Методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста
методическая разработка

Горняева Елена Георгиевна

 

Методические рекомендации по

формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я, может быть, запомню.

Вовлеките меня, и я пойму»
Конфуций

Форма проведения: родительское собрание

Аудитория: родители детей группы раннего возраста

Участники: родители, воспитатель

Цель: Обогащение родительских представлений по вопросу формирования  навыков самостоятельности у детей раннего возраста.

Задачи:

1. Вызвать у родителей интерес к понятной теме.
2. Побуждать родителей обмениваться опытом семейного воспитания.
3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у родителей по данной проблеме

Ожидаемые результаты:

- активное включение родителей в процесс обсуждений;
- повышение уровня знаний родителей по развитию младших дошкольников;
- желание применять полученные знания в семье.

 

Актуальность:

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Чтобы научить детей самообслуживанию, требуется немало времени. Обучение детей навыкам  происходит постепенно.

Ознакомление детей с навыками  по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка со взрослым.

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания

(рекомендации для родителей)

Учитывая, что навыки у детей только формируются, старайтесь облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения.

Хвалите малыша за все. Пусть он будет уверен в том, что он «самый-самый». Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей.

Не бойтесь перехвалить своего ребенка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу.

Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение.

Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей.

Помните:

-все навыки формируются постепенно;

-лучший пример для подражания - взрослый;

- у малыша есть свои вкусы и привычки;

- в игре обучение проходит легче.

Избегайте:

- необоснованного поторапливания и одергивание детей;

- публичного осуждения малыша за неумения;

- излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания и т.д.;

-затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п.

 

Как развить у ребенка навыки самообслуживания.

В раннем детстве необходимо прививать детям навыки самообслуживания. Если заниматься с ребенком, то к 3 годам он уже сможет многие вещи делать самостоятельно, без помощи взрослых. Таким образом, уже в раннем возрасте можно развить в ребенке такие качества, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность.

Прежде всего, ребенка надо научить мыть руки, одеваться, складывать одежду, аккуратно есть, пользоваться ложкой.

Чтобы ребенок быстрее усвоил то, чему вы хотите его научить, сопровождайте свои объяснения примерами.

Например, медленно покажите ему, как нужно застегивать пуговицы. Попросите ребенка повторить то же самое. Если у него не получается, сделайте то же самое еще раз. Дождитесь, пока ребенок научится застегивать пуговицы самостоятельно.

Когда вы учите ребенка одеваться, напомните ему, что перед тем как надеть колготки, их надо собрать и натягивать на носок, а не просовывать сразу всю ногу; объясните, на какую ногу надо обувать соответствующий ботинок; где у майки лицевая сторона и изнаночная и как правильно определить, где перед.  Можно при этом читать маленькие потешки.

Например: Вот колготки, посмотри, Они сшиты изнутри, Ты дружочек, не зевай, Налицо их одевай. Что смеешься, не шучу, как надеть их, научу.

При этом поощряйте ребенка, если он справляется. Дети очень ценят одобрение, оно вселяет им чувство уверенности в себе и в свои способности. Однако не стоит усердствовать. Чрезмерная похвала может отрицательно сказаться на характере. Если ребенок один в семье, отметьте, что он сделал правильно, подчеркните, что уметь себя обслуживать необходимо.

После переодеваний не забудьте напомнить ребенку аккуратно сложить вещи в шкаф или повесить их на вешалку, покажите, в каком отделе хранится белье, носки, майки.

Для того чтобы ребенок научился владеть ложкой, используйте игровой момент. Например, возьмите две куклы и обыграйте ситуацию так, будто одна кукла показывает другой, как держать ложку.

Хорошим способом приучить ребенка аккуратно есть — сервировать стол. Положите белую скатерть, дайте ребенку белую салфетку, и он сразу станет внимательнее. Если вдруг ребенок испачкает салфетку, замените ее на другую. Ему станет неудобно и впредь малыш будет есть аккуратнее. За столом поставьте хлеб на стол и дождитесь, пока ребенок сам попросит вас передать ему его. Напомните ему поблагодарить вас за услугу.

 

Ребенок должен сам умываться и вытирать руки. Покажите ему, как пользоваться мылом, как потом тщательно промыть руки водой, чтобы смыть пену, встряхнуть руки перед раковиной, чтобы вода от рук не попадала на окружающих. Напомните, что руки надо насухо вытирать, чтобы не появилось раздражение.

Подобные, простые на первый взгляд, манипуляции воспитывают в детях упорство и дисциплинированность. Освоенные навыки помогут ребенку справляться самому и в детском саду, способствуют формированию самостоятельного мышления и даже помогут в общении, если кому-то из его друзей потребуется помощь.

Так, привитие ребенку навыков самообслуживания полезно и необходимо не только в быту, но и в процессе становления личности и формирования основных качеств характера.

По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 2,5 – 3 года, они стремятся выполнять различные действия  самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Мини-итог:

- формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.

Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе. Дети – элементарным навыкам самообслуживания. Мы – последовательности, методичности и терпению.

  1. Практическая часть.

Кому из вас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. "Я сам", - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.

1 ситуация.

Трехлетний Максим с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты,  но  наизнанку. Мать прекращает, как она говорит "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама. Малыш поднимает крик: "Я сам!" Мать строго говорит: "Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь "сам".

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мама?
  2. Каковы последствия такого поведения мамы?
  3. Бывали ли подобные ситуации у вас?
  4. Как вы выходили из них?
  5. Как лучше вести себя в таких ситуациях?

2 ситуация.

Кате 3, 5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Вопросы:

  1. Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.
  1. Работа с памятками.

На ваших столах лежат памятки.

Прочитайте их. Что для вас явилось новым? С каким из выводов  вы согласны? С каким из советом не согласны? Почему?

Комментирование, предлагаемых советов воспитателем.

  1. Слово-эстафета.

Давайте расскажем немного о своих детях. Я предлагаю вам продолжить начатое предложение, передавая друг другу "волшебную палочку".

*Мой ребенок умеет ……

*Мой ребенок научился в д/с……

*Мой ребенок, какой он ……….

Какие замечательные малыши!

  1. Подведение итогов.

Воспитатель комментирует навыки самообслуживания, которыми дети должны обладать к 3 годам.

Навыки самообслуживания, которыми дети должны обладать к 3 годам.

  1. самостоятельно мыть руки перед едой, после загрязнения, засучивая рукава;
  2. мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  3. правильно пользоваться мылом;
  4. насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;
  5. опрятно есть;
  6. держать ложку правильно;
  7. выходить из-за стола только после окончания еды;
  8. пользоваться индивидуальным полотенцем, салфеткой;
  9. самостоятельно одеваться – раздеваться, соблюдая определенную последовательность;
  10. складывать и вешать одежду на стул, в шкаф;
  11. застегивать и расстегивать пуговицы, "молнию", кнопки;
  12. зашнуровывать, расшнуровывать обувь;
  13. убирать на место игрушки и вещи;
  14. владеть элементарными видами  художественной, музыкальной, изобразительной деятельности.
  1. Подборка игр: «Игры, способствующие формированию у детей навыков самообслуживания»
  2. Итоговое анкетирование

 

 

 

 

Список литературы:

1.  М. В. Васильева « Программа воспитания и обучения в детском саду»,

2.  E. В. Моржина «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома»

3. Теленчи В.Н. «Гигиенические основы воспитания»

4. http://nsportal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

«Игры, способствующие формированию у детей навыков

самообслуживания»

Игра: «Убери со стола».

Цель: сформировать у ребенка навык самостоятельных действий: убирать посуду со стола.

Оборудование: посуда.

Ход игры: Родитель показывает ребенка, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает ему повторять за собой. При этом взрослый может комментировать свои действия: «Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.» Затем ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Усложнения: Постепенно можно просить ребенка называть каждый предмет, который он ставит на поднос.

Игра: «Кукла заболела».

Цель: научить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки или бумажные платочки (на выбор).

Ход игры: Родитель показывает ребенку куклу и говорит: «Вот наша кукла Даша, и она заболела, у нее насморк и ей так трудно дышать через нос. Но у Даши в кармане всегда лежит носовой платок. Давай поможем Даше очистить свой носик!» Взрослый также может произнести потешку:

Даша заболела, трудно ей дышать,

Будем МЫ платочком носик вытирать!

Родитель показывает ребенку, как правильно пользоваться носовым платком, демонстрируя это на кукле. Предлагает ребенку повторить действие самостоятельно на его любимой кукле, или на Даше.

Игра: «Оденем кукол».

Цель: познакомить ребенка с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляска.

Ход игры: Родитель предлагает ребенку одеть кукол и покатать их в коляске, при этом говорит: «Посмотри, какая у кукол красивая одежда! В ней точно можно пойти на улицу! Давай соберем их на прогулку». После чего, вместе с ребенком рассматриваете каждый предмет, обращая внимание на застежки, и демонстрируя способы застегивания.

Ребенку можно предложить самостоятельно одеть всех кукол, после чего покатать в коляске.

Игра: «Обед у кукол».

Цель: сформировать интерес у ребенка к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: Родитель просит ребенка накрыть стол для кукол, при этом показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Усложнения: Постепенно можно ограничиваться только фразой: «А давай покормим наших кукол, но для этого, накрой, пожалуйста, на стол!».

Игра: «Вымой руки».

Цель: научить ребенка самостоятельно мыть руки.

Оборудование: резиновый заяц (или любая другая резиновая игрушка).

Ход игры: Родитель обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки. Давай покажем Зайчику, как это правильно делать!». Родитель ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. Затем просит ребенка повторить за ним. В конце процедуры родитель от имени Зайчика хвалит ребенка.

Игра: «Волшебный шнурок».

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, научить ребенка вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки.

Ход игры: Родитель вместе с ребенком рассматривает игру-книжку, и предлагает ребенку завязать на ней шнурочки, при этом, для начала, вдев шнурки в отверстия на книге. Родитель ОБЯЗАТЕЛЬНО показывает ребенку правильность выполнения задания.

1 Этап: Показать ребенку как вдевать шнурки в отверстия на книге. Дать ребенку возможность повторить эти действия совместно с родителем. Затем предложить ребенку самостоятельно выполнить все необходимые действия.

2 Этап: Показать ребенку как завязывается узел на шнурках. Повторить совместно с ребенком, затем предложить ему завязать узел самостоятельно.

3 Этап: Показать ребенку как завязывать шнурок. Обязательно повторить ВМЕСТЕ с ребенком, держа его руки в своих руках. Затем предложить ребенку выполнить самостоятельно.

Если у ребенка не получается выполнить действия самостоятельно, родитель совместно с ним воспроизводит эти действия, помогая ребенку справиться с трудностью.

Надеюсь, рекомендации окажутся для Вас очень полезными!

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

Памятка.

Как заинтересовать ребенка процессом одевания?

  1.  Поиграйте в прятки. Радуйтесь, когда из горловины вы­глядывают озорные глазенки: «Где же наш малыш? Да, вот же он!».

 

  1. Представьте ручку малыша в виде поезда, который за­ходит в тоннель-рукав: «Ту-ту-ту!». Кулачок становится паровозиком. Также кулачок может стать мышонком, юркнувшим в свою норку.

 

  1. Можно взять любимую игрушку (желательно, чтобы она имела отчетливо выраженные и гибкие лапы) и предложить ребенку одеться с ее помощью. Иногда бы­вает достаточно предложить позвать игрушку посмот­реть, как проходит одевание. Здесь важно не сорваться в нравоучение типа: «Вот позову сейчас Мишку, пусть он посмотрит, как ты не умеешь одеваться!». Лучше вы­держать дружеский тон: «Мишка придет поддержать, поболеть за тебя!». В этом случае ребенок приложит усилия, чтобы не ударить в грязь лицом перед мишкой.

 

  1. Вспомните стихотворение С, Я. Маршака «Рассеянный с улицы

 Бассейной» и поиграйте в «рассеянного», зада­вая ребенку вопросы: «Куда же надеть носочки? Навер­ное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет? Как же разобрать­ся? Кто же поможет? Что надеть сначала: трусики и колготки?».

 

  1. Не упускайте возможности потренироваться на кукол­ках и зайчиках. Здесь можно проговаривать последо­вательность и логику одевания.

 

Для обучения самостоятельному одеванию необходимо взять одежду, которая нравится самому ребенку. Родители при этом должны располагать некоторым количеством сво­бодного времени: уроки одевания ни в коем случае нельзя проводить в спешке. Когда навыки одевания уже достаточно крепки, можно организовывать соревнования на скорость одевания среди членов семьи.

                                     

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Что побудило Вас прийти на собрание:
  • ваша дисциплинированность;
  • интерес к поднятой теме;
  • любопытство;
  • неоднократное приглашение воспитателей;
  • не знаю.
  1. Какая часть собрания показалась Вам наиболее интересной:
  • вступление;
  • основная часть;
  • практическая часть (дискуссия);
  • слово-эстафета;
  • заключительная часть
  1. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьей?  Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Насколько полезны такие встречи?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши предложения, пожелания по вопросам подготовки и проведения следующего собрания. Какие темы хотелось бы поднять?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Благодарим за участие!

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...

Программа взаимодействия с родителями II группы раннего возраста «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов...