Методическая разработка проекта: «Использование игровых приёмов в формировании трудового навыка самообслуживания у детей раннего возраста»
методическая разработка по обж

 формирование трудового навыка самообслуживания у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка49.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Использование игровых приёмов в формировании трудового навыка самообслуживания у детей раннего возраста»

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=216690343-34-72&n=21 Воспитатель

Орлова О.В

Санкт-Петербург 2019 г.

Паспорт проекта

1

Тема проекта

Использование игровых приёмов в формировании трудовых навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

2

Проблема

У большинства детей младшего дошкольного возраста не  сформированы основные навыки по самообслуживанию. Родители не акцентируют внимание на необходимости обучения детей правилам самообслуживания в форме игровых приемов.

3

Сроки реализации проекта

с 01.04.21 по 22.04.21

4

Вид проекта

групповой, познавательно-игровой, социально – коммуникативный, практический, краткосрочный.

5

 Участники проекта

Дети группы № 10, 2- 3 года,

Педагоги: воспитатели Орлова О.В и Большакова Ю.А.

Родители группы

6

Обоснование проекта

Формирование положительного отношения к трудовым навыкам самообслуживания в игровой форме.

7

Актуальность

«Я сам! » - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. У маленьких детей самообслуживание связано с процессом одевания, раздевания, приёмом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование мылом, полотенцем, носовым платком и т. д.)

С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно через игру и игровые приёмы научить детей само обслуживать себя.

Требуется огромное трудолюбие, а так же педагогический такт, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Поэтому решающее значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют, скрыть педагогическую позицию и более активно воздействовать на малыша.

8

Новизна

Формирование устойчивого поведения, самостоятельности, умение совместно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца интересно, радостно и увлекательно, используя игровые методы.

9

Цель проекта

создание условий для формирования трудовых  навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

10

Задачи

  • Обогащение позитивного эмоционального опыта через игру;
  • Развитие навыков самообслуживания посредством игры:

-формирования навыка пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.

-обучения детей под контролем взрослого мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

- формирования умения при небольшой помощи взрослого снимать и надевать одежду и обувь.

  • Создание условий для вовлечения родителей в педагогический процесс в ДОУ.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других детей и его результатам.

11

Этапы работы

1.Подготовительный 

Цель: Ознакомление всех участников проекта с темой и целью.

2.Организационный (организационный)

Цель: Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, Интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; изготовление наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала. Создание условий для формирования трудовых навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста через игровую деятельность

3.Основной (внедренческий).

Цель: обеспечение прочности навыков, формирование потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию

4.Заключительный (обобщающий).

Цель: закрепление и выполнения знаний полученных в игровой продуктивной, расширение знаний через художественное слово.

12

Ожидаемые результаты

  • Оформление фотоматериалов, создание мультимедийной презентации проекта 
  • Сформированы трудовые навыки самообслуживания через игровые технологии;
  • Сплочение детского коллектива, развитие взаимопонимания между детьми и родителями.

13.Перспективное планирование

1.Подготовительный (01.04.2016г.)

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Педагогическая диагностика уровня трудовых навыков самообслуживания у  детей

1 апреля

Анализ результатов, выявление актуальности запланированного.

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Постановка проблемы «Для чего нужно быть самостоятельным»

Познакомить с темой: Использование игровых приемов в формировании трудовых навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Разработка содержания проекта:

«Учимся преодолевать трудности играя»

01.04

У детей определен интерес к предстоящей деятельности.  

Определены основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Знакомство родителей с предстоящим проектом «Использование игровых приемов в формировании трудовых навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Создание условий для формирования трудовых  навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

1 апреля

Вызван интерес к предстоящей деятельности.

Ознакомление с результатами педагогической диагностики уровня трудовых навыков самообслуживания у детей

1апреля

Анализ результатов, выявление актуальности запланированного.

Подготовка предметно-пространственной среды

01.04.2016

Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры.

2. Организационный (04-05.04.2016)

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Подбор  в группе наглядных картинок «Алгоритм процесса одевания и раздевания, умывания, накрывания на стол) 

В ходе реализации проекта

Дети повторяют и запоминают порядок выполнения действий

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно- методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

04.04.2016

Повышена компетентность педагогов

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Разработка конспектов занятий и создание картотеки игр по формированию КГН

05.04.2013

Повышена компетентность педагогов по теме.

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Консультация «Какие навыки по самообслуживанию должны быть сформированы у детей»

05.04.2013

Повышена компетентность родителей по теме.

3.Основной (06-20.04.2016г.)

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ООД Аппликация «Упаковка для мыла»

В ходе реализации проекта

Закрепление знаний в продуктивной деятельности

Рисование  «Королева носовых платочков»

Лепка «Здоровые зубы»

ОО «Физическое развитие»

Подвижные игры «Зайка серый умывается», «Все котятки мыли лапки».

Малоподвижные игры «Кто быстрее…»

В ходе реализации проекта

Закрепление знаний в подвижных играх

ОО Социально-коммуникативное развитие

Ролевая  игра «Приключения зайчишки»

В ходе реализации проекта

В играх происходит закрепление и выполнения знаний

С/р игры: «Помощники», «Дочки-матери» (сюжет одеваемся на улицу, помоем дочку, дочек испачкалась и др.),

Игровая деятельность:

 Дидактические игры  «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя хочет спать», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя одевается», «Кукла Катя обедает».

Д/И «Что делают дети», «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию»

 Д/И  «Сделаем куклам разные прически», «Что сначала, что потом», «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши», «Поможем куклам накрыть на стол».

Д/упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать», «Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик».

Игровые ситуации :«Кукла Катя не хочет мыть руки», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к приходу гостей».

Сюжетно – дидактическая игра «Поможем рыдающему зайчику, который не умеет сам одеваться»

Ребёнок начинает сам одеваться и показывать зайке, как надо делать. Зайка хвалит своего помощника

ОО «Познавательное развитие»

Экспериментирование «Игры с водой», «Игры с мыльными пузырями»

В ходе реализации проекта

Сформирование  знания  в игровой деятельности

Игра-путешествие «В стране Мойдодыра»

Игровое моделирование «Одеваем куклу гулять»

Игровое моделирование «Сервировка стола»

Непосредственно образовательная деятельность:

Тема: Учим куклу Дашу мыть руки

тема: Научим куклу раздеваться

тема: Рассматривание одежды куклы Кати

тема: Кукла Катя заболела

тема: Здоровые зубы здоровью любы

тема: У куклы болят зубы

ОО «Речевое развитие»

А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка… », «Травка-муравка», «ночь прошла, темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела».

В ходе реализации проекта

расширение знаний через художественное слово

Инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо,

 например: «Как Хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно»,

Беседы  «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? », «Почему у кукол грязное полотенце? », «Почему Хрюшу не приглашают в гости? » «Когда надо мыть руки? », «От чего болят зубы? », «Что значит быть здоровым? », «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра».

Рассматривание и обсуждение картин: «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Игра с куклой».

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Консультации

«Использование потешек в организации режима дня детей» 

 «Правила поведения за столом»

15.04.2016

Повышение компетентности педагогов

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Консультация

 «Как научит ребенка одеваться»

17.04.2016

Повышение компетентности родителей

Выставка книжек-малышек

18.04.2016

Родители представили продукт совместной деятельности с детьми.

4. Заключительный (19-22.04.2016г.)

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Мини-театр «Мойдодыр»

22.04.2016

Закрепление знаний

Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

 Анализ проекта

22.04.2016

Определен результат проекта.

Презентация проекта

Педагоги имеют представление о создании условий для формирования трудовых  навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Изготовление коллажа «Я сам!»

14.Результат:

Дети:

У  детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем.

Работа по совершенствованию у детей навыков самообслуживания продолжается, мы используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, действуя в тесной связи с родителями. 

По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.

Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знани

Педагоги: 

Условия для организации деятельности  были оценены положительно и педагогическим коллективом и родителями;

 

Разработанный краткосрочный план работы с детьми второй младшей- средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с трудовыми навыками, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;

Родители:

Родители ответственнее стали подходить к воспитанию детей, повышена компетентность их знаний.

  15.Литература:

2. Бочкарева О. И. «Организация деятельности по формированию культурно – гигиенических навыков и этикета. », 2008 г.

3. Данилов И. «Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников», 2009 г.

4. Доронова Т. Н. «Радуга. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада», 1993 г.

5. Жукова Р. А. «Трудовое воспитание. Разработка занятий.», 2009 г.

6. Капалыгина И. И. «Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни младших школьников. Теория и практика», 2008 г.

7. Фесюкова Л. Б. «Открытые занятия в младших группах детского сада. Методическое пособие + цветные демонстрационные рисунки», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»

Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанияу детей раннего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...

Актуализация знаний педагогов по теме "Методы и приёмы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

С первых дней жизни при формировании навыков самообслуживания идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых....