"Театр и дети"
консультация (подготовительная группа)

Катинас Ольга Сергеевна
У. Шекспир: " Весь мир - театр, а люди в нем актёры!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_i_deti.docx392.19 КБ

Предварительный просмотр:

У. Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры!».

Консультация для родителей:

«Театр и дети».

Выполнила:

Катинас О.С.

Барнаул, 2021

        Театр – это, прежде всего, зрелищная постановка, перевоплощение. Постановка, призванная развлекать, отвлекать и поучать.

         Сегодня детский театр – это театральная постановка для юных зрителей по мотивам народных сказок, старинных преданий и современных историй. Причем представления могут быть разными: от классических спектаклей до интерактивных игр. Но в далеком 1779 году все выглядело совершенно не так…

Свою задумку о детском театре гениальный ученый Андрей Тимофеевич Болотов лелеял давно, детский театр, представлял собой постановку, где в роли артистов выступали юные жители Богородицкого дворца.

          Главной целью детского театра А.Т. Болотова было обучение юных душ основным принципам морали, различию между: добром и злом, искренностью и фальшью, щедростью и жадностью, трудолюбием и ленью. И поэтому никаких поблажек для юных актеров! Дети не играли в постановках – это был труд, тяжелый ежедневный труд, наравне со взрослыми. Вскоре начались нападки, главным обвинением было то, что дети совершенно забросили учебу и трудятся наравне со взрослыми, театр перестал существовать.

Детский театр для детей.

         Творческие круги интеллигенции по всему миру обсуждали вопрос о создании театра для детей, но дальше споров и дебатов дело долго не продвигалось. Первый театр для детей был открыт в 1903 году в Нью-Йорке. Только спустя 15 лет создали первый театр для детей в России при поддержке А. В. Луначарского.

           Сегодня детский театр для детей претерпел многие изменения. Расширился репертуар, ушел в прошлое советский патриотизм, но главная идея А. Болотова сохранилась: через игру, сказку и приключения донести до детей понятия добра и зла, взаимопомощи и безразличия, щедрости и жадности, лени и трудолюбия.

           Несмотря на развитие детских каналов на TV, дети с удовольствием приходят на театральные постановки. Родители знают, что театральное искусство для детей далеко шагнуло за пределы классического понятия театра. Каждый детский спектакль – это маленький волшебный мир, за которым дети наблюдают со стороны и одновременно погружаются в игры, приключения, ситуации.

Какие бывают детские театры?

Детских театров три крупных группы: верховые, настольные, напольные.

К верховым видам относятся:

Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места, рекомендуются для поездок на природу, море, в поезде, автомобиле, автобусе. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.

Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Такой вид детского театра часто используют в своей деятельности психологи, логопеды, педагоги. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.

Театр на гапите – это кукольный театр, полые тельца персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами би-ба-бо, ограничены.

Театр тростевых кукол отличается тем, что к движущимся конечностям персонажей прикреплены специальные тонкие трости, с помощью которых актер управляет куклой. Маленьким детям сначала трудно управлять сказочным героем, но, немного потренировавшись, малыши с удовольствием превращаются в артистов.

Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.

К настольным видам театра относятся:

Теневой театр – для его создания потребуется экран, яркий источник света, бумажные декорации и фигурки. Дети обожают теневые спектакли, но руководить главными героями сложно. Да и взрослым понадобится немного тренировки и сноровки. Для детей театр теней – это в большей степени зрительное представление. Как вариант, можно предложить ребенку управлять простым персонажем и (или) озвучивать кого-нибудь.

Театр на фланелеграфе, его разновидностью могут послужить магнитные фигурки. Как правило, это плоский театр, а его герои располагаются (лежат) на какой-либо поверхности. Фланелеграф может быть выполнен из фланели или из обычного листа бумаги, разрисованного под любую декорацию. Либо это может быть магнитная доска, которую ставят у стены, а персонажи с магнитиками при этом не падают и не соскальзывают. Рекомендуется для развития координации движения, пространственно-плоскостного мышления, фантазии.

Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке. Этот вид театра также не занимает много места и с ним можно играть, например, в вагоне поезда.

Предметный театр можно назвать обычным игрушечным театром, а в качестве персонажей используются либо театральные стандартные наборы, либо привычные игрушки из коллекции ребенка. Театр этот обычно располагается на столе, в организации декораций участвуют кубики, конструктор, коробочки, самодельные ширмы.

К напольным видам театра относятся:

Театр марионеток – куклы-персонажи большие по размерам, их напольным передвижением занимается опытный кукловод с помощью ваги. Марионеток можно назвать старшими братьями и сестрами тростевых кукол, но они, как правило, более яркие, объемные, сложны в управлении.

Театр кукол с «живой» рукой отличаются крупными куклами, управляемыми актером, который находится на виду зрителя. Основа таких кукол – деревянный стержень и голова, выполненная из папье-маше. Кукла может быть подвешена кулоном на актера, который работает только руками.

Театр ростовых кукол. Роль персонажей выполняют сами актеры, которые надевают специальный театральный костюм. Ростовые куклы используются не только в театрах, но и анимационных коротких представлениях, на бизнес-презентациях, тематических детских и взрослых вечерах.

Теперь вы имеете представления, какие есть театры для детей, и сможете выбрать для ребенка подходящий.

Костюмы и декорации для домашнего театра.

         Деткам чуть постарше можно перейти от кукольного театра к «настоящему» с ролями, костюмами и декорациями.

         При подготовке костюмов в ход пойдут старые платья, лоскутки тканей, платки.  

         Для грима пожертвуйте содержимым своей косметички, наверняка там найдется много уже ненужной косметики.  

         Музыка – вот что помогает ожить сказке. Чтобы спектакль стал более веселым и ярким, можно подобрать музыкальное сопровождение. Запишите на диск и включайте негромко музыку во время представления.

         Натяните веревку и повесьте на нее большой кусок полотна или гардины – вот и получилась ширма. Украсить ширму можно вырезанными из бумаги цветами, птичками, звездами или снежинками, в зависимости от вашей фантазии и темы спектакля.  

         Какой же театр без декораций? Их подготовка в домашних условиях может занять время.  Декорации делайте так, чтобы их можно было использовать в других спектаклях. Например, деревья можно с одной стороны раскрасить зеленым, а с другой стороны желтым цветом, чтобы показать осень и лето. Можно натянуть нитку и на нее повесить, вырезанные из картона, солнышко и облака. Творите вместе с ребенком, придумывайте вместе, что еще можно сделать.

         Ребенок с удовольствием примет участие в оформлении сцены. Не важно, если что-то будет вырезано и раскрашено неаккуратно, важно, что ребенок это делал с удовольствием. Творите вместе с ребенком, придумывайте с ним.

         Для себя оставьте роль рассказчика – должен же кто-то вести повествование: «Жили-были дед да баба…» и руководить всем процессом: следить за выходом маленьких артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется.

         Главное помните, что дети – не актеры. У них не хватит терпения выучить свою роль на зубок, поэтому не пытайтесь добиться от них актерской отдачи и идеальной слаженности. Так вы легко можете отбить интерес к вашей увлекательной затее.

        Не жалейте времени на домашние постановки – результат будет стоить того, ведь для ребятишек это настоящий праздник. Можно устроить настоящий праздник с представлением. Вручите театральные билеты, специально нарисованные по этому случаю, родственникам, соседям или близким. Также не забудьте устроить антракт с сладостями и напитками.

Польза домашнего театра.

         Домашний театр поможет научить ребенка правильно вести диалог, искать выход из сложных ситуаций, развивать память и самостоятельность мышления, обогащать словарный запас. А детская память сохранит яркие впечатления о вашем увлекательном совместном времени провождении.

Театрализованные игры развивают у детей выразительную речь и творческие способности. И хотя увлечение домашним театром, как правило, заканчивается вместе с детством, навыки общения, импровизации, фантазии, а главное – разговорные навыки остаются. Любые выступления раскрепощают ребенка и помогают побороть стеснительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра. Для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра.Для детей старшего дошкольного возраста     Воспитатель: Клет...

Правила поведения в театре для детей. Если ты идёшь в театр

Ты, конечно, любишь ходить в театр и часто бываешь там не только с родителями, но и со своими одноклассниками. Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но...

Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей группе: "Играем в театр"

Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей  группе: "Играем в театр...

Сценарий викторины ко дню Театра для детей старшего дошкольного возраста "Азбука театра"

Вашему вниманию предлагается сценарий викторины ко дню Театра....

Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?

Полезная рекомендациядля родителей - чем полезен теневой театр, как радует детей эта забава, как удержать интерес детей теневого театра не на один раз...Как можно сделать своими руками теневой театр и...

В рамках проекта "Театр для детей" консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома».

Консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома». «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр   великий русский поэт...