Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot_rodi.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Консультация для родителей.
Цель: познакомить родителей с целями и задачами патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Уважаемые родители! Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Идеи патриотизма, патриотического воспитания, во все времена занимали важное место в духовной жизни общества. Содержание патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
С давних времен осознание русской земли ассоциировалось с обычаями и традициями Родины. В глубину истории уходят корни, питающие одно из наиболее глубоких чувств – чувство патриотизма. В настоящее время происходит оценка исторического наследия, возрождаются традиции. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает задача патриотического воспитания детей.
Патриотизм является необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в общественном развитии, для укрепления и сохранения российской цивилизации.
Патриотизм является духовным достоянием, фундаментом общественной и государственной систем, важнейшим элементом социального сознания, основой укрепления единства федеративного государства.
Проблема гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стала чрезвычайно актуальной. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из задач ставит приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Корни человека – не только в истории и традициях семьи, но и своего народа, в прошлом края и страны. Знания о своем городе, его героях, – одна из составляющих в духовно-нравственном, нравственно-патриотическом воспитании, в воспитании гражданина. Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью, заботами.
Посещение местных музеев, проведение экскурсий к боевым местам способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном городе, крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.
Необходимо помнить, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. И в этой связи огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Уважаемые родители, нужно найти время, чтобы познакомить ребенка с историей вашей семьи, с родным городом, его достопримечательностями. Ваш сын или дочь учится осознавать себя живущим в определенный временной период, осознавать свою связь с семьей, с городом. Это чувство поможет ему возвращаться в отеческий город, в свою семью, к родным и близким, когда он уже станет взрослым.
Не забывайте, что формирование духовно-нравственного начала наших детей начинается с отношения к самым близким людям, с ближайшего окружения ребенка – с родного дома, детского сада, своей улицы, родного города или села, края, страны с учетом традиций и культурного наследия.
Мы, педагоги ставим следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города;
- учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;
- воспитывать уважение к труду разных профессий;
- развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;
- формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать;
- знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом;
- дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника;
- расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах;
- воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании;
- способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Необходимо помнить, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть сразу. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в семейных беседах, в рассматривании фотографий, во встречах с бабушками и дедушками.
А мы свою работу осуществляем на занятиях, в ходе праздников, в играх. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Следует иметь в виду, что особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Наша задача в данном случае заключается в целенаправленной работе по созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи решаются во всех без исключения видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Итак, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
А в заключении я хочу предложить вам поразмышлять над цитатой: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
Список литературы
- Писарева А.Н. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / Писарева Алла. - М.: Сфера, 2007. - 841 c.
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линнка-Пресс, 2008.– 123 с.
- Савченко В. И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...
Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)
laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...