ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ И СЕМЬИ
консультация (младшая группа)

Кокорина Евгения Валерьевна

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ДОУ И СЕМЬИ

Термин «взаимодействие» означает общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством традиционных и нетрадиционных - новых, инновационных  форм общения.

Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя, общение с педагогом носит формальный характер.

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

  • коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;
  • индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
  • наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото.

Нетрадиционные ( инновационные) формы делают родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.

Инновационные формы предполагают:

- активную позицию родителей, партнерство с педагогами;

- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям;

- применение полученных знаний  в семье.

Предлагаемые формы можно разделить на  четыре группы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые;
  • познавательные;
  • наглядно-информационные;

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы,  класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются ответы специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Досуговые формы – это совместные праздники, квесты– (логическое поэтапное решение задач для выполнения поставленной цели), конкурсы, досуги. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К этим мероприятиям можно отнести такие  конкурсы, как «Украсим елочку», «Сладкий час», «Любимые кулинарные рецепты моей семьи»,  дефиле для детей из бросового материала; «Театральные фестивали», ярмарки, «Творческие мастерские»; игры: «Устами младенца».

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.

Форма проведения: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, круглый стол,  собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения); собрание – конкурсы (на которых, родители, получив информацию к размышлению, могут продемонстрировать свои успехи в данных областях); собрание – практикум (обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике); родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность); тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей); клубы для родителей (данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания), устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

 

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

  • Информационно – ознакомительные;
  • Информационно – просветительские. 

Задачи информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с  дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, дни открытых дверей. Примечательно, что для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске или просмотреть видеоролик. Сюда же относятся современные выставки детских рисунков и фотографий, например,  «Моя семья на отдыхе», поделки из природного материала, изготовленные руками взрослых и детей.

Одна из инновационных форм - переписка с родителями при помощи электронной почты, когда воспитатель делает рассылку по всем адресам, или создается общий почтовый адрес, доступ к которому имеет как воспитатель, так и родители. С письмами, отправленными на общий электронный адрес, знакомятся сразу все родители, письма не теряются; родители могут задавать вопросы и видеть все ответы на них. Электронная почта служит важным инструментом того, чтобы информация доносилась быстро и «сразу всем».

Сайт группы , группа в «Одноклассниках» или «ВКонтакте» - это еще одна форма работы с родителями через интернет, где мы можем выложить на всеобщее обозрение большое количество разнообразной информации. Важно продуманно создать вкладки, например, домашнее задание, фотоальбом, информация о группе. Для того, чтобы родители успевали следить за работой сайта (группы) необходимо обновлять информацию в определенное время.

Общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно и не требует дополнительного времени у родителей.

Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста: это -  выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация, библиотека для родителей по основным проблемам семейной педагогики;   информационные стенгазеты, где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о.».., в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.  Организация «Игротеки» поможет родителям разучить простые, интересные и познавательные игры.      

      Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи  и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

Реализация компетентностного подхода в работе с семьей с использованием инновационных форм

На современном этапе в условиях введения ФГОС дошкольного образования ДОО  должна выступать объединяющим и координирующим звеном в процессе интеграции воспитательного воздействия всех субъе...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"

Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...

Опыт работы "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ"

Одним из основных требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является вовлечение семей в непосредственно образовательную деяте...

Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания ребенка

Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями-установление партнерских отношений...