Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Жарикова Людмила Александровна

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего возраста.

Правильное проведение режимных процессов является условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, глубокого сна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx19.67 КБ
Файл zanyatie_2.docx17.17 КБ
Файл zanyatie_3.docx15.38 КБ
Файл zanyatie_4.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Оденем куклу на прогулку.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять запас понимаемых слов: простейших бытовых действий (раздеваться, одеваться), названий частей тела.
  2. Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
  3. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
  4. Расширять и обогащать словарный запас существительными, обозначающими название одежды, обуви; глаголами, обозначающими бытовые действия, противоположные по значению (снимать - надевать).
  5. Приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, колготки, валенки, расстегнутые туфли, шорты и юбки); снимать и надевать перечисленную одежду в определенном порядке.

Развивающие:

  1. Помогать детям, запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке  взрослого действий (взять шорты, носочки, взять колготки, надевать на ноги, помогать натягивать руками и т. д.)
  2. Развивать движения в соответствии с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Методы и приемы:

Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя

Наглядные: показ выполнения действий, рассматривание частей тела

Практические: сюрпризный момент, поощрение, использования метода «пассивных действий», игры с ножками, пальчиками.

Материал:

Кукла Катя с набором одежды (носки, колготки, сапоги, кофта, шубка, шапка, шарф, варежки).

Предварительная работа: рассматривание одежды, дидактическая игра «Оденем куклу Катю», чтение стихов.

Индивидуально-дифференцированная работа:

*упражнять в нахождении одежды – Ваню, Дашу и **названии ее – Рома, Матвей.

Упражнять в различении цвета: красный, синий – Настя, Полина

Ход занятия:

Дети играют. Раздаётся стук в дверь. Появляется кукла Катя.

- Здравствуйте, ребята! Вы пойдете гулять? Возьмите меня с собой.

- Катенька, на улице холодно, нужно одеваться.

- Я не умею (кукла плачет).

- Ребята давайте пожалеем Катю и научим одеваться.

Дети обнимают куклу, гладят по головке.

- На улице холодно, снега много намело, поэтому нужно одеваться тепло.

- Посмотрите, что надето на Кате? – желтое платье.

- Покажи, Настенька, где у тебя платье? (ребенок показывает платье на себе)

- Красивое платье у Насти!

- Покажи Полина нам свое платье?

Воспитатель побуждает детей показать одежду на себе.

- Матвей, покажи, где твои ножки? Что на ножках у Матвея?  - белые носочки и сандалии.  И у Кати на ножках носочки и туфельки.

- Такая чистая и красивая у вас одежда!

- Но так нельзя идти гулять. Нельзя?  -  нет.

Воспитатель раскладывает одежду в той последовательности, как одевать.

- Посмотрите, какую одежду принесла Катя.

- Сначала надо снять туфельки и носочки. Помоги Рома снять Кате туфельки и носочки. Теперь  наденем Кате колготки.

- Алена, где у Кати колготки? (ребенок приносит колготки, помогает воспитателю надеть их на куклу).

Все свои действия воспитатель сопровождает словом.

- Сначала натянем на одну ногу, потом на другую. Подтянем вверх. Вот колготки и надели. Спасибо, Алена.

- А что сейчас будем надевать? Воспитатель показывает картинку с изображением носок. 

- Правильно, носки. Матвей, подай, пожалуйста, красные носки. А потом наденем? Воспитатель показывает картинку с изображением штанов - Штаны.

- Молодцы, давайте наденем ей синие штаны. Алена, помоги мне, пожалуйста.

- Ребята, что еще нужно надеть на ножки? Дети показывают, приносят сапожки. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая показом.

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки!

Этот с правой ножки!

- Матвей, давай наденем вместе сапожки.

- Катины ножки оделись тепло, скоро они побегут по дорожке.

 

Игра «Маленькие ножки бегут по дорожке…»

Маленькие ножки бегут по дорожке топ-топ-топ.

Большие ноги идут по дороге топ-топ-топ.

Дети двигаются в соответствии с текстом.

- Теперь надо спрятать ручки. Что наденем на Катю? - Воспитатель показывает картинку с изображением кофты - Кофту.

- Лера, помоги мне, пожалуйста, надеть Кате кофту. Какая кофта у Кати? – синяя. Чтобы было тепло, все пуговки застегнем.

-Можно Кате идти гулять? – нет. Что она не одела на голову? – шапку.

- Где у ребяток голова? Покачайте головкой. А где у ребяток ушки?

Дети качают головой из стороны в сторону, вперед, по показу воспитателя. Показывают уши.

- Спрячем ушки, наденем Кате шапочку. Рома, дай, пожалуйста, мне красную шапку.

-Хорошая шапка у Кати, тёплая, зимняя, давайте наденем и завяжем ей шапку. А сейчас что наденем? Воспитатель показывает картинку с изображением шубы - Шубку.

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая показом.

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька.

Шапка бобровая,

Катя чернобровая.

- Шубка у Кати тёплая, зимняя. Настя, помоги мне, пожалуйста, надеть шубку.

-Чтобы ветер не продул Кате шею, что наденем? - Шарф. Какого цвета шарф?

- Рома, наденем Кати красный шарф  - ребенок выбирает и несет воспитателю красный шарф.

- Что мы не надели Кати? - Воспитатель показывает варежки.

- Вот они Катины варежки.

Воспитатель читает стихотворение и надевает кукле варежки.

 Катя варежку надела

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

- А где у ребяток пальчики?

Игра с пальчиками.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький.

Этот пальчик толстячок,

Все мы вместе кулачок.

- Катя, мы тебя одели в тёплую одежду. Теперь тебе можно идти гулять.

Кукла благодарит детей: «Спасибо дети, мне тепло будет гулять».

- Катя, ребятам тоже надо одеться на прогулку. Ты посиди в раздевалке и посмотри, как они одеваются.

Дети идут в раздевалку, воспитатель напоминает им последовательность одевания.



Предварительный просмотр:

Тема: «Девочка чумазая».

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться  своим полотенцем.
  2. Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно», и действовать в соответствии с их назначением.
  3. Расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, полотенце); простых бытовых действий (умываться, вытираться); названий частей тела (руки,  лицо, нос, рот, глаза).
  4. Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
  5. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.

Развивающие:

  1. Помогать детям, запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом, вытереть их полотенцем).
  2. Развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

  1. Формировать поведение детей, соответствующим нормам: садиться за стол с чистыми руками.
  2. Формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. Поддерживать стремление к самостоятельности.

Методы и приемы:

Наглядные: показ действий

Словесные: художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя

Практические: игровая мотивация, показ выполнения действий, поощрение, использования метода «пассивных действий».

Предварительная работа: игры-занятия с куклой, мишкой: «Катя умывается», «Мишка в гости собирается». Рассматривание одежды, умывальных принадлежностей. Пример взрослого во время режимных моментов.

Индивидуально-дифференцированная работа:

Учить пользоваться мылом – Слава, Ярослав; полотенцем – Настя, Ваня.

Закреплять название частей тела – Кристина, Слава, Ярослав

Ход занятия:

Дети играют в группе, раздается стук в дверь и появляется кукла Катя. У нее испачканы руки и лицо.

- Ой, ребята, кто это к нам пришел?

- Здравствуй девочка чумазая, где ты руки так измазала?

- Я на солнышке лежала, руки кверху я держала,

Вот они и загорели.

- Ай-ай-ай! Да ведь это же грязь! Нельзя ходить с грязными руками. Это плохо. Нужно всегда мыть руки и лицо.

- Рома, Лера, Алена давайте поможем кукле привести себя в порядок, вымыть руки и личико, да? - Да.

- Сейчас мы научим тебя умываться, и ты станешь красивой девочкой.

Идем с куклой в умывальную к раковинам, открываем  кран – сначала с холодной водой, затем с горячей, делая теплую воду. Все действия сопровождаются словами.        

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

- Сделаем теплую водичку.

- Но сначала надо засучить рукава.

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить.

Буль-Буль-Буль, журчит водица,

Все ребята любят мыться!!!

Кто рукавчик не засучит,

 Тот водички не получит.

- Намочим Кате руки водой, затем возьмем мыло и намылим их.

- Рома, покажи, пожалуйста, как нужно брать мыло и намыливать руки.

- Что ты взял, Рома? - мыло.

Мыло душистое, белое мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкой!

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло-

Мыло тебя, наконец, бы отмыло!

- Возьмите мыло, сложи ладошки лодочкой, набери водички, смочи ручки, а теперь намыль их мылом, потри ладошка об ладошку – вот так.

- Молодец, правильно.

В руки мыло мы возьмем,

И водичку мы польем.

Моем руки быстро, быстро, быстро,

Моем руки чисто, чисто, чисто.

- Давайте, и лицо помоем Кате, чтобы у нас она была чистая и красивая!

- Вот мы с вами вымыли руки, личико, теперь отожмем  водичку с рук. Сделаем «замочек», отожмем водичку и стряхнем, чтоб водичка не капала на пол. Молодцы! А что же теперь нужно нам сделать?

- Правильно, Рома, вытереть руки и лицо своим полотенцем!

-Алена, где твое полотенце? Покажи, какая у тебя картинка нарисовано? – Леечка. Берем полотенце на ладошки. Покажи свои ладошки.

Помогаю, кладу полотенце на ладошки, чтобы оно было в развернутом виде.

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

Мы ребята-молодцы!

 Сами умываемся.

 Полотенчиком своим

Сухо вытираемся.

- Все ребята умылись, стали чистыми и красивыми, и кукла Катя тоже стала чистой.

- Спасибо, ребята, вам, что помогли мне умыться, теперь я тоже как вы буду сама умываться с мылом и вытираться полотенцем.

- Как хорошо, что мы научили Катю умываться.



Предварительный просмотр:

Тема:

Задачи:

Образовательные: 

  1. Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение (ложка, тарелка, чашка, блюдце).
  2. Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
  3. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
  4. Учить есть ложкой. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослого (как умеют), задвигать стул.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом.
  2. Развивать внимание, память, восприятие, используя окружающую обстановку и общение с ребенком.

Воспитательные:

  1. Воспитывать элементарные навыки культуры поведения.
  2. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
  3. Поощрять самостоятельную деятельность детей.

Методы и приемы:

 Словесные: художественное слово, чтение потешек, стихов, песенок; вопросы, напоминание.

Наглядные: рассматривание картины «Дети обедают», показ выполнения действий

Практические: игровая мотивация, поощрение, показ выполнения                                                действий, использования метода «пассивных действий».

Материал: набор чайной и столовой посуды, куклы.

Предварительная работа: Игры-занятия с куклой, мишкой:  «Накормим куклу обедом», рассматривание  посуды, картины «Дети обедают». Пример взрослого во время режимных моментов.

Индивидуально-дифференцированная работа:

Ход занятия:

 Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель вносит в группу картину «Дети обедают», обращает внимание детей на нее.

- Посмотрите, ребята, на картине нарисованы дети. Они сидят за столом и кушают.

Когда я кушаю –

 Никого не слушаю...

- На столе стоит посуда.

Обращаю внимание на посадку детей за столом, на то, что дети держат  ложку в правой руке. Напоминаю, что есть надо аккуратно.

- Посмотрите, девочка ест суп из тарелки. (Воспитатель показывает девочку и просит кого-либо из детей показать тарелку.)

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках:

Лука головка, красная морковка,

Петрушка, картошка и крупки немножко,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!!!

-Это что в руке у девочки? - ложка.

-Покажи ложку, Алена.

-А эта девочка уже съела суп и пьет чай из чашки.

-Покажи, Рома, где чашку? Скажи «чашка».

-Мальчик тоже ест суп. Покажи, Лера  мальчика, (показывает).

-Вот у него ложка в руке. Что у мальчика в руке? (ответ детей).

-А кто это сидит на табуретке?

-Что делает кукла?

-Покажи, Рома, где чашка, блюдце у куклы?

Дети и кукла едят аккуратно. Платья и рубашки у них чистые. (Обобщение

воспитателя по картинке). А ножки у детей дружно сидят за столом?  Коленочки вместе - они дружатся.

- Когда дети покушают, они встают из-за стола и что говорят?

- Спасибо! (отвечают дети)

...А поел(а)-встал(а) «спасибо» сказал(а).

- А я вам отвечаю «На здоровье»



Предварительный просмотр:

Тема: Баю-баюшки-баю.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять запас понимаемых слов: простейших бытовых действий (раздеваться, одеваться), названий частей тела.
  2. Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки.
  3. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослыми некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.
  4. Приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать расстегнутые туфли, носочки, платье); снимать перечисленную одежду в определенном порядке.
  5. Расширять и обогащать словарный запас существительными, обозначающими название одежды, обуви.

Развивающие:

  1. Помогать детям, запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке  взрослого действий (снять платье, затем туфли, носочки)

Воспитательные:

  1. Воспитывать  бережное отношение к вещам.

Методы и приемы:

Наглядные: показ выполнения действий.

Словесные: чтение стихов, песенок; напоминание, просьбы.

Практические: Сюрпризный момент, поощрение.

 Материал: Кукла Катя с набором одежды (туфли, носки, платье, трусики), кровать, матрас, простынь, подушка, одеяло. Магнитофон.

Предварительная работа: Рассматривание кровати, одежды;  дидактическая игра «Уложим куклу спать». Ежедневное укладывание детей спать.

Индивидуально-дифференцированная работа:

Закреплять названия одежды  и постельных принадлежностей *показывая их – Слава, Ваня, Ярослав, Настя  и **называя  – Рома, Матвей, Алена.

Ход занятия.

Звучит тихая нежная музыка.

- Ребята, куколка Катя погуляла с нами, покушала, устала, и спать захотела.

Мы гуляли, мы гуляли

И немножечко устали,

Чтобы сил еще набрать

Надо нам чуть- чуть поспать.

- Где у куклы кроватка стоит?

Дети показывают кровать.

- Давайте постелем на матрас простынку. Алена принеси, пожалуйста,  простынку.

Воспитатель стеллит на матрас простынку.

- А где же мягкая подушка? Рома положи, пожалуйста, ее на кровать.

Ребенок выполняет просьбу воспитателя.

- Чем мы укутаем Катю, чтобы ей было тепло? – одеялом. Принеси, пожалуйста, Настя.

- Кроватка готова и ждет Катю спать.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в кроватку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать.

Только слон не хочет спать.

Головой мотает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

- Давайте кукле Кате поможем раздеться.

- Куда мы повесим Катину одежду? – на стульчик. Рома, принеси, пожалуйста, стульчик для Кати.

- Что снимаем сначала с куколки, Алена? - Платье.

-  Поднимаем ручки куколке и снимаем платье. Вот как хорошо! Платье повесим аккуратно.

Раздевание идет сверху, то есть сначала надо снять платье или рубашку, а затем туфли, шорты и носки или колготки.

- Настя, помоги снять туфельки куколке Кате.

- Рядышком ставь туфельки у стульчика, чтобы они «дружились»!

Задвигает туфли под стул.

-Затем снимаем куколке желтые носочки. Сначала с одной ножки, потом с другой.

Ребенок снимает носки, кладет на стул. 

- Молодцы, дети, помогли кукле Кате раздеться.

- Алена, положи, пожалуйста, куколку на подушку, и накрой одеялом.

Спи моя хорошая,

Баю-бай, баю-бай!

Куколка любимая

Глазки закрывай.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про кота мурлыку,

Журавля – курлыку,

Лисоньку – хитрюлю,

Мышку – крохотулю,

Зайчика – хвастушку

И жужжалку – мушку,

Про шмеля – гуделку,

Хлопотушку белку,

Про сластену – мишку,

Спи моя малышка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Консультация для воспитателей и будущих родителей на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Воспитание культурно-гигиенических навыков - одна из главных задач воспитания детей раннего возраста. Сюда входит: воспитание опрятности, содержание в чистоте лица, тела. прически, одежды, обуви; восп...

"Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

План самообразования на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научить понимать их...