Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего возраста.
Правильное проведение режимных процессов является условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, глубокого сна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 19.67 КБ |
zanyatie_2.docx | 17.17 КБ |
zanyatie_3.docx | 15.38 КБ |
zanyatie_4.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Оденем куклу на прогулку.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять запас понимаемых слов: простейших бытовых действий (раздеваться, одеваться), названий частей тела.
- Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
- Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
- Расширять и обогащать словарный запас существительными, обозначающими название одежды, обуви; глаголами, обозначающими бытовые действия, противоположные по значению (снимать - надевать).
- Приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, колготки, валенки, расстегнутые туфли, шорты и юбки); снимать и надевать перечисленную одежду в определенном порядке.
Развивающие:
- Помогать детям, запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять шорты, носочки, взять колготки, надевать на ноги, помогать натягивать руками и т. д.)
- Развивать движения в соответствии с текстом.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя
Наглядные: показ выполнения действий, рассматривание частей тела
Практические: сюрпризный момент, поощрение, использования метода «пассивных действий», игры с ножками, пальчиками.
Материал:
Кукла Катя с набором одежды (носки, колготки, сапоги, кофта, шубка, шапка, шарф, варежки).
Предварительная работа: рассматривание одежды, дидактическая игра «Оденем куклу Катю», чтение стихов.
Индивидуально-дифференцированная работа:
*упражнять в нахождении одежды – Ваню, Дашу и **названии ее – Рома, Матвей.
Упражнять в различении цвета: красный, синий – Настя, Полина
Ход занятия:
Дети играют. Раздаётся стук в дверь. Появляется кукла Катя.
- Здравствуйте, ребята! Вы пойдете гулять? Возьмите меня с собой.
- Катенька, на улице холодно, нужно одеваться.
- Я не умею (кукла плачет).
- Ребята давайте пожалеем Катю и научим одеваться.
Дети обнимают куклу, гладят по головке.
- На улице холодно, снега много намело, поэтому нужно одеваться тепло.
- Посмотрите, что надето на Кате? – желтое платье.
- Покажи, Настенька, где у тебя платье? (ребенок показывает платье на себе)
- Красивое платье у Насти!
- Покажи Полина нам свое платье?
Воспитатель побуждает детей показать одежду на себе.
- Матвей, покажи, где твои ножки? Что на ножках у Матвея? - белые носочки и сандалии. И у Кати на ножках носочки и туфельки.
- Такая чистая и красивая у вас одежда!
- Но так нельзя идти гулять. Нельзя? - нет.
Воспитатель раскладывает одежду в той последовательности, как одевать.
- Посмотрите, какую одежду принесла Катя.
- Сначала надо снять туфельки и носочки. Помоги Рома снять Кате туфельки и носочки. Теперь наденем Кате колготки.
- Алена, где у Кати колготки? (ребенок приносит колготки, помогает воспитателю надеть их на куклу).
Все свои действия воспитатель сопровождает словом.
- Сначала натянем на одну ногу, потом на другую. Подтянем вверх. Вот колготки и надели. Спасибо, Алена.
- А что сейчас будем надевать? Воспитатель показывает картинку с изображением носок.
- Правильно, носки. Матвей, подай, пожалуйста, красные носки. А потом наденем? Воспитатель показывает картинку с изображением штанов - Штаны.
- Молодцы, давайте наденем ей синие штаны. Алена, помоги мне, пожалуйста.
- Ребята, что еще нужно надеть на ножки? Дети показывают, приносят сапожки. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая показом.
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки!
Этот с правой ножки!
- Матвей, давай наденем вместе сапожки.
- Катины ножки оделись тепло, скоро они побегут по дорожке.
Игра «Маленькие ножки бегут по дорожке…»
Маленькие ножки бегут по дорожке топ-топ-топ.
Большие ноги идут по дороге топ-топ-топ.
Дети двигаются в соответствии с текстом.
- Теперь надо спрятать ручки. Что наденем на Катю? - Воспитатель показывает картинку с изображением кофты - Кофту.
- Лера, помоги мне, пожалуйста, надеть Кате кофту. Какая кофта у Кати? – синяя. Чтобы было тепло, все пуговки застегнем.
-Можно Кате идти гулять? – нет. Что она не одела на голову? – шапку.
- Где у ребяток голова? Покачайте головкой. А где у ребяток ушки?
Дети качают головой из стороны в сторону, вперед, по показу воспитателя. Показывают уши.
- Спрячем ушки, наденем Кате шапочку. Рома, дай, пожалуйста, мне красную шапку.
-Хорошая шапка у Кати, тёплая, зимняя, давайте наденем и завяжем ей шапку. А сейчас что наденем? Воспитатель показывает картинку с изображением шубы - Шубку.
Воспитатель читает стихотворение, сопровождая показом.
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька.
Шапка бобровая,
Катя чернобровая.
- Шубка у Кати тёплая, зимняя. Настя, помоги мне, пожалуйста, надеть шубку.
-Чтобы ветер не продул Кате шею, что наденем? - Шарф. Какого цвета шарф?
- Рома, наденем Кати красный шарф - ребенок выбирает и несет воспитателю красный шарф.
- Что мы не надели Кати? - Воспитатель показывает варежки.
- Вот они Катины варежки.
Воспитатель читает стихотворение и надевает кукле варежки.
Катя варежку надела
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
- А где у ребяток пальчики?
Игра с пальчиками.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький.
Этот пальчик толстячок,
Все мы вместе кулачок.
- Катя, мы тебя одели в тёплую одежду. Теперь тебе можно идти гулять.
Кукла благодарит детей: «Спасибо дети, мне тепло будет гулять».
- Катя, ребятам тоже надо одеться на прогулку. Ты посиди в раздевалке и посмотри, как они одеваются.
Дети идут в раздевалку, воспитатель напоминает им последовательность одевания.
Предварительный просмотр:
Тема: «Девочка чумазая».
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться своим полотенцем.
- Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно», и действовать в соответствии с их назначением.
- Расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, полотенце); простых бытовых действий (умываться, вытираться); названий частей тела (руки, лицо, нос, рот, глаза).
- Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
- Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
Развивающие:
- Помогать детям, запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом, вытереть их полотенцем).
- Развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- Формировать поведение детей, соответствующим нормам: садиться за стол с чистыми руками.
- Формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. Поддерживать стремление к самостоятельности.
Методы и приемы:
Наглядные: показ действий
Словесные: художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя
Практические: игровая мотивация, показ выполнения действий, поощрение, использования метода «пассивных действий».
Предварительная работа: игры-занятия с куклой, мишкой: «Катя умывается», «Мишка в гости собирается». Рассматривание одежды, умывальных принадлежностей. Пример взрослого во время режимных моментов.
Индивидуально-дифференцированная работа:
Учить пользоваться мылом – Слава, Ярослав; полотенцем – Настя, Ваня.
Закреплять название частей тела – Кристина, Слава, Ярослав
Ход занятия:
Дети играют в группе, раздается стук в дверь и появляется кукла Катя. У нее испачканы руки и лицо.
- Ой, ребята, кто это к нам пришел?
- Здравствуй девочка чумазая, где ты руки так измазала?
- Я на солнышке лежала, руки кверху я держала,
Вот они и загорели.
- Ай-ай-ай! Да ведь это же грязь! Нельзя ходить с грязными руками. Это плохо. Нужно всегда мыть руки и лицо.
- Рома, Лера, Алена давайте поможем кукле привести себя в порядок, вымыть руки и личико, да? - Да.
- Сейчас мы научим тебя умываться, и ты станешь красивой девочкой.
Идем с куклой в умывальную к раковинам, открываем кран – сначала с холодной водой, затем с горячей, делая теплую воду. Все действия сопровождаются словами.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
- Сделаем теплую водичку.
- Но сначала надо засучить рукава.
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
Буль-Буль-Буль, журчит водица,
Все ребята любят мыться!!!
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
- Намочим Кате руки водой, затем возьмем мыло и намылим их.
- Рома, покажи, пожалуйста, как нужно брать мыло и намыливать руки.
- Что ты взял, Рома? - мыло.
Мыло душистое, белое мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкой!
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло-
Мыло тебя, наконец, бы отмыло!
- Возьмите мыло, сложи ладошки лодочкой, набери водички, смочи ручки, а теперь намыль их мылом, потри ладошка об ладошку – вот так.
- Молодец, правильно.
В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем.
Моем руки быстро, быстро, быстро,
Моем руки чисто, чисто, чисто.
- Давайте, и лицо помоем Кате, чтобы у нас она была чистая и красивая!
- Вот мы с вами вымыли руки, личико, теперь отожмем водичку с рук. Сделаем «замочек», отожмем водичку и стряхнем, чтоб водичка не капала на пол. Молодцы! А что же теперь нужно нам сделать?
- Правильно, Рома, вытереть руки и лицо своим полотенцем!
-Алена, где твое полотенце? Покажи, какая у тебя картинка нарисовано? – Леечка. Берем полотенце на ладошки. Покажи свои ладошки.
Помогаю, кладу полотенце на ладошки, чтобы оно было в развернутом виде.
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Мы ребята-молодцы!
Сами умываемся.
Полотенчиком своим
Сухо вытираемся.
- Все ребята умылись, стали чистыми и красивыми, и кукла Катя тоже стала чистой.
- Спасибо, ребята, вам, что помогли мне умыться, теперь я тоже как вы буду сама умываться с мылом и вытираться полотенцем.
- Как хорошо, что мы научили Катю умываться.
Предварительный просмотр:
Тема:
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение (ложка, тарелка, чашка, блюдце).
- Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
- Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
- Учить есть ложкой. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослого (как умеют), задвигать стул.
Развивающие:
- Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом.
- Развивать внимание, память, восприятие, используя окружающую обстановку и общение с ребенком.
Воспитательные:
- Воспитывать элементарные навыки культуры поведения.
- Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
- Поощрять самостоятельную деятельность детей.
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово, чтение потешек, стихов, песенок; вопросы, напоминание.
Наглядные: рассматривание картины «Дети обедают», показ выполнения действий
Практические: игровая мотивация, поощрение, показ выполнения действий, использования метода «пассивных действий».
Материал: набор чайной и столовой посуды, куклы.
Предварительная работа: Игры-занятия с куклой, мишкой: «Накормим куклу обедом», рассматривание посуды, картины «Дети обедают». Пример взрослого во время режимных моментов.
Индивидуально-дифференцированная работа:
Ход занятия:
Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель вносит в группу картину «Дети обедают», обращает внимание детей на нее.
- Посмотрите, ребята, на картине нарисованы дети. Они сидят за столом и кушают.
Когда я кушаю –
Никого не слушаю...
- На столе стоит посуда.
Обращаю внимание на посадку детей за столом, на то, что дети держат ложку в правой руке. Напоминаю, что есть надо аккуратно.
- Посмотрите, девочка ест суп из тарелки. (Воспитатель показывает девочку и просит кого-либо из детей показать тарелку.)
Глубоко - не мелко,
Корабли в тарелках:
Лука головка, красная морковка,
Петрушка, картошка и крупки немножко,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!!!
-Это что в руке у девочки? - ложка.
-Покажи ложку, Алена.
-А эта девочка уже съела суп и пьет чай из чашки.
-Покажи, Рома, где чашку? Скажи «чашка».
-Мальчик тоже ест суп. Покажи, Лера мальчика, (показывает).
-Вот у него ложка в руке. Что у мальчика в руке? (ответ детей).
-А кто это сидит на табуретке?
-Что делает кукла?
-Покажи, Рома, где чашка, блюдце у куклы?
Дети и кукла едят аккуратно. Платья и рубашки у них чистые. (Обобщение
воспитателя по картинке). А ножки у детей дружно сидят за столом? Коленочки вместе - они дружатся.
- Когда дети покушают, они встают из-за стола и что говорят?
- Спасибо! (отвечают дети)
...А поел(а)-встал(а) «спасибо» сказал(а).
- А я вам отвечаю «На здоровье»
Предварительный просмотр:
Тема: Баю-баюшки-баю.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять запас понимаемых слов: простейших бытовых действий (раздеваться, одеваться), названий частей тела.
- Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
- Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
- Приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать расстегнутые туфли, носочки, платье); снимать перечисленную одежду в определенном порядке.
- Расширять и обогащать словарный запас существительными, обозначающими название одежды, обуви.
Развивающие:
- Помогать детям, запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (снять платье, затем туфли, носочки)
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
Методы и приемы:
Наглядные: показ выполнения действий.
Словесные: чтение стихов, песенок; напоминание, просьбы.
Практические: Сюрпризный момент, поощрение.
Материал: Кукла Катя с набором одежды (туфли, носки, платье, трусики), кровать, матрас, простынь, подушка, одеяло. Магнитофон.
Предварительная работа: Рассматривание кровати, одежды; дидактическая игра «Уложим куклу спать». Ежедневное укладывание детей спать.
Индивидуально-дифференцированная работа:
Закреплять названия одежды и постельных принадлежностей *показывая их – Слава, Ваня, Ярослав, Настя и **называя – Рома, Матвей, Алена.
Ход занятия.
Звучит тихая нежная музыка.
- Ребята, куколка Катя погуляла с нами, покушала, устала, и спать захотела.
Мы гуляли, мы гуляли
И немножечко устали,
Чтобы сил еще набрать
Надо нам чуть- чуть поспать.
- Где у куклы кроватка стоит?
Дети показывают кровать.
- Давайте постелем на матрас простынку. Алена принеси, пожалуйста, простынку.
Воспитатель стеллит на матрас простынку.
- А где же мягкая подушка? Рома положи, пожалуйста, ее на кровать.
Ребенок выполняет просьбу воспитателя.
- Чем мы укутаем Катю, чтобы ей было тепло? – одеялом. Принеси, пожалуйста, Настя.
- Кроватка готова и ждет Катю спать.
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в кроватку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой мотает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
- Давайте кукле Кате поможем раздеться.
- Куда мы повесим Катину одежду? – на стульчик. Рома, принеси, пожалуйста, стульчик для Кати.
- Что снимаем сначала с куколки, Алена? - Платье.
- Поднимаем ручки куколке и снимаем платье. Вот как хорошо! Платье повесим аккуратно.
Раздевание идет сверху, то есть сначала надо снять платье или рубашку, а затем туфли, шорты и носки или колготки.
- Настя, помоги снять туфельки куколке Кате.
- Рядышком ставь туфельки у стульчика, чтобы они «дружились»!
Задвигает туфли под стул.
-Затем снимаем куколке желтые носочки. Сначала с одной ножки, потом с другой.
Ребенок снимает носки, кладет на стул.
- Молодцы, дети, помогли кукле Кате раздеться.
- Алена, положи, пожалуйста, куколку на подушку, и накрой одеялом.
Спи моя хорошая,
Баю-бай, баю-бай!
Куколка любимая
Глазки закрывай.
Ты закроешь глазки,
И приснится сказка:
Про кота мурлыку,
Журавля – курлыку,
Лисоньку – хитрюлю,
Мышку – крохотулю,
Зайчика – хвастушку
И жужжалку – мушку,
Про шмеля – гуделку,
Хлопотушку белку,
Про сластену – мишку,
Спи моя малышка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Консультация для педагогов и родителей...
«Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста».
родительское собрание...
Консультация для воспитателей и будущих родителей на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Воспитание культурно-гигиенических навыков - одна из главных задач воспитания детей раннего возраста. Сюда входит: воспитание опрятности, содержание в чистоте лица, тела. прически, одежды, обуви; восп...
"Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....
План самообразования на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научить понимать их...
Отчет о реализации проекта "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Приобщение детей младшего возраста к ЗОЖ...