Выступление на родительском собрании в старшей «Б» группе Тема: «Воспитание правил поведения в природе у детей дошкольного возраста используя беседы и наблюдения»
консультация (старшая группа)
родителям о методах и приёмах знакомства детей с природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_vospitanie_pravil_povedeniya_v_prirode.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании в старшей «Б» группе
Тема:
«Воспитание правил поведения в природе у детей дошкольного возраста используя беседы и наблюдения»
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
Воспитатель: Жилина Е. В.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Ход мероприятия
Воспитатель - Уважаемые родители, мы рады приветствовать вас. Ваше присутствие означает, что нас объединяет интерес к теме сегодняшнего родительского собрания, которая заслуживает особого внимания.
Русская природа! Это — стройные сосновые леса и светлые берёзовые рощи. Это — полные свежести зелёные луга и золотистые поля. Это — торжественная сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней… Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Как приобщить ребёнка к окружающей его природе? Как развить к ней познавательный интерес? Как воспитать убеждённость в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в самых обычных? Наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы найти правильные ответы на эти вопросы, чтобы общение детей с природой было лёгким, радостным, спокойным. Надеюсь, что этому поспособствует и нынешняя встреча.
С чего начать экологическую работу? Что в ней главное?
Хочу сразу отметить, что ни старательные беседы о природе, ни многочисленные слова о красоте и чувстве прекрасного не принесут должного результата, если, образно говоря, будут соприкасаться с «листом чистой бумаги». Сознание ребёнка необходимо подготовить к восприятию прекрасного. Так называемый «лист чистой бумаги» важно предварительно покрыть чувствительным слоем.
Как это сделать? Какие методы и приёмы при этом можно использовать? Рассмотрим наиболее доступные, способствующие приобщению детей к природе. Среди них — наблюдения, беседы.
Непосредственные наблюдения в природе позволят ребёнку стать к ней ближе, оказаться лицом к лицу с чудесами живой природы, мысленно соединиться с лесом, рекой, небом. Таким образом, ребёнок впитывает красоту окружающего мира. Встреча с природой для него становится настоящим праздником, образцом для воспитания чувства меры и ответственности за своё поведение в природе.
На первое место в ходе наблюдений необходимо ставить развитие и воспитание чувств. Не зря русская пословица гласит: «Не от еды дитя растёт, а от радости». Наблюдения должны стать для ребёнка неподдельной радостью, сказкой, игрой и сюрпризом.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдений и помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях, которые его окружают. Гуляя с ребёнком, вы можете наблюдать за погодой, ветром, дождём, небом, облаками, солнцем, за различными деревьями и кустарниками, цветами, птицами и насекомыми. Так, организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность.
Ребёнку интересно наблюдать за лётом осенней паутины, за изменением окраски листьев у рябины, клёна, берёзы. А сколько радости вызывает золотой листопад, первые снежинки, останавливают внимание на себе прилетающие к кормушкам зимующие птицы.
Зимой можно понаблюдать за густым снегопадом, хрупким инеем на веточках деревьев и кустарников, рассмотреть кружевные и не похожие друг на дружку снежинки.
Весной ребёнок будет рад понаблюдать как бежит ещё тоненький ручеёк, как формируются почки, как цветёт верба, тополь, береза. Большое любопытство вызывают у ребёнка появление различных насекомых, дождевых червей.
Летом ребёнок откроет для себя разнообразие цветов, большое любопытство, хоть и кратковременное вызовет наблюдение за труженицей пчелой и порхающая бабочка, а сколько радости дарит ребёнку радуга-дуга после дождя…
Наблюдая, у ребёнка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Например: «Скоро раскроются почки и появятся зелёные листочки, так как наступила весна и чаще стало появляться солнышко, стало тепло. Зимующие птицы прилетают, потому что с наступлением весны просыпаются различные насекомые».
С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы длительное время. Это может быть всё что угодно: кошка, живущая в вашем доме, цветок на подоконнике, птицы, прилетающие к кормушке зимой за лакомством, рыбки в аквариуме, рост и созревание плодов и многое другое. Для поддержания и развития интереса ребёнка, вы можете зарисовывать свои наблюдения в альбом.
Беседуйте о природе, рассказывайте о своем детстве, о том, как вы жили, когда были маленькими, как ходили гулять в лес, на речку. Рассказывайте ребёнку обо всем, что он спрашивает. Удовлетворяйте его «почему». Причём не только рассказывайте ему, но и старайтесь, чтобы говорил и он. Обращаясь с вопросом к ребёнку, взрослый побуждает его к мыслительной деятельности, учит «смотреть и видеть», «слушать и слышать».
Беседа может строиться как на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных, так и в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.
Возможные вопросы родителей
• Как называются эти животные?
• Где они живут?
• Опиши их внешний вид.
• Каковы они по характеру и по повадкам?
• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?
Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно поделиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными, при описании их сравнивают с другими животными.
В ходе беседы можно загадать ребенку загадки.
— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.
Ребенок так же может загадать взрослому загадки о других животных.
Природа дарит человеку незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Поэтому важно воспитывать
экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание. Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но так же умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем, крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.
Обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка.
- Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не надо кричать в лесу! Не надо играть в шумные игры! Не надо слушать на природе громкую музыку!
- Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
- Не ломай ветки у деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают. Помни растение живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживая пыль!
- Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных. Бабочки, стрекозы, кузнечики - они тоже часть живой природы, они тоже всё чувствуют! Это всё красота и смотреть на них доставляет удовольствие!
- Не надо менять условия жизни животных, где они родились там они и должны жить! Есть такие животные, которые потом не принимают своих детёнышей обратно, потому что от них пахнет человеком! Это лесные животные им будет плохо в квартире рядом с человеком!
- Не оставляй мусор в лесу, парке, сквере и водоёме: Помни это дом для животных и в нём должно быть чисто!
- Не бей стёкла! Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
- Не разжигай в лесу костёр! Помни: на земле после костра пять лет не сможет расти трава!
- Не жги сухую траву в лесу или в парке! Помните: сухая трава быстро разгорается и может привести к пожару!
Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Мне хочется пожелать, чтобы вы и ваши дети стали настоящими друзьями природы. И придя домой, выйдите на улицу всей семьей, посмотрите вокруг, покормите птиц и прочитайте стихи, понаблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна. И хочется наше собрание закончить словами:
В гармонии с природой и с собою.
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании в старшей группе детского сада на тему "Особенности психического развития детей 5-6 лет"
Данная методическая разработка педназначена для педагогов-психологов детского сада....
Выступление на родительском собрании в старшей группе по теме: «Правила дорожные детям знать положено».
Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению детей ПДД и по профилактике ДТП.Уважаемые взрослые! Ответьте мне по совести, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? Кто хоть раз в свое...
Родительское собрание в старшей группе Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста".
Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей....
Выступление на родительском собрании с сообщением по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольного возраста»
Данная сообщение подходит для родителей как помощь в подготовке детей возраста 5-6 лет....
Родительское собрание в старшей группе. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста».
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование р...
Выступление. Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста
Правила поведения на природе для детей загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии. Особенно остр...