Консультация для педагогов Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
консультация (младшая группа)

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»

Природа — важное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Основная задача ознакомления дошкольников с природой в детском саду — воспитание любви, интереса и бережного отношения к ней.

В наш скоротечный век общение с природой очень ограниченно, поэтому развитие эмоционально-положительного отношений к ней отстает от усвоения детьми соответствующих знаний. Установлено, что те знания, которые не окрашены чувствами, переживаниями, любопытством, всегда чисто формальны. Без настоящего интереса у детей не может формироваться бережное отношение к природе.

Проблема малых знаний о природе, неумение применять свои знания в общении с ней, все это побудило меня взять тему по самообразованию во 2 младшей группе «Экологическое воспитание младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность». Эта тема идет параллельно с моей прошлой темой по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников». Поле для работы по этим темам очень разнообразно и интересно, как для детей, так и для воспитателя.

Основной задачей этой темы по самообразованию является воспитание экологической культуры у дошкольников, и как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.

Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе - сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оборвал бутон от цветка, вырвал с корнем гриб, ребенок выполняет эти действия и не понимает, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает. Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т.  д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это — результат нравственной невоспитанности детей.

Детям, особенно младшего возраста свойственна подражательность, на основе которой он видит образцы поведения взрослых: их поступкам, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т.  д.

Перед собой для достижения цели я поставила задачу экологического воспитания:

формирование у детей элементарных представлений о растениях и животных, насекомых и птицах, как живых организмов и их взаимодействии с окружающих средой.

В связи с выбранной темой создала картотеки «Экологические игры детей младшего возраста» «Наблюдения в природе (на участке)» «Опыты и эксперименты детей в природе»

Формы работы по экологическому воспитанию

Прогулки:

*игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, шишки)

*игровые упражнения («Найди по описанию» «Узнай по описанию» и т.  д.)

*игры с игрушками, приводимыми в движение ветром (султанчики, воздушный змей и т.  д., узнают направление ветра)

Экскурсии:

*знакомство с растениями, животными, насекомыми и т.  д.

*сбор природного материала

Наблюдения:

*из окна группы, на участке

Чтение художественной литературы

*сказки, стихотворения

Опыты:

* знакомство со свойствами воды, снега, песка

Беседы

Труд в уголке природы

Огород на подоконнике

Рассматривание альбомов, картин о природе

Конкурсы, выставки детских рисунков

Конкурсы «Лучшая поделка из природного материала» (по сезонам) :

*с привлечением родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер

Праздники, развлечения:

*настольный театр

*просмотр мультфильмов

* театрализация

Дидактические игры

Загадки

Создание мини-музея по темам (природа нашего края)

*животные

*насекомые

*птицы

*растения

Трудовые поручения

* полив, рыхление растений

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей:

*анкетирование

*консультации

*беседы

*метод домашних заданий

* выпуск стенгазет о природе совместно с детьми

*мини-лекции по экологии

*подготовка буклетов по природе нашего края

Проекты

*«Моя малая Родина»

*«Покормите птиц зимой»

Все перечисленные формы работы и поставленная задача тесно взаимосвязаны между собой и поэтому рассматривать и решать их надо в комплексе.

Когда знания даются систематически с использованием разнообразных форм, то это формирует у детей определенные знания, умения и формирует желание заботиться о живом.

Планирую использовать в работе совместную деятельность взрослого и ребенка, потому что это самый сильный стимул к познавательной деятельности, желанию приобретать новые знания.

Большую роль в работе буду уделять проведению опытов. Создала картотеку по возрасту детей 3-4 года, где предлагаются различные виды эксперементирования. В процессе опытов и эксперементирования у детей формируются знания: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней, в морозную погоду снег хрустит, рассыпается — из него невозможно лепить, в теплую погоду снег начинает подтаивать, становится влажным — из него можно лепить различные фигуры. Песок сухой- сыпется, мокрый -нет. Можно продолжать бесконечно, что можно исследовать в природе и все это очень интересно детям.

В группе создан уголок эксперементирования, где имеются необходимые предметы для работы: центр воды и песка, формочки для опытов с песком, бутылочки, стаканчики для опытов и игр с водой, ситечки, сачки и т.  д.

Когда дети научатся наблюдать природу, видеть её необычную красоту, когда овладеют несложными способами выращивания растений, научатся ухаживать за животными, когда будут иметь элементарные знания о природе — все это будет способствовать развитию заботливого отношения к природе. Формирование бережного отношения к природе способствует эстетическому восприятию, любознательности, самостоятельности, у ребенка воспитываются нравственные качества, происходит совершенствование знаний и развитие умственных способностей. На этой основе и формируется любовь к родному краю, желание узнавать и познавать новое.

Это первая статья, в которой я хотела рассказать о мотивах выбранной темы по самообразованию и её необходимости реализовать со своими малышами. В дальнейшем планирую писать о всех мероприятиях, которые мы будем проводить в совместной деятельности. Все работы оформляются фотовыставкой, альбомами, дети с удовольствием создают свои «шедевры» и конечно, нам помогают нам родители.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Наш опыт заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Цели и задачи экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач в воспитании, обучении и развитии ребёнка:

-формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями.

-развивать познавательный интерес к миру природы.

- воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы.

-формировать умение и желание сохранять природу.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Центре науки» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

Знания и умения детей.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдает за цветущими растениями, В НАШЕЙ ГРУППЕ БЫЛ СОЗДАН ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ, И МЫ НАБЛЮДАЛИ ЗА ростом лука на подоконнике, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать-и -мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май). Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев.

Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. мы, как воспитатели, должны помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять.

Летом луг привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Луг для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней. Цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга.

С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.

В своей работе с детьми мы используем такую форму работы как проект.

Проект «От семечка к семечку».

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов.

Задачи:

-учить правильно ухаживать за растениями.

-дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

-развивать познавательные и творческие способности детей.

-формировать осознанно-правильное отношение к природе, к труду человека.

Проект «Цветочный калейдоскоп».

Цель: знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

-углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

-учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

-упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

-закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках творческих работах.

-формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами

-воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я провела ряд экологических акций: «Покормите птиц зимой» «Посади дерево». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе.

Для систематизации полученных знаний мы используем чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»

Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные прои...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание младших дошкольников».

Консультация о воспитании правильного отношения детей к природе....

Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

laquo;Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»     Воспитатель:Рябцева О.В....

консультация для педагогов: Познание окружающего мира по средствам опытно - экспериментальной деятельности"

Консультация для педагогов:  Тема: «Познания окружающего мира по средствам опытно –экспериментальной деятельности»....

Экологическое воспитание старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно ...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание для дошкольников»

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования...