Особенности нравственно-патриотического воспитание дошкольников
статья (старшая группа) по теме
Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество – одна из актуальнейших проблем современной российской педагогики. Решение ее возможно при условии, что она будет реализовываться на всех уровнях общественной жизни. Система образования выступает в этом случае педагогическим механизмом, способным охватить все общество в целенаправленном воспитательном процессе. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса нравственного воспитания граждан является непременным условием его эффективности.
Одним из важнейших компонентов нравственной зрелости личности является ее отношение и понимание русской народной культуры, который закладывается еще в раннем дошкольном возрасте. Поэтому, по мнению Швырева В.С., «Образование должно заниматься выявлением исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям и задачам, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества». Понятие «культура» трактуется по разному, но наиболее существенными ее признаками являются уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. В связи с этим в современной педагогике разрабатывается одно из главных направлений – воспитание нравственного молодого поколения, с самого раннего возраста, на традициях русской народной культуры, развивая тем самым чувство патриотизма.
Воспитание нравственности у дошкольников на традициях русской народной культуры происходит с получения начальных знаний о Родине, базисных представлений о нашей стране, народе, обычаях, истории и культуры. Очень важно осознать именно нравственную природу в любви и почтении традиций своего народа, потому что вне общего контекста нравственного воспитания, воспитание на народных традициях в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство и самое главное агрессивность по отношению к чужим.
В своей работе с дошкольниками по ознакомлению с русской народной культурой, поставила цель – формирование нравственной, творческой личности, полноценного, жизнеспособного члена общества уважающего и любящего свою Родину и культуру. Проведя диагностическое обследование по данной теме, пришла к выводу: дети имеют лишь поверхностные знания, которые не позволяют им глубоко проникнуться культурой своего народа. Изучив программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.А. Князева, М.Я. Маханева), определила для себя следующие задачи:
1. Помочь осознать детям, что каждый из них является частью русского народа.
2. Научить видеть в жизни нравственность и проявлять свои собственные нравственные качества по отношению к другим.
3. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
Моя работа по нравственному воспитанию детей, на основе знакомство с традициями народной культуры проводилось в доступных для дошкольников формах и велось по таким основным направлениям, как: знакомство с устным фольклором, особенностями быта, народными праздниками и играми.
Устное народное творчество – сказки, припевки, загадки, потешки – заключают в себе большие поэтические ценности. Они развивают речь детей, являются детскими спутниками в мир взрослых и воспитывают нравственное отношение к культуре своего народа, поэтому в своей работе всегда их включала во все режимные моменты детского сада.
Во время знакомства с различными предметами русского народного быта, в большей степени уделяла внимание краеведческим экспонатам (деревянные ложки, вышитые рушники, утварь для печи, и русские костюмы и т.п.). Предметы вызвали особый интерес у детей, поскольку их можно было не только созерцать, но и ощутить своими руками. А так как эти предметы хранят память о людях и их деяниях, то можно сказать, что они выполняют важную функцию - образование и нравственное воспитание души. И как сказал Джон Дьюн: «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами».
Народные праздники, организуемые в дошкольных учреждениях, представляют собой «кладезь национальной культуры», кроме этого дают возможность детям пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Подобранные для этих праздников песни, пляски, игры на народных музыкальных инструментах, театрализованные постановки не только познакомили с народной культурой, но и способствовали всестороннему, нравственному развитию личности ребенка. На таких мероприятиях дети, их друзья, знакомые, родственники, приглашенные взрослые чувствовали единение духа, переживали счастливые минуты совместной радости, познавали приобщеность к вечному, родному.
Особой любовью, на мой взгляд, дети прониклись праздниками – Веселая Масленица, Рождество Христово, Пасха, 8 Марта, День Ангела и т.п. Начиная с младшей группы, дети с радостью принимали в них участие: составляли сценарии праздника, распределяли роли, готовили атрибуты. Например, при подготовке к празднику «День синичек» - дети делали кормушки, рисовали, лепили, учили стихи, песни, игры. Таким образом, можно сказать, что они, приобщившиеся к народной культуре, становятся не только добрее, нравственнее, но и активно принимает участие в жизни общества и природы.
Поскольку ни один день в детском саду не проходит без игр, то большое внимание уделяла русским народным играм, потому что они являются источниками народной культуры. Народные игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. К таким играм относятся: «Горелки», «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Золотые ворота», «Дедушка Водяной», «Дедушка Сысой» и т.п. Педагогическая ценность их заключается в том, что они оказывают влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Для развития интереса детей к историческому прошлому в группе создан мной музей кукол, с их историей и процессом изготовления. Дети с интересом и желанием мастерили своими руками таких кукол, как куклы-обереги, обрядовые куклы, дарили их родным и друзьям. Куклы-обереги и обрядовые куклы отличаются от других кукол отсутствием лица и изготовлением без помощи иглы. «День и ночь», «Пеленашка» - это те куклы, которые дети особенно полюбили мастерить.
Нравственное воспитание происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость вовлечения семьи к процессу ознакомления дошкольников с традициями русской народной культуры объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Все это создает благоприятные условия воспитания патриотических чувств и высших нравственных качеств.
Поэтому в своей работе с семьей опиралась на родителей не только как помощников дошкольного учреждения, а как равноправных участников формирования нравственной личности ребенка. Убеждала детей и их родителей в том, что воспитание нравственности начинается с любви к своей семье, к Родине, к своему народу, с уважения к людям, окружающим тебя, с бережного отношения к природе, умения находить вокруг себя то, что достойно уважения.
На основании проведенной мной работы, по нравственному воспитанию дошкольников на традициях русской национальной культуры, можно сделать выводы: заметно изменились взаимоотношения детей – они проявляют больше внимания друг к другу, к своей семье, у них появились знания о жизни русского народа, о быте, творчестве и промыслах, у воспитанников сформировались интерес к традициям своего народа, чувство любви, ответственности и гордости за Родину.
В наше время стало очевидно каждому, как много мы потеряли, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой русского народа. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, на мой взгляд, должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности нравственно-патриотического воспитание дошкольников | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание дошкольников
на традициях русской народной культуры
Ансимова В.В.,
воспитатель,
МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида
№ 123 «Тополек»
Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество – одна из актуальнейших проблем современной российской педагогики. Решение ее возможно при условии, что она будет реализовываться на всех уровнях общественной жизни. Система образования выступает в этом случае педагогическим механизмом, способным охватить все общество в целенаправленном воспитательном процессе. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса нравственного воспитания граждан является непременным условием его эффективности.
Одним из важнейших компонентов нравственной зрелости личности является ее отношение и понимание русской народной культуры, который закладывается еще в раннем дошкольном возрасте. Поэтому, по мнению Швырева В.С., «Образование должно заниматься выявлением исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям и задачам, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества». Понятие «культура» трактуется по разному, но наиболее существенными ее признаками являются уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. В связи с этим в современной педагогике разрабатывается одно из главных направлений – воспитание нравственного молодого поколения, с самого раннего возраста, на традициях русской народной культуры, развивая тем самым чувство патриотизма.
Воспитание нравственности у дошкольников на традициях русской народной культуры происходит с получения начальных знаний о Родине, базисных представлений о нашей стране, народе, обычаях, истории и культуры. Очень важно осознать именно нравственную природу в любви и почтении традиций своего народа, потому что вне общего контекста нравственного воспитания, воспитание на народных традициях в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство и самое главное агрессивность по отношению к чужим.
В своей работе с дошкольниками по ознакомлению с русской народной культурой, поставила цель – формирование нравственной, творческой личности, полноценного, жизнеспособного члена общества уважающего и любящего свою Родину и культуру. Проведя диагностическое обследование по данной теме, пришла к выводу: дети имеют лишь поверхностные знания, которые не позволяют им глубоко проникнуться культурой своего народа. Изучив программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.А. Князева, М.Я. Маханева), определила для себя следующие задачи:
1. Помочь осознать детям, что каждый из них является частью русского народа.
2. Научить видеть в жизни нравственность и проявлять свои собственные нравственные качества по отношению к другим.
3. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
Моя работа по нравственному воспитанию детей, на основе знакомство с традициями народной культуры проводилось в доступных для дошкольников формах и велось по таким основным направлениям, как: знакомство с устным фольклором, особенностями быта, народными праздниками и играми.
Устное народное творчество – сказки, припевки, загадки, потешки – заключают в себе большие поэтические ценности. Они развивают речь детей, являются детскими спутниками в мир взрослых и воспитывают нравственное отношение к культуре своего народа, поэтому в своей работе всегда их включала во все режимные моменты детского сада.
Во время знакомства с различными предметами русского народного быта, в большей степени уделяла внимание краеведческим экспонатам (деревянные ложки, вышитые рушники, утварь для печи, и русские костюмы и т.п.). Предметы вызвали особый интерес у детей, поскольку их можно было не только созерцать, но и ощутить своими руками. А так как эти предметы хранят память о людях и их деяниях, то можно сказать, что они выполняют важную функцию - образование и нравственное воспитание души. И как сказал Джон Дьюн: «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами».
Народные праздники, организуемые в дошкольных учреждениях, представляют собой «кладезь национальной культуры», кроме этого дают возможность детям пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Подобранные для этих праздников песни, пляски, игры на народных музыкальных инструментах, театрализованные постановки не только познакомили с народной культурой, но и способствовали всестороннему, нравственному развитию личности ребенка. На таких мероприятиях дети, их друзья, знакомые, родственники, приглашенные взрослые чувствовали единение духа, переживали счастливые минуты совместной радости, познавали приобщеность к вечному, родному.
Особой любовью, на мой взгляд, дети прониклись праздниками – Веселая Масленица, Рождество Христово, Пасха, 8 Марта, День Ангела и т.п. Начиная с младшей группы, дети с радостью принимали в них участие: составляли сценарии праздника, распределяли роли, готовили атрибуты. Например, при подготовке к празднику «День синичек» - дети делали кормушки, рисовали, лепили, учили стихи, песни, игры. Таким образом, можно сказать, что они, приобщившиеся к народной культуре, становятся не только добрее, нравственнее, но и активно принимает участие в жизни общества и природы.
Поскольку ни один день в детском саду не проходит без игр, то большое внимание уделяла русским народным играм, потому что они являются источниками народной культуры. Народные игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. К таким играм относятся: «Горелки», «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Золотые ворота», «Дедушка Водяной», «Дедушка Сысой» и т.п. Педагогическая ценность их заключается в том, что они оказывают влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Для развития интереса детей к историческому прошлому в группе создан мной музей кукол, с их историей и процессом изготовления. Дети с интересом и желанием мастерили своими руками таких кукол, как куклы-обереги, обрядовые куклы, дарили их родным и друзьям. Куклы-обереги и обрядовые куклы отличаются от других кукол отсутствием лица и изготовлением без помощи иглы. «День и ночь», «Пеленашка» - это те куклы, которые дети особенно полюбили мастерить.
Нравственное воспитание происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость вовлечения семьи к процессу ознакомления дошкольников с традициями русской народной культуры объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Все это создает благоприятные условия воспитания патриотических чувств и высших нравственных качеств.
Поэтому в своей работе с семьей опиралась на родителей не только как помощников дошкольного учреждения, а как равноправных участников формирования нравственной личности ребенка. Убеждала детей и их родителей в том, что воспитание нравственности начинается с любви к своей семье, к Родине, к своему народу, с уважения к людям, окружающим тебя, с бережного отношения к природе, умения находить вокруг себя то, что достойно уважения.
На основании проведенной мной работы, по нравственному воспитанию дошкольников на традициях русской национальной культуры, можно сделать выводы: заметно изменились взаимоотношения детей – они проявляют больше внимания друг к другу, к своей семье, у них появились знания о жизни русского народа, о быте, творчестве и промыслах, у воспитанников сформировались интерес к традициям своего народа, чувство любви, ответственности и гордости за Родину.
В наше время стало очевидно каждому, как много мы потеряли, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой русского народа. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, на мой взгляд, должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка.
Список литературы:
1. Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С.-Пб. «Детство- Пресс».1999.
2. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2000.
3. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: об основах духовного характера. Новосибирск, 1991, С 5-14, С.30.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...
Статья "Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогичесих условий в образовательном процессе ДОУ"
В период дошкольного детства у всех детей , живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. именно гендерные различия могут оказаться особенно з...
Особенности развития личности дошкольника
Условия развития личности дошкольников. Особенности самосознания и самооценки дошкольника. Основные виды мотивов поведения дошкольников. Формирование соподчинения мотивов. Формирование нравственных ка...
Особенности речевого общения дошкольников
Появление и развитие речи расширяет возможности детей......
«Особенности морального поведения дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным характером родительско – детских отношений».
результаты эксперимента...
Особенности поведения ребенка дошкольника.
Изложены особенности поведения ребенка 3, 4, 5, 6 лет. Предложены советы по предупреждению нежелательных форм поведения малыша....