Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ
статья по теме

Куркова Татьяна Александровна

Формирование личности ребенка с нарушениями слуха как одна из центральных задач всего коррекционно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших задач, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Возрождение в обществе духовности и культуры непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы потому, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В ФГОСе ДО придается большое значение духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выделяя важной задачей «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный  процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, общества». Поэтому духовно-нравственное воспитание важнейшая часть системы воспитательной работы в школе-интернате.

       Формирование личности ребенка с нарушениями слуха является одной из центральных задач всего коррекционно-образовательного процесса. Нарушение слуха значительно осложняет социальное развитие детей: затрудненно понимание чувств детей, формирование нравственных представлений, овладение нормами поведения. Поэтому формирование привычек правильного поведения происходит повседневно: в процессе режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности. Дети учатся действовать в соответствии с требованиями взрослого, которые должны отвечать возможностям ребенка. Правильное сочетание посильных требований к поведению с показом, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных постепенно формирует у детей привычку организованного правильного поведения (в процессе культурно-гигиенической деятельности действовать спокойно, в определенном порядке, не мешать друг другу, оказывать помощь и обращаться за помощью; во время игр не отнимать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе, подчинять свои желания и действия требованиям ситуации. При систематическом и последовательном формировании такое поведение у детей становится осознанной нормой. Дети постепенно начинают овладевать такими обобщенными представлениями как « заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за растениями…», осознают общие моральные понятия – добрый, вежливый, справедливый.  Такое воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений и привычек осуществляется в единстве и позволяет реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания.

       Но чувство собственного достоинства, полноценную личность невозможно воспитать без уважения к истории и культуре своей Родины, своего народа. Культура народов Мордовии  является богатейшим источником для знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности  видеть красоту.

       В течение нескольких лет  наш коллектив работает по приобщению дошкольников к народной культуре. Работу по данному направлению мы строили на основе нашей образовательной программы, программы «Валдоня» и  модуля «Мы  в Мордовии живем», считая основными задачами - развитие познавательного интереса, любознательности к истории и народной культуре; формирование нравственных качеств  личности дошкольников,   оказание помощи родителям по духовно-нравственному воспитанию детей, привлечение их к участию в воспитательно - образовательном процессе.

        При составлении тематического планирования, мы учитывали, что для ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократно обращались к одной и той же теме, что способствовало развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.  Духовно-нравственное содержание воспитания пронизывает различные виды детской деятельности.  

       На  занятиях по ОЗОМ дети знакомятся со столицами России и Мордовии, с родным городом, селом, получают начальные представления о народах Мордовии, природе родного края.

       На занятиях по ИЗО дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Учатся выделять знакомые элементы узора на посуде, одежде; изображать и самостоятельно называть их.  Знакомясь с изделиями народных мастеров, развивается художественный вкус детей.                       Одним из главных средств приобщения к народному творчеству являются дидактические игры. Проведение дидактических игр «Матрешки», «Сложи узор», «Путешествие по городу», «Найди варежку» развивают умственные и речевые способности и приносят детям радость.

       Развитие двигательной активности  детей происходит через знакомство с народными играми с простыми правилами - русские «Гуси-гуси», «Кошки-мышки», «У медведя во бору»; мордовские «Солнышко и птички», «Раю-Раю», «Платки»; татарские «Спутанные кони», «Хлопушки».

        В продуктивной деятельности дети стараются порадовать родных и друзей подарками, сделанными своими руками, делают поделки для выставок и конкурсов.

       Театрализованная деятельность  позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях. Проведение кукольных спектаклей является эффективной формой воздействия на формирование нравственно- личностных качеств. Дошкольники воспринимают театр как реальное действие, подражают любимому герою, отождествляя себя с ним. Детям в ненавязчивой форме формируются представления о добре и зле, хороших и плохих поступках, даются нравственные образцы поведения.

       Музыкальный руководитель знакомит детей с народной музыкой, танцами, песнями. Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются и родители.                                        

       В соответствие с ФГОС педагоги в группах  создают предметно-развивающую среду -  национальные уголки, с помощью которых дети  наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия, куклами в народной одежде; делают настольно-печатные игры, подбирают книги и иллюстрации, собирают картотеки народных подвижных игр, приобретают и     изготавливают персонажей настольного кукольного театра для ознакомления с народными сказками.

К этой проблеме по воспитанию духовно-нравственных качеств личности педагоги  привлекают и родителей. Семья для ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания, а все другие социальные институты призваны помочь, подержать и дополнить их воспитательную работу. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. Взаимодействие с родителями организовано в нескольких направлениях. Педагоги проводят родительские собрания, посвященные семейным традициям, привлекают семьи воспитанников к оформлению выставок к праздникам, родители помогают собирать материал для оформления национальных уголков, мамы  вяжут куклы для пальчиковых театров. Воспитатели проводят мастер-классы для детей и родителей. На мастер-классе «Изготовление тряпичной куклы», складывая из тряпичных лоскутков куклу, дети и родители занявшись творчеством, не только получили совместный опыт проживания ситуации, но и получили навыки изготовления игрушки, которые смогут повторить дома вместе со своими детьми.

        «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких усло...

Консультация для родителей на тему: "Особенности духовно - нравственного воспитания дошкольников"

В материале освещаются проблемы нравственно - духовного воспитания детей...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Методическая разработка (презентация)Цель духовно-нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:·         формировании любы...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...