Формируем связную речь у воспитанников с особенностями интеллектуального развития в ДОУ
консультация по логопедии на тему
Связная речь неотделима от мира мыслей. Умение рассказывать.вступатьв диалог помогает ребенку с особенностями интеллектуального развития социализироваться, развивае его уверенность в своих силах. О том,как же помочь ребенку с нарушением интеллекта овладеть этим умением и пойдет речь в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формируем связную речь у воспитанников с особенностями интеллектуального развития в ДОУ. | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формируем связную речь у воспитанников
с особенностями интеллектуального развития в ДОУ.
Учитель-логопед МБДОУ №21
г. Армавир, краснодарский край
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. Умение рассказывать, вступать в диалог помогает ребенку с особенностями интеллектуального развития социализироваться, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.
Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Однако в посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой и ряда других выдающихся педагогов отмечается, что умение связно говорить у детей данной категории развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Это утверждение подтверждается и на практике.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является достаточно сформированная диалогическая речь.
Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, необходимо уделять большое внимание. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием. В процессе работы по формированию диалогической речи ребенок научается слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).
Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление, 2) развитие темы, 3) концовка.
Важным этапом в развитии диалогической речи детей с особенностями интеллектуального развития является формирование умения задавать вопросы. Вначале дети учатся составлять вопросы при помощи опорных картинок, наводящих вопросов взрослого или же дети по памяти воспроизводят уже знакомые часто употребляемые в быту вопросы-шаблоны. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы без использования картинок, без предварительной беседы, самостоятельно, опираясь на прошлый опыт.
Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребенка в целом.
На подгрупповых занятиях с детьми проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям. Можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты.
Разговор с котом
- Почему ты черен, кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пес в пыли валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
— Где моя рубашка?
— Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает
рубашка.
— А где мои носки?
— Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки.
— А где мои ботинки?
— Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А
левый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пересказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, носки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) развитие смыслового программирования текста, 2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.
При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
У детей с особенностями интеллекта нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
— развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
— формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
— развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
— развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
— формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;
— развитие умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:
1. Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, т.е. развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию способности сравнивать.
2. Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:
-подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
-найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
-на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
- к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик — сачок, дедушка — лопата, девочка — кукла и т.д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3.Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
-восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;
-отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
-определить место "выпавшей" картинки среди других;
-расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
-найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
-определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
-найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
-"распутать" два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии "На снежной горке" и три картинки серии "Верный друг"). Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам. Логопедическая работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи, т.е. на вербальном уровне.
4.Работа с текстом.
В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений как смыслового программирования, так и языкового оформления текста.
Используются следующие задания:
-сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
-сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено;
-добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
-вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);
-придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка)',
-работа с деформированным текстом.
С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются и следующие специальные задания:
-назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе — словами «медведь», «он», «зверь»)',
-заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
-определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;
-закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);
-добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.
В процессе работы над связной речью с детьми с особенностями развития необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной.
Система работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности в процессе речевого взаимодействия с социумом. И самым главным критерием становления связной речи у детей такой категории является их способность и потребность использования невербальных средств выразительности как дополнение к вербальному способу общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .
Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...
Особенности связной устной речи у детей с нарушениями интеллектуального развития
Материалы II Международной научно-практической конференции (19-21 июня 2012 года)Статья учителя-логопеда...
Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития
В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....
Статья: "Особенности связной речи у воспитанников в логопедической группе дошкольного учреждения"
quot;Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная р...
Круглый стол для родителей. Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи».
Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение...
Формируем связную речь и активизируем словарь
коконсультационный буклет...
Развитие связной речи у детей с особенностями в развитии с помощью ТРИЗ технологии
Данный опыт работы заинтересует педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, желающих с помощью игровых технологий получить результаты в развитии творческого мышления, речи, по...