагностического исследования в ДОО, в частности в нашей группе, мы выяснили, что большинство родителей считают необходимым активизировать участие родителей в педагогическом процессе детского сада. Также многие указывают на то, что тесное сотрудничество между участниками образовательных отношений даст наиболее эффективный результат в воспитательной и образовательной деятельности, осуществляемой в ДОУ. Нами была предложена анкета следующего содержания (необходимо отметить «+», если согласны с утверждением):
1.Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы ДОУ.
2. Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.
3. В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво.
4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.
5. Я имею возможность в любое время присутствовать в группе.
6. Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.
7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.
8. В детском саду хорошо организуется процесс взаимодействия с родителями воспитанников.
Таким образом, полученные результаты анкетирования позволяют сделать вывод о важности и необходимости взаимодействия дошкольной организации и семьи.
Сегодня возникают разнообразные методы и формы организации взаимодействия ДОО и семьи. Одной из инновационных форм взаимодействия на сегодняшний момент является коворкинг.
Термин «коворкинг» появился в 2005 г. благодаря программисту Бреду Ньюбергу. В переводе с английского данное понятие означает «совместно работающие». Коворкинг в широком смысле – подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком – подобное пространство, коллективный офис.
В условиях детского сада коворкинг позволяет не только расширить содержательный аспект организуемой деятельности, но и решать ряд педагогических задач:
- обеспечение интеграции различных видов деятельности;
- определение индивидуального вектора деятельности для каждого участника коворкинга;
- создание условий необходимых для рефлексии детей и родителей после выполнения ими отдельного проекта или работы, используя при этом работу в группе, индивидуальном режиме или подгруппе;
- активизация участия родителей в процессе воспитания детей;
- организация совместного досуга детей и родителей.
Поэтому мы решили организовать коворкинг-центр «Детско-родительская газета», целью которой была организация сотрудничества воспитателя, детей и родителей при реализации определенного вида деятельности. Мы образовали несколько коворкинг-зон, целью которых была организация и проведение определенной деятельности в соответствии с особенностями каждой коворкинг-зоны: коворкинг-зона «Проектирование», коворкинг-зона «Творчество», коворкинг-зона «Литературная», коворкинг-зона «Компьютерная».
В каждой коворкинг-зоне организована группа участников, состоящих из детей и родителей, выполняющих определенную деятельность. Воспитатель является руководителем данного коворкинг-центр, его цель – организация, контроль и регуляция деятельности коворкинг-центра и коворкинг-зон, в частности.
Коворкинг-зона «Проектирование» необходима для разработки будущего проекта (газеты). Цель: разработка плана будущей газеты, представление схем различных вариантов газеты. Участники – родители.
Коворкинг-зона «Творчество» является творческой лабораторией коворкинг-центра. Цель: оформление газеты, разработка творческих идей, соответствующих тематике газеты. Участники – родители.
Коворкинг-зона «Литературная» представлена библиотекой, читательским уголком. Цель: подбор необходимого текстового материала, соответствующего тематике газеты. Участники – родители.
Коворкинг-зона «Компьютерная» является важным оформительским центром. Цель: поиск необходимой недостающей информации; техническое оформление газеты. Участники – родители.
Коворкинг-зона «Деятельная» организуется для реализации самостоятельной деятельности детей. Цель: выполнение отдельной от взрослых деятельности по теме проекта (подбор картинок, вырезание элементов, приклеивание и т.д.). Участники – дети.
Вначале каждая коворкинг-зона осуществляет свою деятельность независимо от других зон, выполняя соответствующие им функции. Важным аспектом являет то, что участники каждой коворкинг-зоны взаимодействуют между собой, а также в дальнейшем, выполнив свое предназначение, участники коворкинг-зон имеют возможность взаимодействовать с участниками других коворкинг-зон, что позволяет получить наиболее эффективный результат деятельности и в конечном итоге представить полученный «продукт».
Также считаем необходимым проведение рефлексии детей и родителей после выполнения ими отдельного проекта и после реализации всей деятельности. Что способствует сплочению участников коворкинг-зон и коворкинг-центра в целом.
Приведем пример организованного нами коворкинг-центра детско-родительской газеты по теме «Наша жизнь в детском саду». Коворкинг-центр был организован в музыкальном зале детского сада. За несколько дней до проведения мероприятия мы провели предварительную работу с родителями и детьми: попросили посмотреть фотографии и принести в распечатанном виде, ознакомиться с художественными произведениями (стихи, сказки и т.д.), подходящие к теме газеты, принести журналы, газеты.
Участники коворкинг-зоны «Проектирование» предложили несколько схематических вариантов будущей газеты.
Участники коворкинг-зоны «Творчество» предлагали оформительские варианты газеты, придумывали новые идеи о содержании газеты. Далее оформляли ее вместе с участниками коворкинг-зоны «Проектирование», что способствовало сплочению участников разных коворкинг-зон.
Участники коворкинг-зоны «Литературная» подбирали и предлагали различные стихи, фразы по теме газеты «Наша жизнь в детском саду». Например, Детский садик, детский сад!
Малыши туда спешат.
Посмотреть я в сад иду –
Что растёт в таком саду?
Может, груши, виноград?
Их всегда я видеть рад!..
– Что ты, дядя, не смеши! –
Говорят мне малыши.
И кричат вдесятером:
«Это мы в саду растём!» и др.
Подбирали различные фразы и слова, характеризующие детей, которыми были подписаны фотографии дошкольников: спортсменка и красавица, лучший цветовод, самый интересный рассказчик, фантазер, любит животных и т.п.
Участники коворкинг-зоны «Компьютерная» помогали другим участникам коворкинг-зон в поиске нужной информации, например, стихотворений про детский сад и детей, фразы, характеризующие их детей, картинки, которые потом участники коворкинг-зоны «Творчество» рисовали в газете.
Участники коворкинг-зоны «Деятельная» осуществляли следующую деятельность: подбирали фотографии к газете, отдавали участникам коворкинг-зоны «Творчество», вырезали различные картинки, элементы-крашения и т.д.
Итогом деятельности всех коворкинг-зон была выполненная детско-родительская газета «Наша жизнь в детском саду». После реализации всей деятельности была проведена рефлексия с родителями и детьми. Она осуществлялась следующим образом: участники каждой коворкинг-зоны самостоятельно общались между собой, делясь своими впечатлениями о проделанной ими работе. Далее было организовано коллективное обсуждение всех участников коворкинг-центра, участники делились впечатлениями о работе своей коворкинг-зоны, обсуждали деятельность других коворкинг-зон. Это позволило выделить наиболее ярких представителей в каждой коворкинг-зоне, а также определить положительные и отрицательные особенности работы каждой коворкинг-зоны.
Таким образом, коворкинг-центр в условиях дошкольной образовательной организации является новым направлением. Коворкинг-центр – инновационная форма взаимодействия участников образовательных отношений в дошкольной организации. Организованный коворкинг-центр «Детско-родительская газета» подтверждает не только актуальность использования данной формы, но и эффективность осуществляемого процесса.
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...
Ярмарка педагогических идей по взаимодействию участников образовательных отношений
¢На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании...
Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...
Взаимодействие участников образовательных отношений
ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Кафедра дошкольного и начального образования Взаимодействие...
Взаимодействие участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении
В статье изложены соображения по поводу семейного воспитания и опыт работы ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга....
"Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе"
Тема: «Взаимодействие участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР с использованием современных технологий программы «Вдохновение»...
Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации
В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...