Особенности музыкально-эстетического воспитания дошкольников
консультация

Горчакова Лариса Николаевна

Цель данной статьи рассказать об особенностях музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_muzykalno.docx21.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности музыкально-эстетического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей

Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства.

Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства, а также на развитие у ребенка способностей к творчеству, искусству и созиданию. Начинается оно с первых лет жизни детей.

К эстетическому воспитанию дошкольников относится развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни. Предметом данного вида воспитания является - развитие в детях с помощью средств искусства художественного восприятия внешнего мира

Эстетическое восприятие – это совокупность чувств и эмоций, проявление радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия. В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т.к. она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Ведь музыкальные впечатления, полученные ребенком в период раннего и дошкольного детства, остаются в его памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Музыка – самый эмоциональны вид искусства, она имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, тем самым является «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский.

Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности детей (в том числе образовательную), служить развлечением и отдыхом.

Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыкальное воспитание дошкольников – основа художественно-эстетического воспитания маленькой личности.

Средствами музыкальной образовательной деятельности решаются задачи:

  • Пробудить в детях интерес к музыке;
  • Обогатить музыкальные знания детей, познакомив их с различными произведениями;
  • Познакомить дошкольников с базами элементарных музыкальных понятий;
  • Развивать способности (слух, певческие навыки, чувство ритма, музыкальную отзывчивость);
  • Развивать творческие способности детей;
  • Прививать музыкальный вкус.

Музыкальное воспитание в детском саду, зачем и почему? 

Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает мир. Любопытные, открытые к информации, маленькие дети, словно губка, поглощают все то, что мы в состоянии им дать.

 Здесь основная задача для нас, взрослых, щедро предоставить им все, к чему стремится детская душа, открыть им мир, познакомив с самым прекрасным – с искусством.

Эстетическое воспитание было признано наиважнейшим в системе воспитания дошкольников. Музыка, помимо воспитательного, имеет еще и психотерапевтический эффект. Музыка способна успокоить, настроить на позитивный лад. Средствами музыки маленькие скромники решают свои большие проблемы, раскрываясь, как кувшинки, в музыкально-игровой деятельности.

С музыкальной деятельностью, маленькие воспитанники ассоциируют все самое лучшее и светлое. Дети любят петь, им нравится играть и танцевать. Дать детям то, к чему стремится их душа — наша задача и обязанность.

Эстетическое воспитание – это приобщение ребёнка  к  нравственным ценностям.

Формирование положительного отношения к окружающей действительности, которые выявляются в особом чувственно-эмоциональном познании мира.
                Эстетика  (греческое слово – чувствующий) – теория чувств познания.
                Красота – совершенство чувств познания.
                Искусство – воплощение красоты.

Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста   связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста, что предполагает:

- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

- Обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);

- Расширение знаний в области музыкальной и художественной литературы, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;

- Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей;

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;

- Овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы.

В дошкольном возрасте музыкально-эстетическая деятельность охватывает музыкальную активность ребёнка, которая интегрируется в соответствии с содержанием музыки с другими видами деятельности:

  • речевой
  • поэтической
  • художественно-изобразительной
  • театрально-игровой.

Интеграция разных видов эстетической деятельности способствует появлению оценок прекрасного в природе и человеческих отношений, обогащает другие виды художественного творчества (изобразительное, речевое, театрально-игровое).

Известно, что музыкальное произведение увлекает ребёнка не только внешней звуковой стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. Смысл и содержание музыки ребёнок постигает по законам творческой деятельности человека и  такая деятельность всегда носит эстетический характер.

Об этом свидетельствуют детские впечатления от восприятия музыкальных произведений, которые находят отражение:

-  в элементарных суждениях,

-  эмоциональных оценках,

-  рисунках,

-  движениях,

-  играх,

-  незатейливых, но чувственно выразительных детских рассказах

-  и небольших стихотворениях.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.

По мнению Н.А. Ветлугиной, музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.  Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции.

Необходимо использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей. Музыка должна прослушиваться в спокойной, тихой обстановке. Ребенку необходима  музыкальная среда. Также музыку можно использовать в качестве фона для рисования, лепки или другой деятельности.  При неоднократном  воспроизведении музыки, у ребенка появляются изменения. Он более сконцентрирован, улучшается произвольная память,  более глубокие и содержательные высказывания детей о музыке.

В результате музыкального воздействия у ребенка улучшаются познавательные процессы, формируется эмоционально-волевая сфера. Музыка способствует получению положительных эмоций и чувств, что способствует гармоничному развитию личности.  Развивая ребенка эстетически, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие, будят фантазию и воображение.

 

ВЫВОД.

Музыка - одно из важнейших средств эстетического воспитания дошкольников.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни, самый мощный и эмоциональный вид искусства.

Эстетическое воспитание– это не только расширение кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмом, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения.

Эстетическое воспитание совершенствует природу человека, возбуждает высокие чувства, приучает пользоваться сокровищницами искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нравственно-патриотического воспитание дошкольников

Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество – одна из актуальнейш...

Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»

Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»...

Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»

Проект «Слушание музыки о природе как средство воспитания музыкально-эстетических представлений младших дошкольников»...

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких усло...

Консультация для родителей на тему: "Особенности духовно - нравственного воспитания дошкольников"

В материале освещаются проблемы нравственно - духовного воспитания детей...

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ

Формирование личности ребенка с нарушениями слуха как одна из центральных задач всего коррекционно-образовательного процесса....