Особенности интеллектуального развития дошкольника
статья (старшая группа)

Белякова Ида Леонтьевна

Статья, содержащая особенности интеллектуального развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobenonsti_intellektualnogo_razvitiya_doshkolnika.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Белякова Ида Леоньевна.

Особенности интеллектуального развития дошкольника.

Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Особый интерес психологов вызывает проблема развития общих интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте. Грейс Крайг пишет о том, что интеллектуальное развитие детей совершается в первую очередь в школе. Начальное обучение в школе является важной ступенью в жизни ребёнка. Между 5 и 7 годами многие перцептивно-моторные, речевые, когнитивные навыки становятся более совершенными, что значительно облегчает некоторые виды обучения и повышает их эффективность. О.К. Тихомиров отмечает, что для развития интеллектуальных способностей наиболее чувствительным является возраст от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, а именно в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием конструкторской, продуктивной, художественной деятельности у детей складывается сложные виды перцептивной аналога – синтетической деятельности. Содержание деятельности приобретает перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо очертания выделяется и структура предмета, пространственные особенности и соотношения его частей. Перцептивные действия формируются в обучении, в их развитии действий происходит ряд этапов. На первом этапе процесс формирования начинается с материальных и практических действий, выполняемые с незнакомыми предметами. На втором этапе перцептивными действиями становятся сенсорные процессы, преобразовавшиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторного аппарата и предвосхищающих выполнение практического действия с восприятием предмета. На третьем этапе, как отмечает Н.Н. Поддъяков, перцептивные действия становятся более свернутыми, скрытыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие внутри начинают выглядеть пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознание и на подсознательном уровне у ребенка. Рассмотрим более подробно теорию развития интеллектуальных способностей по Ж. Пиаже. Новорожденный ребёнок содержит определённые схемы поступков, дозволяющие ему улаживать различные познавательные задачи, весомую роль играют уже имеющие рефлексы. Эти схемы поступков станут сравнительно ординарными у малыша, разыскивающего спрятанную под подушку вещь. И довольно сложными для ребенка, решающего задачку в гипотетичном проекте, с поддержкой формальной логики. Но, автономно от степени проблемы стоящих перед чадом задач, им применяется 2 ведущих механизма – ассимиляции и аккомодации. Адаптацию к находящейся вокруг среде с поддержкой данных 2-ух устройств, по воззрению, Пиаже обуславливает собственного семейства становления по спирали индивида. Разглядим воздействие данных устройств. Когда свежая задачка изменяется и подгоняется под уже имеющуюся схему воздействия, случается ассимиляция – подключение свежей проблемной истории в состав тех, с которыми ребёнок овладевает без конфигурации наличных схем воздействия. При аккомодации схемы поступков меняется так, дабы, возможно, было их использовать, к свежей задаче. В процессе приспособления к свежей проблемной истории ассимиляция и аккомодация соединяются, их хитросплетение выделяет приспособление. А заканчивает приспособление установление равновесия, когда запросы среды (задачи), с одной стороны, и схемы поступков, которыми ребёнок обладает, - с иной, приходят в соотношение. Умственное становление, по Ж. Пиаже, жаждет к размеренному равновесию. На любом возрастном рубеже равновесие нарушается и восстанавливается, и абсолютная закономерная уравновешенность достигается лишь только в подростковом возрасте, на уровне формальных операций. Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того, можно говорить о деятельной природе интеллекта. Ребёнок познает окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него. И, чтобы познать объекты, он их трансформирует - производит действия с ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансформациями. Первоначально, у маленького ребенка, это внешние действия с предметами. Собственно интеллектуальная деятельность производна от материальных действий, ее элементы представляют интериоризованные действия. Познание окружающего, в результате, становится все более адекватным. На основе действия формируются новые интеллектуальные структуры. Интеллектуальное развитие ребёнка внезапно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всякий раз остается постоянным. До 7 - 8 лет взаимодействие ребёнка с миром вещей и людей подчиняется законам биологическое приспособления. Впрочем, биологическое созревание тут объединяется лишь только к открытию вероятностей развития; эти способности ещё надо воплотить в жизнь. Возрастные рамки возникновения, той или иной стадии интеллектуального становления находятся в зависимости от энергичности самого ребёнка, богатства или же бедности его спонтанного навыка, от культурной среды. К биологическим моментам на конкретном уровне становления присоединяются общественные, благодаря которым у ребёнка вырабатываются общепризнанных мерок мышления и поведения. Это довольно возвышенный и поздний уровень: только впоследствии переломного этапа (около 7 - 8 лет) общественная жизнь начинает выступать прогрессивную роль в развитии интеллекта. Ребёнок социализируется помаленьку. Социализация – по мнению А.В. Мудрик - это процесс адаптации к социальной среде, который приводит к тому, что ребёнок переходит от своей узкой позиции к объективной, учитывает точки зрения других людей и оказывается способным к сотрудничеству. Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста происходит следующим образом. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

Конспект консультации "Особенности интеллектуального развития ребенка 6-7 лет"

В материале описаны возрастные интеллектуальные особенности, показатели и нормы развития. Даны рекомендации для успешного развития ребенка этого возраста....

Формируем связную речь у воспитанников с особенностями интеллектуального развития в ДОУ

Связная речь неотделима от мира мыслей. Умение рассказывать.вступатьв диалог помогает ребенку с особенностями интеллектуального развития социализироваться, развивае его уверенность в своих силах. О то...

Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения

Краткая характеристика форм, типов и видов мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.Виды мышления, характерные для детей до школы:1. наглядно-действенное...

«Особенности интеллектуального развития дошкольников»

Доклад для педагогического совета на тему «Особенности интеллектуального развития дошкольников»...

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития дошкольников»

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вов...