Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.
методическая разработка на тему
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста предполагают, в частности, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста предполагают, в частности, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Актуальность задач патриотического воспитания детей и подростков отмечается в большинстве национальных программ России. Патриотизм подразумевает нравственно-эмоциональную связь личности с комплексом географических, этнических, культурных, религиозных, эстетических, исторических и тому подобных представлений, собственно и очерченных в понятии «Родина». Патриотическое воспитание - процесс продолжительный и трудоемкий. Невозможно говорить о его полной реализации в дошкольном возрасте. Но начинать работу по формированию нравственно-патриотических качеств личности нужно как можно раньше.
Подтверждение этому мы находим в содержании образовательных областей социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников, которое в частности направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Решать такие серьезные задачи без родителей воспитанников невозможно и неправильно. Но заинтересовать современных родителей в полноценном участии в образовательных отношениях с каждым годом все сложнее. Традиционное взаимодействие многим не интересно, поэтому образовательной организации приходится искать более привлекательные, инновационные формы.
Среди множества традиционных методов и технологий взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями) используемых в наше время, значительное место занимают инновационные технологии межсубъектного взаимодействия, которые предполагают, в том числе и интерактивные способы взаимодействия.
В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п.
Главной задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией, которая включает в себя выявление многообразия точек зрения, обращение к личному опыту участников, поддержку активности участников, соединение теории и практики, взаимообогащение опыта участников, облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников, поощрение творчества участников.
В нашем детском саду инновационные технологии межсубъектного взаимодействия успешно реализуются в детско-родительских проектах, таких как «Я помню, я горжусь!», «Люблю Урал – мой край родной» и «Родительские пятницы». Интерактивность данных проектов прослеживается в полном погружении в каждую стадию проекта всех участников образовательных отношений. Начиная с постановки целей, когда педагог учитывает интересы и уровень развития детей, потребности, возможности и ожидания родителей, продолжая в выборе и реализации форм взаимодействия удобных и интересных для всех, заканчивая конечным продуктом проекта, в котором есть частичка участия каждой семьи, ее знания, опыт и творчество.
В проекте «Я помню, я горжусь!» ставятся следующие задачи - формирование у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о Великой Отечественной войне, сохранение преемственности поколений в семьях воспитанников,
Повышение интереса к истории своей семьи, воспитание чувства гордости и сопричастности к наследию своих предков; формирование у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
В ходе реализации проекта каждая заинтересованная семья детского сада приняла участие в создании конечного продукта – Альбома Памяти и Аллеи Памяти. Данный проект открыт во времени, поэтому конечный продукт по сути своей не будет завершен до тех пор, пока будут появляться новые семьи, желающие принять участие в проекте.
Задача педагогов – поддерживать интерес семей воспитанников, оказывать помощь в оформлении материалов и знакомить общественность с результатами через сайт детского сада, публикации и выступления.
Задачи проекта «Люблю Урал – мой край родной» в воспитании у детей старшего дошкольного возраста любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, малой и большой Родине; формировании бережного отношения к природе и всему живому; развитии интереса к русским традициям и промыслам; воспитании уважения к труду; знакомстве детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формировании чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Данные задачи реализуются как в традиционных формах взаимодействия (непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, беседы, игры и другие), так и через интерактивное взаимодействие – совместные поездки семей воспитанников под руководством педагога по памятным местам Урала. В поездках каждый взрослый и ребенок не только узнает много нового, но и имеет возможность прикоснуться к истории родного края, оценить его красоту и уникальность.
Главным компонентом в этом процессе мы считаем возможность делиться впечатлениями, эмоциями, принимать участие в творческом процессе. После поездок каждая семья излагает свои мысли и чувства в эссе-миниатюрах, и прилагает фотографии особенно понравившихся моментов путешествия. В качестве конечного продукта проекта предполагается издание книги воспоминаний с лучшими эссе и фото, которую родители подарят детям на выпускной.
Третий интерактивный проект именуемый «Родительские пятницы» предназначен для малышей. Любовь к Родине в младшем возрасте только зарождается и лучшим проводником к этой любви издавна считается народное творчество – сказки, потешки, песенки, изобразительное творчество. Задачи данного проекта конкретизируются в формировании основ патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста, выработке новых навыков взаимодействия родителей с детьми, направленных на творческое развитие ребенка в семье с учетом его личностных интересов в процессе совместной деятельности на основе народного творчества.
Так, например, в совместной творческой деятельности «Репку тянем – весело играем», «В гостях у сказки», «Дорожная грамота» родители вместе с детьми совершили путешествие в сказки , участвовали в инсценировке данной сказки: дети наряжали своих мам и пап, и помогали воспитателю рассказывать сказку, а родители исполняли главные роли.
Данная форма взаимодействия настолько впечатлила всех участников, что родители выразили свое желание не только активно участвовать в проекте, но и помогать воспитателю в подготовке к дальнейшим встречам.
Педагоги, реализующие данные инновационные технологии межсубъектного взаимодействия регулярно делятся результатами своей работы с педагогическим коллективом. Те успехи, которых они достигли в процессе вовлечения родителей воспитанников в образовательные отношения воодушевляют других воспитателей на поиск и внедрение новых форм взаимодействия. Родители, принимающие активное участие в реализации проектов узнают от педагогов много нового и интересного для них о том, как правильно развивать и воспитывать, как стать другом и мудрым наставником, как научить быть патриотами своей страны. Об успехах в решении задач патриотического воспитания мы сможем судить гораздо позже, когда наши малыши станут взрослыми, но мы искренне надеемся, что посеянное нами зерно любви к Родине обязательно даст свои результаты, ведь мы передаем эстафету главным людям ответственным за этот процесс – компетентным и неравнодушным родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...
Инновационные коммуникационные технологии во взаимодействии участников образовательных отношений
Статья рассчитана на педагогов дошкольных учреждений, желающих повысить уровень активности родителей во взаимодействии с ДОУ при помощи инновационных коммуникационных технологий ....
Взаимодействие участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении
В статье изложены соображения по поводу семейного воспитания и опыт работы ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга....
«Формирование музейной культуры дошкольников через активное взаимодействие участников образовательных отношений»
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у детей ценностного отношения к р...
Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений
Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений...
"Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе"
Тема: «Взаимодействие участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР с использованием современных технологий программы «Вдохновение»...
«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...